Милтон Фридман (31.07.1912-16.11.2006) – известный американский экономист, получивший Нобелевскую премию за свою трудовую деятельность в области экономической науки.
Работа Милтона Фридмана «Методология позитивной экономической науки» впервые была опубликована в 1953 году в виде эссе, которое затем переиздавалось в различные годы. И по сегодняшний день взгляды Фридмана остаются основой, на которые могут опираться философы экономических наук. 
Позитивная экономическая наука должна обеспечивать такими теоретическими знаниями и «гипотезами», которые могут дать правильные, достаточно измеримые предсказания по явлениям, которые мы ещё не можем наблюдать. Приводится разграничение между позитивной и нормативной науками, также их взаимосвязь. Если позитивная наука ставит вопросы изменения при заданных условиях, можно сказать, занимается прогнозированием, то нормативная наука определяет нормативы, что должно быть создано для общества. Обе науки имеют временную ориентацию будущего периода. Между рассматриваемыми науками имеется тесная взаимосвязь, что неизбежно приводит к путанице.

Согласно с мнением Фридмана, что позитивную экономическую науку можно отнести к объективным, она основывается на фактах, которые уже есть, остается лишь систематизировать ряд данных фактов для определения прогнозов. 
В данной работе приведена масса интересных теорий относительно гипотез, с которыми невозможно не согласиться. Автор уделяет гипотезам немало внимания, полагая, что факты не могут ее доказывать, они предназначены для выявления ошибочности, но не доказанности, что в своем роде имеет разный смысл. Притом проведение анализа характеризуется конечным числом наблюдений, но бесконечным количеством возможных гипотез. 
В методологии позитивной науки также заложена цель – сделать науку как можно более объективной и реалистичной. Для этого круг явлений необходимо расширять, к которым возможно применение гипотез и прогнозирование. Чем больше будет подтверждения, тем более правдоподобной можно считать предпосылки и гипотезу. 
О теории можно сказать, что ценность её выше, если для предсказания требуется меньше собрать исходной информации, а при этом предсказания должны стремиться, безусловно, к максимальной точности. Также для каждой теории определяется ряд обстоятельств, в которых гипотеза справедлива. 
«Методология позитивной экономической науки» имеет ряд наглядных примеров, позволяющих более детально разобраться в сущности методологических проблем, о которых пишет Фридман.
Методология позитивной экономической наукиОчень интересный пример приводится с расположением листьев на деревьях, которые как будто совершали действия, которые приводят к такому расположению. В данном случае можно и так считать, ведь видим, как определенные действия приводят к следствию, в этом нет расхождения. Но если необходимо именно объяснить расположение листьев, то используется другая информация, тогда уже не гипотеза создается для объяснения, а наоборот. Аналогично пример с бильярдом, который имеет тоже гипотезу о том, как будто игрок просчитывает свой удар с применением сложных математических формул. И ещё Фридман приводит замечательный пример с фирмами, которые также как будто знают все функции спроса и предложения на свой товар, рассчитывают все предельные издержки. 
В действительности же ни листья не могут совершать действия, чтобы расположение было именно таким образом, ни игроки бильярда на глаз не рассчитывают угол и все прочие математические элементы, ни бизнесмены в большинстве случаев (в том числе успешной деятельности) не выводят функции, не строят графики. В двух последних случаях, когда действия непосредственно имеют человеческий фактор, более правильно полагать, что это ряд привычных реакций, случайный выбор, но маловероятно, что долгое и тщательное прогнозирование.


Сложность ситуации в разграничении, во всём Фридман указывается на тонкую грань – на отличие позитивной и нормативной науки, на принятие гипотез, на результаты прогнозирования, на выбор конкретных предпосылок, что является этими самыми предпосылками, а что уже следствием. При выборе для анализа конкретного явления предпосылки и следствия могут интерпретироваться таким образом, что раньше это являлось предпосылкой, теперь же это следствие, как и наоборот. Главный критерий разграничения следствий и предпосылок можно рассматривать в контексте класса явлений, для объяснения которых была создана гипотеза. Из близких предпосылок формируются более общие, что является ещё одним подходом при проверке косвенной гипотезы. 
Цель анализа явления и прогнозов имеет также важное значение. Если гипотезу можно использовать для достижения одной цели, то нет основания указывать на то, что она также применима и к другой. Опять же интересным моментом, на мой взгляд, является то, что ложные предпосылки могут наводить на новые мысли о иных следствиях гипотезы. 
Милтон Фридман также приводит (уже, наверное, факт), что наука не имеет определенности. Одни и те же доказательства и предпосылки будут рассматриваться по-разному в глазах ученого точных и философских наук, экономист будет видеть одно, для того же социолога, философа в этой гипотезе совсем другой смысл и её важность. Только применение на практике может более точно определить гипотезу. Как и ни одну теорию нельзя реалистичной на 100%, для объяснения чего Фридман использует пример с пшеницей. Да, можно усмотреть все условия спроса и предложения, но никто во внимание не берет личные качества продавца, ситуацию в экономике на более детальном уровне, образование продавцов, погоду и т.д. 
Нет полноценного ответа, будут ли влиять все эти факторы на продажу товара. Мы же, действительно, выбираем на практике только наиболее весомые в общих чертах, отбрасывая все остальные, которые в суммарном влиянии могут дать ничуть не меньшее отклонение. 
Безусловно, идеи Фридмана и заключения, к которым он пришел, сыграли немаловажную роль в экономической теории в целом. Его публикации уже около 60 лет, но она не потеряла свою ценность и на сегодняшний день может служить той же основой, от которой исходят новые теории. В его работе приводятся интересные и логические примеры, которые можно продолжить и прийти к новым гипотезам, так как их количество не является конечным, что было выявлено.