Минэкономразвития рассчитывает на замораживание реального роста пенсий до 2035 года

ПенсияВ целевой вариант макропрогноза-2035, который предполагает повышение экономического роста России до темпов выше среднемировых, Минэкономразвития закладывает почти нулевой реальный рост пенсий на ближайшие двадцать лет 

Предлагается увеличивать темп роста экономики в целевом варианте за счет увеличения численности занятых, повышения производительности труда и инвестиционной активности. Из представленных в прогнозе демографических параметров следует, что рост занятости достигается в том числе за счет повышения пенсионного возраста – для мужчин до 65 лет и для женщин до 63 лет. К 2035 году число пенсионеров уменьшится на 23%, или на 7 миллионов человек, в сравнении с 2017 г. (без реформы – увеличивается на 5,4 млн человек) при росте занятых на 1 миллион (без реформы – сокращается на 3,2 млн). 

Но увеличение пенсионного возраста сопровождает резкое падение уровня пенсий: их отношение к зарплате (коэффициент замещения) падает до 22%с текущих 35%. Так что, от реализации плана повышения темпов экономического роста как минимум одна пятая часть населения не только не выигрывает ничего, но, напротив, проигрывает: в сравнении с другими их доходы сильно сокращаются.
Двойное сокращение – коэффициента замещения и числа пенсионеров – почти вдвое понизит отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда – с 28 до 15%. Тогда инвестиции сумеют расти в 1,5–2 раза быстрее экономики, производительность – быстрее зарплат.

Ближайшие два десятка лет доходы и зарплаты станут медленнее расти, чем экономика, по прогнозу, рост которой тоже будет невыдающимся.

Минэкономразвития рассчитывает, что, если реформа будет успешно реализована экономический рост достигнет 3,5% к 2026 г., потом немного замедлится, но к тому моменту мировой рост будет ниже. Из прогноза следует, что в итоге реальные доходы населения, за последние три года упавшие на 10%, только к 2022 году достигнуть уровня докризисного 2013 года.

Минэкономразвития предполагает , что если сравнивать с 2016 годом, доходы за двадцать лет увеличиваются на 55%, реальные зарплаты – на 56,5%, экономика – на 78%, а пенсии – лишь на 2,5%. Их рост возобновится в 2024 году, до 2022 года в реальном выражении они станут сокращаться. В итоге к 2035 году пенсии останутся на 4% ниже уровня 2013 года.

Чиновник Минэкономразвития поясняет, что в целевом варианте страховые пенсии ежегодно увеличиваются с 1 февраля на инфляцию прошедшего года. Предусматривается дополнительное увеличение пенсий с 1 апреля в соответствии с ростом доходов Пенсионного фонда – но не больше 1% в год. Чиновник уточняет, что в расчетах заложена индексация пенсии лишь тем пенсионерам, которые не работают.

Из прогноза следует, что за двадцать лет при 2,5%-ном реальном росте страховых пенсий пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются в реальном выражении на 20%. Это означает, что средняя страховая пенсия в пересчете на сегодняшние рубли в 2035 году составит, как и ныне, чуть более 13 000 рублей, а пенсия неработающего пенсионера увеличится примерно до 15 500 рублей. 

Это довольно странно, если экономия от повышения пенсионного возраста хотя бы частично не направляется на пенсии, а идет на что-то другое полностью, это очень жесткий сценарий, говорит эксперт, который попросил себя не называть, чтобы не вступать в конфликт с Минэкономразвития. Все последние новации, предлагаемые в пенсионной сфере, к примеру, перевод фиксированной выплаты на бюджет или экономия на трансферте, похожи на попытку из страховых пенсий сделать пособие по бедности, говорит Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. 

Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает увеличить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет и для женщин до 63 лет и, судя по расчетам Минэкономразвития, оно поддерживает этот вариант. Однако у ЦСР повышение возраста и прочие меры по ужесточению условий назначения страховых пенсий предполагают их поддержание почти на том же уровне: не менее 34% от зарплаты. Повышение пенсионного возраста дает небольшую экономию, было бы логично поделиться ею с пенсионерами, говорила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, речь о повышении пенсионного обеспечения в настоящий момент действительно не идет, даже реализация всего комплекса мер, которые предлагает ЦСР, позволяет только удержать соотношение зарплат и пенсий на социально приемлемом уровне.


Замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская считает, что фактическое замораживание пенсий на двадцать лет – это какие-то фантазии, что это социально опасно. Она полагает, что такие прогнозы, видимо, лишь плохо просчитаны и не учитывают, как они соотносятся с реальностью.
Главный экономист БКС Владимир Тихомиров считает совершенно нереалистичным то, что снижение нагрузки на труд приведет, высвободив средства предприятий, к росту инвестиций. 

Он отмечает, что низкий рост инвестиций является общемировой проблемой,: компании не инвестируют, несмотря ни на исторически низкие ставки, ни на колоссальные средства на балансах. Когда спрос не растет – нет смысла вкладываться в расширение: крайне сомнительно, что в России может быть наоборот, говорит он. Хотя, с другой стороны, сокращение издержек действительно дает стимул инвестициям, продолжает он, но они направлены на автоматизацию, роботизацию, т. е. сопровождаются сокращением рабочих мест – это ведет к росту производительности труда, но не к росту занятости. 

Ситуация усугубляется ростом численности пенсионеров, в итоге государства вынуждены сокращать прежние социальные обязательства. К 2035 г. эти мировые тенденции докатятся и до России, предвидит Тихомиров.