Держитесь правды или о проблеме манипуляции сознанием в современной России

Гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степан Сулакшин.

Постсоветские российские годы характерны тем, что страна выбирала свой новый облик, свою новую социально-экономическую и политическую модель в политическом дискурсе, в кризисных политических событиях типа 1993 года, в практике государственного управления и государственного строительства. Выбраны формы и пропорции собственности, ориентация на отраслевую структуру экономики и структуру экспорта и импорта, объем внешнеэкономического оборота. Выбрана мода деятельности Центробанка. Бюджетные пропорции и межбюджетные правила центр-регионы. Выбрана доля участия государства в делах экономики и социальной сферы. В целом модель страны является экстремально либерализованной и космополитической. Данные оценки не публицистичны, а технократичны, т.к. мы речь ведем о количественных пропорциях в материально-финансовом устройстве страны, например, о доле госрасходов в ВВП, доле госимущества в структуре собственности, превышении экспорта над импортом и т.п.

Объективный анализ итогов развития показывает, что избранная модель несовместима с успешностью развития страны. Деформируются структурные отраслевые, социальные и региональные показатели, деградируют гуманитарные и социальные потенциалы, из страны бегут мозги,  молодежь и капиталы. Нет, пожалуй, ни одной сферы жизни страны, в которой не шли бы процессы  качественной деградации и количественной деформации. Процессы очень тревожны и кризисогенны.

Однако, настроения официальной власти и государственного пропагандистского аппарата вполне оптимистичны. Если не вдаваться во второстепенные  детали, то формула такова: все делается правильно, страна успешно развивается, власти у нас самые лучшие и эффективные, поэтому ничего и никого не нужно менять. Нужно избирать и переизбирать тех же самых авторов этих «успехов» и всяческим образом демонстрировать «бурные и продолжительные» аплодисменты.

Почему с таким подходом нельзя соглашаться? СССР бурные и продолжительные эксперименты довели до краха. Наша теория политического спектра доказывает, что кризис национального безмыслия – вещь более, чем реальная. Если в обществе исчезает способность критически мыслить, адекватно оценивать факты развития страны, то рано или поздно  ошибки  госуправления, неудачные или диверсионные вредоносные решения и результаты приведут страну к краху.

Это тревожно, это заставляет думать и взывать к той же власти. Ведь не суть персоны, суть содержание их политики и управления. Смените ошибочные и неудачные решения – и тогда поддержка вас обществом станет не ложной и деструктивной, а искренней и созидательной. Таков наш принципиальный подход.

Как более точно представить себе о чем идет речь? Мы взяли конкретную пропагандистскую разработку, которая как инструктивное письмо тиражируется по механизмам государственной пропаганды, информационными зондеркомандами в интернете, разработку типа «все хорошо и лучше не бывает» и реально манипулирует массовым сознанием. Конкретные тезисы из этой разработки выделены жирным шрифтом. И для каждого тезиса дали свой доказательный комментарий.

Выделяются несколько моментов в таком сопоставлении. В одном типичном случае выявляется просто подлог цифр. Это простой случай обычной лжи. Во втором случае даются лукавые цифры. Например, рост валовых экономических показателей, в частности ВВП. Рост в десятки раз! Но не говорится, что это счет в текущих ценах, а это значит, что показан не экономический рост, а результат инфляции. Это та же ложь, но более хитрая.

Самый тонкий третий случай. Это когда результат развития интерпретируется,  не имея прямой лобовой ценностной окраски. Например, начался рост численности населения России! Это большой успех. Успех? Вроде бы конечно. Но если взглянуть на детали, то они таковы: рост происходит за счет иммиграции цивилизационно чуждого контингента, что обещает (вслед за крахом мультикультурализма в Европе) национальные конфликты. Рост происходит за счет национальных республик  России (действительно порадуемся за них) при продолжающемся сокращении русского народа. И получается, что существуют такие результаты развития, оценка которых носит интерпретационный характер. А он в свою очередь зависит от решаемой задачи. Они могут быть разными.

1.  Нужно пропагандировать постоянные и повсеместные «успехи» власти. Отсюда апологетическая интерпретация.

2.  Нужно гнобить и обвинять власть во всем и вся. Это позиция геополитического врага, пятой колонны  и облыжной оппозиции. Чаще всего у такой оппозиции собственной конструктивной профессиональной программы нет. Кроме как желания занять кресла.

3.  Быть справедливым и по возможности беспристрастным в оценках. Выдвигать открыто и четко ценностные критерии, затем применять их к статистикам и фактам, и выводы получатся сами собой. Уважать именно такие выводы. Они крайне ценны для адекватного, научно обоснованного госуправления. Дискуссия в этом случае ведется не на стадии интерпретации. Она ведется на стадии выработки ценностных критериев: что хорошо, а что плохо. Что важно, а что неважно. Что есть добро, а что есть зло. Это стадия формулирования собственной идеологии. Идеологического размежевания.

Третий подход наиболее открытый и честный. Именно он должен бы применяться в государственном управлении, в общении власти с народом. Те страны, в которых избран третий подход, имеют шанс быть наиболее успешными. Те страны, которые живут в рамках первого и второго подходов, – самые неудачные.

Итак, дадим конкретный живой пример из текущей практики нашей страны. Выделенный текст – это цитаты. Пример говорит лучше любого теоретического предпослания. Цифры и данные нашего комментария взяты из официальных источников Росстата.

Цитата: «За 12 лет Путин увеличил бюджет России в 22 раза, военные расходы - в 30 раз, ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-ое место)»

На самом деле, с 2000 по 2014 год Россия увеличила объем своего ВВП, заняв 8-ое место при ранее занимаемом 19-ом. ВВП за этот период вырос в 1,75 раза. Рост в 12 раз  - это ошибочный расчет,  включающий инфляционный рост.

В 2003 году было обещано удвоить ВВП за 10 лет в два раза. Эта задача не решена, ВВП увеличился всего на 48%. Рост ВВП  - это не заслуга системной реформы или продуманной экономической политики, капитализации в развитии, создания новых производств или рабочих мест, это результат роста цены на нефть. На графике представлена динамика роста цен на нефть и ВВП в текущих ценах (рис.1.). Нефтяные доходы на 55 % обеспечивают доходы федерального бюджета. Хорошо видно как в 2008-09 гг. спад цен на нефть вызвал падение ВВП на 8%. В тот же период труженик - Китай имел рост ВВП в 8%. Спад ВВП в России в эти кризисные годы был одним из самых больших для всех стран мира.

Рис.1. Динамика ВВП и цен на нефть (по данным Росстата)

Для сравнения, в Казахстане, который также является сырьевой энергетической страной, ВВП за этот же период вырос в 2,6 раза. Данные по росту ВВП  с 2000 по 2013 гг. по сопоставимым экономикам (входящим в десятку крупнейших) представлены на графике (рис.2.).

Рис.2. Рост ВВП крупнейших экономик мира за период 2000-2013 гг. (по данным МВФ)

И не надо забывать, что процент прироста в ведущих странах «весит» в материальном плане пропорционально их ВВП. У США он около 15 триллионов долларов. Примерно в 10 раз больше, чем у России.

Бюджет страны также контрпродуктивно считать в текущих ценах. По косвенным расчетам он вырос в 1,94 раза. Фактически, государство стало искусственно сдерживать рост бюджета при растущем ВВП, изымая часть нефтяных доходов для резервов. Поскольку доходы федерального бюджета на 55% обеспечены нефтью, государство наращивало этот сектор в экономике в ущерб остальным. Итогом этому стал рост доли нефти в экспорте с 53,8 % до исторически рекордных в первом полугодии 2014 года 71,2%. Государство стало специализироваться исключительно на экспорте сырья, наращивая и импорт в страну. Если очистить данные экспорта и импорта от нефтяного сектора, то объем импорта в Россию в 2 раза превысит объем экспорта. Но ведь это фактор десуверенизации страны. На сегодня в режиме международных санкций для давления и нанесения ущерба нашей стране используется именно он.

Увеличение доходов федерального бюджета было обеспечено за счет введения налога на добычу полезных ископаемых, который сейчас составляет 19,3% доходов бюджета и увеличения доходов по статье внешнеэкономическая деятельность, на долю которой приходится 32,35% доходной части бюджета. Таким образом, «заслуга» власти в области увеличения бюджета состоит лишь в том, что она повысила доходность бюджета государства от несуверенного (цены и объем закупок определяет зарубеж) нефтяного сектора.

Цитата: «За 12 лет Путин увеличил военные расходы в 30 раз.»

Военные расходы росли пропорционально росту бюджета. Их доля в структуре консолидированного бюджета сократилась с 8,63% до 8,32%, в структуре федерального бюджета выросла с 14,59% (2002 г.) до 15,77 %. Таким образом, никакого роста военных расходов в 30 раз не произошло.

Цитата: «За 12 лет Путин увеличил золотовалютные резервы в 48 раз!»

Золотовалютные резервы (ЗВР) пополнялись за счет нефтедолларов, то есть их рост  - это в первую очередь результат мировой конъюнктуры на рынке нефти и выведения национальных доходов из оборота, их замораживания. В текущих ценах они выросли в 18 раз. При косвенном расчете их реальный рост составил 3,74 раза. В отношении структуры ЗВР следует отметить, что значительно снизилась доля монетарного золота в пользу увеличения доли в иностранной валюте и ценных бумагах (рис.3). Тем самым Россия использует 90% своих золотовалютных резервов для поддержания иностранной экономики, в то время как эти средства могли быть не изъяты из национальной экономики, а направлены например на поддержку реального сектора.

Рис.3. Структура золотовалютных резервов государства (по данным ЦБ)

Сейчас объем ЗВР завышен и превышает потребности страны в 4,77 раза (по общепринятым нормативам т.н. закона Рэдди). Недостаточное предложение денег, которые оказались законсервированы в резервах, порождает спрос на внешнем рынке, в результате чего растет внешний корпоративный долг (достиг уже более 700 млрд долл). Санкции, предусматривающие запрет на покупку долговых обязательств российских эмитентов сроком свыше 90 дней, доказали, что такая политика ведет к десуверенизации страны. Частный сектор оказался зависим от иностранного капитала и столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Все это итог неготовности правительства финансировать собственную экономику.

Цитата: «За 12 лет Путин вернул 256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию (осталось вернуть 3!).

Речь идет о месторождениях, которые должны были попасть в перечень месторождений в рамках проектов по СРП. Эти месторождения никогда не были в иностранной юрисдикции, так как перечень так и не был одобрен Государственной Думой. Согласно соглашению в распоряжение иностранного инвестора передавалась часть доходов – 30%, остальные остаются в российской юрисдикции, данное положение было закреплено в законе еще в январе 1999 года. Не были предприняты шаги, ограничивающие отток капитала из России. Нефтегазовые доходы продолжали и продолжают оседать в оффшорах. Например, даже сделка по продаже Сибнефти осуществлялась через оффшорные компании.

Цитата: «За 12 лет Путин разорвал кабальнейшие «либеральные» в истории соглашения о разделе продукции.»

Соглашение о разделе продукции до сих пор предусмотрено в российской практике. Закон принят в 1995 году, последние поправки вносились в 2011 году. По данному соглашению сейчас реализуется три крупнейших в России проекта:  Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total), «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil),  «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

По мнению ряда экспертов, закон о СРП не заработал в полном объеме благодаря обременяющим его поправкам, проведенным Сергеем Глазьевым. Отмена проектов по СРП происходила в конце 90-ых (1996-1998) благодаря леворадикальной Думе, то есть до прихода к власти Путина.

Цитата: «За 12 лет Путин национализировал 65% нефтяной промышленности и 95% газовой и многие другие отрасли.»

Это не соответствует действительности. До сих пор в лицензиях на добычу полезных ископаемых неявно заложен переход федеральной собственности, например, на нефть в депозитном состоянии, в собственность фирмы, добывающей ее. Это прямая  приватизация нефтяных месторождений, только в скрытом виде.

В этой сфере важен и такой факт. Страна превращена в сырьевой придаток Европы, обеспечивая 34,4 % потребностей Европы в газе, поставляя туда около 70% извлекаемого в России газа. Россия фактически стала страной с моно специализацией. По данным ВТО, 71,3 % российского экспорта - это сырье, 19,6 – промышленность, 6% - сельское хозяйство. И при этом доля промышленности в импорте составляет 80,1%.

На графике представлены данные по изменению структуры  российского экспорта и импорта (рис.4).

Рис.4. Товарная структура экспорта и импорта (по данным Росстата, Таможенной службы)

Экономический рост в России был обеспечен за счет роста цен на нефть и увеличения объема добычи нефти и газа (рис.5).

Рис. 5. Объемы добычи топливно-энергетических ресурсов (по данным Росстата)

Цитата: «За 12 лет Путин поднял промышленность и сельское хозяйство (Россия уже 5 лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна, обогнав США, которые сейчас на 4-м месте).»

За этот период вклад отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП страны сократился (рис.6):

Рис.6. Вклад отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности в ВВП страны (по данным Росстата)

Страна не обеспечивает себя промышленными товарами, фактически потребляя импортную продукцию. Доля импортной продукции  в общем потреблении достигла рекордных показателей (рис.7):

Рис.7. Доля импорта в потреблении страны (по данным ЕМИСС)

В сельском хозяйстве продолжают сокращаться пахотные пашни, техническая оснащенность тракторами и комбайнами. Страна хотя и сократила импортозависимость по некоторым товарам, на полный уровень самообеспечения ей выйти не удалось (рис.8).

Рис.8. Доля импорта в потреблении продукции сельского хозяйства (по данным Росстата)

По производству зерна Россия не достигла уровня 1990 года, то же самое относится к производству молока и молокопродуктов, яиц, картофеля.

Продажи зерна, снизившие его государственные запасы до 30% скорее похожи на распродажу, что может вести к снижению уровня национальной безопасности. В любом случае этот факт не является иллюстрацией к «успехам» развития сельского хозяйства страны.

Цитата: «За 12 лет Путин увеличил средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз, а средние пенсии - в 14 раз.»

Заработная плата росла быстрыми темпами в период роста цен на нефть. Зарплаты бюджетникам, которые в своих отчетах дает Росстат, не только не соотносятся с действительностью, но даже превышают среднюю по региону зарплату. (К примеру, зарплаты врачей на 41% превышают среднюю по стране, научных сотрудников – на 38,9%, что можно опровергнуть любым опросом сотрудников бюджетной сферы). Напомним также то, что повысить зарплаты бюджетникам было поручено майскими указами Президента регионам (своими финансовыми ресурсами), что в свою очередь привело к увеличению долга российских регионов.

Рост зарплат в стране прекратился в 2007 году, сейчас их уровень за счет снижения темпов роста и двух девальваций, которые правительство провело в 2008 и начале 2014 г. года, ниже уровня 2007 года (рис.9).

Рис.9. Динамика роста средней заработной платы в долларах в постоянных ценах (по данным Росстата, расчет ЦНПМИ)

Аналогична ситуация и с пенсиями российских граждан (рис.10).

Рис.10. Динамика роста средней пенсии в долларах в постоянных ценах (по данным Росстата, расчет ЦНПМИ)

За период с 2000 года по начало 2014 года зарплаты выросли в 2,7 раза, пенсии – в 3,04 раза (реальные показатели без учета инфляции).

Если брать зарплаты госслужащих, то они несопоставимо растут скачкообразно для Центрального Аппарата, Администрации Президента и Правительства, в то время как в среднем по стране остаются низкими (рис.11).

Рис.11. Заработная плата государственных служащих, в руб. (по данным Росстата)

Вырос также разрыв в заработных платах по регионам, лидерами оказались регионы со специализацией в сфере добычи нефти и газа. Население стало больше тратить на услуги ЖКХ и другие взносы, то есть расходы на ЖКХ растут быстрее заработных плат. К этому стоит добавить и сохранение социального расслоения, которое с начала 2000-ых выросло (если в 2000 г. доходы наиболее богатых в 13,9 раз превышали доходы наиболее бедных, то в 2013 г – в 16,4 раз, и это только по данным официальной статистики).

Цитата: «За 12 лет Путин (именно он) снизил вымирание населения России с 1,5 миллионов человек в год в 1999 году до 21 тысячи в 2011 году, т.е. в 71,5 раз.»

За этот период действительно сократилась убыль населения. 2013 год стал первым годом с положительным приростом, но первое полугодие 2014 года снова показало убыль. Демографический рост был обеспечен следующими составляющими (не зависящими от политики стимулирования демографического роста).

  1. Миграция. Происходит рост трудовых низкоквалифицированных мигрантов из Средней Азии, что ведет к проблемам национального характера в российском обществе. Так, только за период с 2002 по 2010 год численность узбеков выросла в 2 раза, таджиков – в 1,6 раз. Миграционный прирост только за 2013 год составил около 300 тысяч человек, и именно он способствовал росту численности населения страны в условиях демографической убыли.

  2. Этническая демографическая дифференциация. Естественный прирост населения России происходит только в республиках исламского и буддистского вероисповедания (в первую очередь в республиках Северного Кавказа, рис.12-13).

Рис.12. Сальдо естественного прироста в национальных республиках РФ с наименьшей долей русского населения (по данным Росстата)

Рис.13. Динамика естественного прироста населения по Федеральным округам (по данным Росстата)

При этом убыль русского населения продолжается. С 2002 по 2010 год его численность сократилась на 2,3 млн. человек Русский этнос не вышел на уровень естественного самовоспроизводства и сокращается на сотни тысяч человек в год (рис.14).

Рис.14. Сальдо естественного прироста в 20 субъектах РФ с долей русского населения свыше 90% (по данным Росстата)

  3.  Вступление в детородный возраст поколения бума 1980-ых. В будущем темпы рождаемости должны замедлиться, т. к. новое поколение людей детородного возраста — это дети 1990-х, когда наблюдалось резкое падение рождаемости. Если за средний детородный возраст принять в 25 лет, то начиная с 2013 г. темпы роста замедлятся, при детородном возрасте в 30 лет в течение последующих пяти лет еще можно некоторое время ожидать рост рождаемости, но с 2017 года она начнет неуклонно снижаться (рис.15).

Рис.15. Связь естественного прироста населения с вступлением в детородный возраст (по данным Росстата, расчеты ЦНПМИ)

Поэтому говорить о демографическом чуде в период2000-2014 гг. необоснованно. Проблема убыли русского этноса не решена, и если эта убыль сокращалась, то в скором времени за счет особенностей поколения 1990-ых годов она снова ускорит темпы. А это значит, что современная демографическая политика способствует изменению национального состава государства и ведет к утрате цивилизационной идентичности страны.

Цитата: «За 12 лет Путин погасил огромный внешний долг, около 400 миллиардов долларов.»

Государственный долг действительно практически  полностью был погашен (за счет эксплуатации природных ресурсов страны), но вместе с тем непомерно вырос корпоративный долг. Т.е. внешний долг страны попросту конвертирован, но в итоге общая задолженность страны выросла (рис.16).

Рис.16.Внешний долг РФ (по данным ЦБ)

Причина роста корпоративного долга – это государственная политика, нацеленная на поддержку иностранной экономики. Правительство не вкладывало в реальный сектор, ЦБ под предлогом угрозы роста инфляции ужесточал эмиссионную и кредитную политику, итогом чего стало обращение корпоративного сектора за займами за границу, где процент существенно ниже, а предложение больше. В случае невозможности уплаты этого долга (а ограничения и санкции в финансовой сфере этому только способствуют)  российские активы окажутся в руках иностранных компаний, и все это  результат экономической политики российской власти.

*   *   *

На самом деле очень горько за свою страну. Очень тревожно. Опасно, когда вместо стремления осознать ее заблуждения барабанят в барабаны и трубят в фанфары о ее «успехах». Иногда кажется, что это  тоже один из компонентов плана антиРоссия, цель которого – уничтожение России как геополитического субъекта.

Кто-то возможно не понимает истинной сути происходящего и тогда он делает плохую, медвежью услугу властям и ее руководителям. Если понимает и все равно славословит на пустом месте, то это уже иначе называется. А если еще за это деньги получает, консервируя и ускоряя сползание страны, то иначе как пятой колонной все это уже не назовешь.

Будущее России тревожно. Ее оздоровление и прорыв могут стать только делом нашего собственного народа и усилий. Правда и понимание происходящего – очень важный для всех нас инструмент в этом деле.

Держитесь правды. Нам многое сейчас недоступно, за многое «карают», но это в наших руках.

http://rusrand.ru/analytics/derzhites-pravdy-ili-o-probleme-manipuljatsii-soznaniem-v-sovremennoj-rossii