“Монголия: светлые перспективы динамичного развития”


Владимир Грайворонский Д.и.н., зав. сектором Монголии, в.н.с. отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, эксперт РСМД

Монголия, находившаяся еще несколько десятилетий назад на периферии международной политики, в последние годы привлекает к себе все больше внимания мировой общественности, политиков, политологов, экономистов, бизнесменов и СМИ. Так, в российской печати недавно появился целый ряд статей с неоднозначными оценками процессов, происходящих в соседней дружественной стране. (1, 2, 3)

Эксперты Всемирного банка, Международного валютного фонда, «Frontier Securities» и других международных организаций относят Монголию к числу стран, которые в краткосрочной перспективе будут развиваться наиболее высокими темпами. По прогнозу исследовательской группы «The Economist Intelligence Unit», аналитического подразделения британского журнала «The Economist», сделанному в конце 2012 г., в ближайшие годы экономика Монголии будет расти в среднем на 13% в год (список стран возглавляет Макао с 14%). Недавно газета «Financial Times» ввела в оборот новый термин – «страны М-3». Под этим термином понимают Монголию, Мозамбик и Мьянму – страны, обладающие значительными природными богатствами и лидирующие в мире по темпам экономического развития.

По прогнозам специалистов Всемирного банка, в ближайшие десять лет экономика Монголии будет расти в среднем на 15% в год, а Мозамбика и Мьянмы – на 10–12%. Фактически ВВП Монголии в 2011 г. вырос на 17,3%, а в 2012 г. – на 12,3% [1]. В 2013 г. наблюдалось незначительное замедление темпов роста, связанное с ухудшением глобальной экономической конъюнктуры, сокращением объемов иностранных инвестиций и экспорта монгольского угля в Китай, а также с трудностями, возникшими в ходе реализации инвестиционного соглашения с ТНК «Rio Tinto» об освоении месторождения Оюу-Толгой.

Причины повышенного интереса к Монголии

Повышенный интерес к Монголии обусловлен целым рядом геополитических, стратегических, экономических и других факторов.

Недавно газета «Financial Times» ввела в оборот новый термин – «страны М-3». Под этим термином понимают Монголию, Мозамбик и Мьянму – страны, обладающие значительными природными богатствами и лидирующие в мире по темпам экономического развития.

Страна, занимающая важное стратегическое положение в глубине Внутренней Азии, превращается в арену открытого и скрытого политического и экономического соперничества между Россией, Китаем, США, Японией, ЕС, Великобританией, Канадой, Южной Кореей и др.

До начала 1990-х годов Монголия в течение почти семидесяти лет находилась в орбите сильного, доминирующего влияния Советского Союза. После мирной демократической революции, произошедшей в Монголии в 1990 г., распада СССР, резкого сокращения экономической помощи со стороны России, ухудшения российско-монгольских политических, торгово-экономических, культурных и других связей монгольская экономика оказалась на грани краха. Страна была вынуждена самостоятельно искать пути выживания в сложнейший переходный период.

Но даже в самые трудные 1990-е годы крупные совместные российско-монгольские предприятия («три кита») – горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет», АО «Улан-Баторская железная дорога», которые во многом формировали бюджет страны, – выдержали тяжелые испытания форсированного перехода к рыночным отношениям и тем самым спасли себя и Монголию от экономического краха.


Фото: static.seekingalpha.com
Прогнозируемый объем производства меди
и угля в Монголии.

При поддержке развитых стран (США, Япония, Великобритания, Республика Корея и др.) и международных организаций (МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Программа развития ООН и др.) Монголия сравнительно быстро преодолела наиболее острые кризисные явления трансформационного периода и стала проводить самостоятельную, открытую, «многоопорную» внешнюю политику. В 1990-е годы позиции России в этой стране существенно ослабли, а позиции США, Китая, Японии, Великобритании, Канады, Германии, Южной Кореи и некоторых других развитых стран, напротив, значительно укрепились.

Современная Монголия – один из наиболее удачных примеров относительно быстрой и успешной трансформации из бывшей социалистической в современную, динамично развивающуюся, демократическую страну с многопартийной политической системой, рыночной экономикой и открытой внешней политикой. Как заявила профессор Военно-воздушной академии США, политолог Фрэнсис Пилч, Монголия стала «лабораторией демократии» [2]. Лидеры США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Республики Корея и других стран видят в Монголии образец развития демократии западного типа, что, в частности, нашло отражение в избрании Монголии председателем Сообщества демократических стран мира на 2011–2013 гг. (1, 2, 3)

Даже в самые трудные 1990-е годы крупные совместные российско-монгольские предприятия горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет», АО «Улан-Баторская железная дорога» выдержали тяжелые испытания форсированного перехода к рыночным отношениям и тем самым спасли себя и Монголию от экономического краха.

Другой важнейший фактор привлечения внимания политиков и деловых кругов развитых и развивающихся стран к Монголии – богатые природные ресурсы, в том числе уголь, медь, молибден, золото, серебро, уран, редкоземельные металлы. По подсчетам некоторых западных экспертов, общая стоимость топ-10 наиболее крупных месторождений угля, меди, золота, урана и редкоземельных металлов Монголии составляет приблизительно 2,75 трлн долл. При этом лишь на третьей части территории страны сегодня ведутся поисково-разведочные работы.

Борьба за доступ к природным ресурсам Монголии: первые результаты

Богатые, еще не до конца разведанные природные ресурсы Монголии – это, несомненно, большой и лакомый кусок постоянно уменьшающегося «глобального сырьевого пирога» для многих стран и крупных ТНК (например, для англо-австралийской «Rio Tinto», китайских «Shenhua», «Chalco», американской «Peabody Energy», японских «Itochu», «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumitomo», «Marubeni» и др.).

В настоящее время наиболее привлекательными для иностранных компаний являются такие крупные месторождения Монголии, как Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь) и Дорнод (уран). По уточненным данным, запасы крупнейшего в мире, не до конца разведанного Таван-Толгойского месторождения составляют 7,4 млрд т угля, из них 1,4 млрд т – коксующегося и 4,6 млрд т – энергетического угля [3]. Эксперты корпорации «Rio Tinto» оценивают запасы месторождения Оюу-Толгой, расположенного в Южной Гоби, в 80 км от границы с Китаем, в 25 млн т меди на пятьдесят лет эксплуатации. (1, 2).

В конце 2012 г. корпорация «Rio Tinto», владеющая 66% акций совместной компании «Turquoise Hill Resources» (монг. «Эрдэнэс Оюу Толгой»), завершила строительство горно-обогатительного предприятия на этом месторождении. В середине 2013 г. первая партия продукции – 576 т медного концентрата – была экспортировала в Китай, что фактически означало завершение первой очереди строительства. К концу 2013 г. на предприятии было произведено более 250 тыс. т медного концентрата. Решение нового правительства Монголии о пересмотре некоторых положений инвестиционного соглашения, заключенного в 2009 г., поставило «Эрдэнэс Оюу Толгой» в сложное положение. Сегодня в рамках управляющего совета компании ведутся переговоры, направленные на поиск выхода из сложившейся ситуации.

Современная Монголия – один из наиболее удачных примеров относительно быстрой и успешной трансформации из бывшей социалистической в современную, динамично развивающуюся, демократическую страну с многопартийной политической системой, рыночной экономикой и открытой внешней политикой.

Ожидается, что по производительности «Эрдэнэс Оюу Толгой» в 1,5–2 раза превзойдет монголо-российское предприятие «Эрдэнэт», которое входит в топ-10 подобных предприятий в мире. В 2014 г. компания планирует произвести 692 тыс. т концентрата. Для сравнения: в 2013 г. «Эрдэнэт» выпустило 530 тыс. т медного концентрата. Вторая очередь проекта «Оюу Толгой» предусматривает строительство шахты по добыче руды.

Таким образом, Монголия превращается в крупного игрока на мировом рынке меди.

Концепция внешней политики Монголии и отношения с Россией

Россия традиционно имела и имеет важные стратегические интересы в Монголии, в том числе в политической, экономической, военной, экологической, культурной, гуманитарной и других сферах. Россию и Монголию связывают, в первую очередь, общая граница протяженностью 3,5 тыс. км и многовековая история преимущественно дружественных взаимоотношений. Россия внесла большой вклад в возрождение и защиту государственности и независимости Монголии, в развитие экономики и культуры, в превращение ее в современную процветающую страну. Для двух государств характерны общая направленность политических и социально-экономических преобразований после 1990 г., во многом схожие стратегические национальные интересы, общая заинтересованность в обеспечении безопасности и мира в АТР, в развитии региональной и глобальной экономической интеграции.


 
Фото: ubpost.mongolnews.mn
Работники месторождения Ойю Толгой

В соответствии с обновленной Концепцией внешней политики (2011 г.) Монголия стремится проводить самостоятельную, независимую, «многоопорную» внешнюю политику, направленную на поддержание сбалансированных отношений с Россией, Китаем, другими развитыми и влиятельными странами Запада и Востока. Важное место в монгольской внешней политике занимает концепция «третьего соседа», которая распространяется на США, Японию, ЕС, Индию, Республику Корея и Турцию. При этом Монголия стремится избегать чрезмерной односторонней зависимости от какой-либо одной державы. Нынешнее руководство страны ориентируется преимущественно на западные ценности демократии и стандарты рыночной экономики. В последние годы особый акцент делается на развитие всесторонних, прежде всего торгово-экономических, связей с ЕС, на внедрение европейских стандартов и норм.

После 2009 г. российско-монгольские отношения носят во многом декларативный характер. При внешнем благополучии многие ранее достигнутые договоренности и соглашения не выполняются, в том числе по вине монгольской стороны. Отсутствует заметный прогресс в реализации двух новых крупных совместных проектов, договоренности по которым были достигнуты в 2009 г. Речь идет о компании «Развитие инфраструктуры», которая была создана совместно с ОАО «РЖД» с целью модернизации Улан-Баторской железной дороги и строительства новых железных дорог для транспортировки угля по маршруту Таван-Толгой – Сайншанд – Чойбалсан – Соловьевск с выходом на Транссиб и далее в Японию и Южную Корею.

Богатые, еще не до конца разведанные природные ресурсы Монголии – это, несомненно, большой и лакомый кусок постоянно уменьшающегося «глобального сырьевого пирога».

В мае 2013 г. правительство Монголии приняло решение о продаже ОАО «РЖД» своей доли акций (50%) КОО «Развитие инфраструктуры». В настоящее время все 100% акций этой компании принадлежит ОАО «РЖД». Достигнута договоренность о том, что в ближайшие годы усилия компании будут сосредоточены на модернизации Улан-Баторской железной дороги.

В декабре 2013 г. в Улан-Баторе состоялось первое совещание представителей железнодорожных ведомств России, Китая и Монголии, на котором обсуждались актуальные вопросы сотрудничества в области транзитных перевозок, в частности, по международному транспортному «Северному коридору», являющемуся «естественным сухопутным мостом в направлении Азия–Европа».


Фото: Flickr / Max Avdeev
Улан-Батор

В 2009 г. было подписано межправительственное соглашение о создании совместной российско-монгольской компании «Дорнод уран» для разведки, добычи, переработки и использования урановых месторождений в Восточной Монголии. В 2010 г. стороны заключили соглашение о принципиальных условиях создания компании и достигли договоренности о подписании в возможно более короткие сроки ее учредительных документов на основе согласованных принципов. Однако дальнейшего развития этот проект не получил.

Длительная задержка с реализацией подписанных соглашений объясняется тем, что в мае 2011 г. канадская компания «Khan Resources» предъявила иск к правительству Монголии в связи с незаконным, по ее мнению, отзывом лицензии на добычу урановой руды на месторождении Дорнод. Уже нескольких лет этот иск рассматривается в международном арбитраже.

Россия проиграла в конкурентной борьбе за участие в освоении крупнейшего угольного месторождения Таван-Толгой, в строительстве новых железных дорог протяженностью более 1800 км. До последнего времени двусторонние торгово-экономические отношения развивались недостаточно быстрыми темпами, что стало особенно заметным на фоне динамично развивающихся отношений Монголии с другими ведущими странами, особенно с Китаем.

После 2009 г. российско-монгольские отношения носят во многом декларативный характер. При внешнем благополучии многие ранее достигнутые договоренности и соглашения не выполняются.

Доля России в общем внешнеторговом обороте Монголии в 2010–2013 гг. составила в среднем 15–18%, тогда как доля Китая – около 50% [4]. В 2012 г. доля России в монгольском импорте составляла 27,4%, в экспорте – всего 1,8%, а доля Китая в монгольском экспорте – 92,6%, импорте – 27,6% [5]. Кроме того, уже на протяжении нескольких лет Китай уверенно лидирует по числу иностранных инвестиций в экономику Монголии. По данным монгольских источников, в 1990–2010 гг. прямые китайские инвестиции в экономику Монголию достигли 1,8 млрд долл., или почти 53% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В течение этих двадцати лет в Монголии было открыто более 5300 предприятий с участием китайского капитала, что составляет почти 50% всех предприятий с иностранным участием [6]. За тот же период было создано 769 предприятий с российским капиталом, а доля России в общем объеме ПИИ в экономику Монголии не превысила 2% [6].

Существенными препятствиями на пути развития отношений между Монголией и Россией являются: сохранение визового режима, высокие таможенные пошлины на традиционные товары монгольского экспорта в Россию, высокие транспортные тарифы на транзит монгольских товаров по территории России, сложные бюрократические процедуры согласования, оформления деловых сделок, прохождения таможенного контроля. Как следствие, многие монгольские бизнесмены предпочитают иметь дело не с российскими, а с китайскими, японскими и западными компаниями.

Существенными препятствиями на пути развития отношений между Монголией и Россией являются: сохранение визового режима, высокие таможенные пошлины на традиционные товары монгольского экспорта в Россию, высокие транспортные тарифы на транзит монгольских товаров по территории России, сложные бюрократические процедуры согласования, оформления деловых сделок, прохождения таможенного контроля.

Для сохранения и укрепления стратегических позиций России в Монголии представляется целесообразным принять следующие меры.

1. В условиях обострившейся конкуренции между имеющими свои интересы в Монголии крупными державами (Китай, США, Япония, Республика Корея, страны ЕС, Великобритания, Канада, Германия и др.) и ТНК нельзя допускать дальнейшего ослабления позиций России и роста негативных для нее диспропорций в «четырехугольнике» Россия–Монголия–Китай–США (в ближайшем будущем к нему, видимо, присоединится и Япония).

В связи с этим необходимо: последовательно проводить курс на активизацию и повышение эффективности двусторонних отношений по всем направлениям, указанным в Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией (2009 г.), на принципах равенства и взаимной выгоды; строго и оперативно выполнять принятые на себя обязательства; сохранять прежние достижения и завоевывать новые позиции во всех областях жизни Монголии; более полно учитывать национальные интересы и предложения монгольской стороны; укреплять и развивать двустороннее стратегическое партнерство.

2. Добиваться ускорения решения вопроса об отмене визового режима между двумя странами (в настоящее время предложения российского МИДа находятся на рассмотрении монгольской стороны).

3. Принять дополнительные меры к расширению двусторонней торговли и сокращению растущего дисбаланса в ней.

4. Исходя из позитивного и негативного опыта советско-монгольских и российско-монгольских отношений в ХХ веке, обратить особое внимание на формирование и закрепление традиционного, в целом дружественного позитивного образа России в сознании новых поколений монголов; вести последовательную активную борьбу с попытками некоторых монгольских политиков и историков под видом восстановления исторической правды односторонне, преимущественно негативно трактовать сложную, неоднозначную историю советско-монгольских отношений и роль России/СССР в истории Монголии в ХХ веке.

5. При разработке и реализации долгосрочных и среднесрочных программ/проектов социально-экономического и культурного развития Восточной Сибири, Бурятии, Забайкальского края и других субъектов РФ, граничащих с Монголией, по возможности более полно учитывать интересы и потенциал сотрудничества с Монголией.

6. Шире использовать неограниченные возможности Монголии как страны-транзитера для развития торгово-экономического, энергетического, логистического, туристического и другого сотрудничества с Китаем и другими странами АТР; развивать взаимовыгодное трехстороннее сотрудничество и партнерство между Россией, Монголией и Китаем.

1. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook. 2012. Улаанбаатар, 2013.

2. Монголия сегодня, 11.03.2012.

3. Монголия сегодня, 10.01.2013.

4. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook. 2010; 2011; 2012. Улаанбаатар.

5. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook. 2012. Улаанбаатар, 2013. С. 269–271.

6. Baatar Ts. Foreign direct investment in Mongolian case // Олон улсын монголч эрдэмтдийн Х их хурлын илтгэлууд. Proceedings of the 10th International Congress of Mongolists. Vol. III. Mongolia’s Economy and Politics. Улаанбаатар, 2012. P. 145–148.

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3009#top