“Армения: перспективы экономического развития”

Недавно Армения заявила о своем желании присоединиться к развивающемуся Евразийскому интеграционному проекту, в частности, вступить в Таможенный союз. Каким экономическим потенциалом обладает Армения по сравнению с другими странами Закавказья? Как можно оценить энергетические связи России и Армении и как в целом складываются отношения между двумя странами в области экономики? Ситуацию комментирует заведующая отделом экономических исследований Института стран СНГ, д.э.н. Аза Мигранян.

В 2013 году Армения объявила о намерении вступить в Таможенный союз. На Ваш взгляд, это решение было продиктовано в большей степени вопросами безопасности или экономическими соображениями?

Данное решение абсолютно обосновано, и оно было продиктовано двумя факторами: экономической безопасностью, экономическими интересами и национальной безопасностью. Эти вопросы взаимосвязаны, невозможно отделить один от другого. Экономическая безопасность для Армении, прежде всего, заключается в энергетической безопасности. Соответственно, эти вопросы на сегодняшний день возможно решить только с помощью России, российских поставок и посредничества в проектах, связанных в том числе с поставками российского и иранского газа и сотрудничеством между Арменией и Ираном по электроэнергетическим проектам. Поэтому в данном случае это жизненное пространство во всех смыслах: и экономическая, и финансовая, и продовольственная, и, конечно, национальная безопасность.
 
Как вступление Армении в Таможенный союз повлияет на экономическое положение страны, и какой будет прогноз роста экономики Армении? На какие отрасли вступление в Таможенный союз окажет наибольшее влияние?

Аза Мигранян

На основе данных Евразийского банка развития армянские и российские экономисты подготовили сравнительную оценку прироста ВВП в случае вступления Армении в Евразийское сообщество и присоединения к соглашению об ассоциации с Европейским союзом. В данном случае сравнение однозначно в пользу Евразийского проекта, так как в первые три года ожидается прирост ВВП до 5%. В первые два года Армения получит прямую финансовую выгоду от снижения пошлины и цены на поставки российских энергоресурсов. В то же время предусмотрена отмена пошлины на алмазное сырье. Эти две составляющие носят системообразующий характер для экономики Армении, так как в первом случае речь идет о полном жизнеобеспечении не только промышленности страны в целом, но и населения. Во втором случае поставка алмазов и отмена пошлины на них означает увеличение экспортных возможностей и потенциала Армении, а соответственно, и улучшение торгового и платежного баланса. Для Армении экономический эффект возникает, в первую очередь, за счет усиления сотрудничества с Россией и углубления взаимоотношений в рамках интеграционного проекта. Ожидается, что этот проект подтолкнет Армению к сотрудничеству с Казахстаном и Белоруссией, которое на сегодняшний день ограничено и не оказывает существенного влияния на экономику республики. Тем не менее на переговорах с Белоруссией идет достаточно серьезное продвижение по вопросу поставок технологического оборудования. Единственная проблема, о которой сегодня говорят противники Евразийского проекта, – это невысокий уровень конкурентоспособности Евразийского союза, в том числе в плане промышленной кооперации. Здесь необходимо рассматривать и четко разделять вопросы модернизации, технологического оборудования и вопросы комплексного подхода, решение проблем финансирования и сырьевых поставок и, в первую очередь, устранение коммуникационных барьеров.

На какой стадии находится реализация таких амбициозных проектов, как продление срока действия армянской АЭС до 2026 года и строительство газопровода «Иран – Армения» с участием «Газпрома»? Как Вы оцениваете их перспективы?

По АЭС работа ведется достаточно интенсивно. Вопрос о продлении срока действующих энергоблоков будет решен положительно. Технические параметры уже согласованы. Что касается дальнейших прогнозов развития атомной энергетики, то в «дорожной карте» присоединения Армении к Евразийскому проекту предусмотрен пакет соглашений по промышленной кооперации, и в первую очередь, это строительство российской стороной третьего энергоблока атомной станции. Что касается строительства иранского газопровода, то выгоды для Армении очевидны. Это диверсификация поставок и, соответственно, укрепление энергетической безопасности в случае возникновения коммуникационных проблем на пути продвижения российского газа. Схема иранского газопровода предполагает достаточно тесную интеграцию всех трех государств, и, таким образом, проект уже выходит за рамки Евразийского союза. Этот газопровод имеет достаточно важное значение, поскольку серьезно меняет топливно-энергетическую конфигурацию и региональный рынок в пользу Армении и обеспечивает ей не только большую автономность, но и возможность превращаться из пользователя в транзитера, уже позиционируя себя в качестве равного игрока на этом рынке. Кроме того, этот газопровод имеет существенное геоэкономическое и геополитическое значение. Перспективы проекта достаточно неплохие, но реализации препятствует большое количество политических проблем, связанных с ситуацией вокруг Ирана и его изоляцией от мирового рынка, в частности, с санкциями по сделкам и финансовым расчетам с Ираном.
 
Российско-армянские отношения отличает тесное политическое взаимодействие, но в экономической сфере интенсивность не столь высока. Какими, на Ваш взгляд, могут быть рекомендации для Российской Федерации по улучшению экономических отношений с Арменией? Какие шаги и в каких отраслях следует предпринять?

Я не считаю, что экономические отношения между Россией и Арменией не столь интенсивны. Скорее, можно говорить о том, что они не столь эффективны.

Роль России и российского и присутствия на рынке Армении практически во всех отраслях однозначно слишком высока, что, кстати, серьезно настораживает и местные органы власти, и оппозиционные силы, подогреваемые извне. Однако вопрос заключается не в том, чтобы наращивать валовые объемы и масштабы сотрудничества, а скорее изменять качественные характеристики, тем самым увеличивая его эффективность. Для Армении важны перемены в социальной структуре и состоянии армянского общества. Большие надежды возлагаются на подписание пакетных договоров, включающих формирование производственных предприятий, новые виды строительства, инфраструктурные объекты. Это очень серьезный экономический пакет по отдельным большим и долгосрочным проектам. Эти проекты должны решить главную задачу для Армении – создание достойно оплачиваемых рабочих мест. В этом случае мы можем говорить о том, что Россия обеспечит себе поддержку на долгие годы, поскольку социальный эффект – наиболее перспективный, при этом он плохо поддается политтехнологическому влиянию. Если эти проблемы удастся решить благодаря российскому капиталу, то, конечно, задачу можно считать выполненной, с точки зрения и российских, и армянских интересов. К сожалению, на сегодняшний день эта задача решается крайне вяло.

Беседовал Илья Иванов, программный ассистент РСМД.

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4127#top