Специалист по машинному обучению и создатель одной из сильнейших российских шахматных программ, Сергей Марков поведал об отдалённых и ближайших перспективах автоматизации в разных областях экономики.
Какие конкретные технологии создают предпосылки для замены людей тех или иных профессий? Какие именно проекты последних лет стали важными вехами на пути к абсолютной автоматизации разных видов работ? DNC,ConvNet, LSTM,  что дальше? Куда конкретно мы всё быстрее движемся? Жив ли бионический подход? Хаксли, Ходжкин,  гигантские аксоны кальмара — каким же он окажется этот дивный новый мир?..

Чему нас учит история: возможно ли извлечь из поиска исторических аналогий какую-либо практическую пользу для современной ситуации? Какие профессии уже сейчаспод угрозой? Кого заменят машиной предположительно через пять, десять, двадцать лет? Какие развитие технологий машинного обучения создаёт новые профессии и новые рабочие места? Вероятные пути решения возникающих проблем: помогут ли новые технологии в этом?
Предлагаем вам двадцать четыре профессии, в которых в течение десяти—двадцати лет ожидается сильное сокращение количества рабочих мест из-за прихода в них современных машин, которые используют новейшие инженерные достижения и технологии искусственного интеллекта. Мы пробежимся по этим двадцати четырем профессиям. На самом деле, стоит затронуть подобную тему, и становится ясно, что таких профессий вовсе не двадцать четыре и даже не сто двадцать четыре. Про каждую из них необходимо сделать не один слайд, а минимум семь—восемь для того, чтобы рассказать более-менее подробно о том, что в этой области происходит. Тем не менее, после изучения подборки вы сумеете представить масштабы происходящих процессов.

Бухгалтер

Бухгалтер

В эпоху триумфального шествия индустриальной революции, до изобретения электронных вычислительных машин возникла довольно серьезная потребность в расчетах. Существовали тресты, монополии, крупные компании, которые организовали массовое промышленное производство. В первой половине XX века самолеты,военные корабли, паровозы, которые сходили с конвейеров заводов, были технологически довольно сложными изделиями,зачастую, каждое из них состояло из нескольких тысяч, а порой и десятков тысяч деталей. Внутри корпорации осуществлялись операции по контролю и учёту, выполнялись достаточно нетривиальные расчеты в крупных объемах.

Ясно, что в начале века туда пришла автоматизация в виде электромеханических и механических счетных устройств, табуляторов (в общем-то, использовались механические устройства для расчётов и раньше, к примеру, известная «Паскалина», но лишь на рубеже XIX и XX веков их стали массовоприменять). Но в основе всего учета и основой массовых вычислений были человеческие коллективы.

Часто для вычислений организовывали целый конвейер. Одни девушки, которые выполняликакую-либо операцию на механических машинках, передавали результаты другому ряду девушек, где осуществляли следующий рутинный расчёт и так далее. Подобный коллектив мог осуществлять довольнотрудные матричные вычисления. Логично, что после появления электронно-вычислительных машин все ониоказались без работы. Автоматизация и Механизация вытесняют не самые примитивные виды труда. Девушки, которые занимаются вычислениями, были из образованных слоев общества. Несмотря на то, что это была работа довольно интеллектуальная для своего времени, она стала одной из первых жертв вычислительных машин, пришедших на смену людям.

Это происходит и в настоящий момент по мере того, как в том же самом производстве усовершенствуются методы сбора и обработки информации. По мере того, как медленно и с трудом пробивают себе дорогу безбумажные технологии, количество офисных клерков, таких как бухгалтеры, уменьшается. Если сейчас вы бухгалтер и не имеете высокую квалификацию, а занимаетесь рутинными операциями, то, возможно, где-то в недрах какого-нибудьстартапа уже разрабатывают систему, которая вас заменит.

Водитель

водитель

Эти истории все знают очень хорошо. Слева вверху GoogleCar, слева внизу TeslaModel S, которая оснащена функцией автопилота. Справа чуть менее известная история: концерн Daimler получил лицензию на испытание автоматизированных грузовиков, которые торжественно проехали довольно длинный маршрут по дорогам штата Невада.

Машины очень маленьком расстоянии движутся друг за другом на, ведь автопилот не заснет за рулем. За счет этого сразу же будет достигнут прямой экономический эффект. Когда грузовики следуют друг за другом на такой малой дистанции, сопротивление воздухаснижается и на достаточно большом промежутке трассы расход топлива становится значительно ниже. Если такая технология сможет найти массовое применение, то это станет означать то, чтопрофессия водителя практически полностью исчезнет.

Капитан корабля

Капитан

Здесь даже удивительно, что это не произошло раньше. Технически и технологически вождение корабля - это более простая задача, чем управление автомобилем, из-за более низких скоростей и менее интенсивного трафика. Вероятно, проблема была в нехватке инвестиций. Не так много в мире существует городов, которые используют в качестве основных транспортных магистралей водные артерии.

Что касается танкеров, океанских сухогрузов и других крупных кораблей, то и в настоящий момент уровень автоматизации управления ими впечатляет. Люди занимаются надзорными функциями и порой принимают участие в маневрах в случае интенсивного водного движения в портах. Если сравнить два примерно одинаковых по водоизмещению и по размерам военных корабля — американский концепт ракетоносца проекта Arsenal (1996) и японский линкор «Ямато», заложенный в 1937 году, то окажется, что команда второго в пятьдесят раз больше (2500 человек против 50).

В Амстердаме открыта пятилетняя программа, в рамках которой рассматривают возможность создания транспортной сети на основе автоматизированных плавсредств. Чтобы сэкономить на нэйминге проект назвали просто Roboat, а сэкономленные двадцать пять миллионов евро решили потратить на то, чтобы к 2017 году получить функционирующий прототип подобной лодки. Словом, водителей станут заменять не только в наземном транспорте, но еще и в водном.

Кладовщик

Кладовщик

Не знаю, слышали ли вы о практике компании Amazon в этой области, но эта корпорация довольно успешно внедряет уже восьмое поколение роботизированных складов. Люди, интересующиеся складскими технологиями, хорошо знают, что в мире есть множество компаний, которые готовы построить роботизированный склад под ваши задачи. Даже в России подобных компаний как минимум несколько штук. Amazonимеют один из самых больших в мире роботизированных складов (если вообще не самый большой), на нем трудится пятнадцать тысяч роботов.

Это небольшие тележки высотой всего тридцать сантиметров, но способные перевозить более трехсот кг груза. Согласованным перемещением тележек управляет централизованная система — логистический искусственный интеллект, стремящийся оптимизировать все транспортные транзакции внутри склада.

Судя по тому, что это уже восьмое поколение роботизированных складов, технология полностью жизнеспособна. В основе решения от Amazon — стартап KivaSystems, приобретённый транснациональным гигантом за 775 млн долларов. Впрочем, Amazon мало и этого, сейчас компания активно ведёт переговоры с правительством, желая получить разрешение использовать для доставки небольших грузов на короткие расстояния дроны. Основной предмет торга как раз заключается в том, что по мнению правительства эта технология может быть внедрена только при условии сохранения количества рабочих мест. Точкой преткновения являются именно социальные последствия такой автоматизации.

Космонавт

Космонавт

Понятно, что космос с самого начала принадлежал машинам, из-за сложности условий работы в космическом пространстве, к которым относятся и жесткое излучение, и высокие/сверхнизкие температуры, отсутствие воздуха и куча других проблем. Вдобавок ко всему люди не способны переносить высокие перегрузки, что сильно ограничивает темпы освоения пространства. Если посмотреть статистику пилотируемых полетов, то их количество сильно снизилось по сравнению с 70—80-ми годами. На сегодняшний момент многие специалисты и ученые придерживаются мнения, что людям не нужно летать в космос — это слишком опасно и не слишком эффективно. От человека мало пользы в космосе в случае целого ряда длинных разведывательных миссий.

ТАСС со ссылкой на Фонд Перспективных Исследований сообщил, что Россия планирует использовать роботов при строительстве и эксплуатации инопланетных баз, в частности на Луне. А в первый полёт на корабле «Федерация» в 2021 году отправится робот «Фёдор». Я думаю, что со временем к нему должны будут присоединиться роботы «Матроскин» и «Шарик».

Курьер

Курьер

Когда мы говорили об Amazon, то уже упоминали возможность использования дронов для доставки грузов. Из ярких медийных историй на эту тему вспоминается также PR-акция компании DodoPizza, в ходе которой эта фирма продемонстрировала доставку пиццы при помощи коптеров. Впрочем, Госавинадзор быстро указал ретивым стартаперам на места зимовки речных ракообразных, и безобразия были успешно пресечены. Впрочем, как вы понимаете, это не единственный подобный стартап в мире.

Технология дронов находит все более широкое применение во многом в силу роста емкости аккумуляторов. Во многих московских гипермаркетах уже сегодня можно приобрести за 6—7 тыс. рублей вполне функциональный дрон с камерой. И если не большую пиццу, то несколько пирожков он точно может поднять.

DHL, как и Amazon, не хочет оставаться в обозе прогресса. У этой компании уже есть довольно страшная тележка, которая возит посылки. Более консервативные немцы решили не связываться с дронами и довериться старым проверенным колёсам.

Летчик

Летчик

Компания Uber анонсировала серьезную программу по созданию аэротакси VTOL. Это аппарат вертикального взлета, по сути, грузоподъемный дрон. Любопытно то, что машина является полностью беспилотной, и не совсем понятно, что будет с летчиками, которые занимаются пассажирскими перевозками на малые расстояния.

Медработник

Медработник

Эта картинка мне очень нравится, как минимум потому, что японские дизайнеры всегда умеют тонко потроллить. Впрочем, несмотря на юмористическое исполнение, проект призван решить достаточно важную для Японии проблему, связанную с острой нехваткой младшего медицинского персонала. Создатели RoBear ставили перед собой задачу создать специального робота, который будет помогать ухаживать за частично или полностью иммобилизованными пациентами. Машину научили бережно носить человека на механических руках, в том числе по лестнице. Робот оборудован множеством сенсоров, которые помогают обеспечить бережное обращение с больным. С выходом каждой новой модели робот становится легче, последняя модель весит 140 кг (масса предыдущей была около 200). В ближайшие годы подобные механические помощники будут применяться там, где существует дефицит медицинского персонала, но по мере совершенствования и удешевления технологии, по всей видимости, они найдут более широкое применение. Роботы не просят кушать, не устраивают забастовок, не болтают лишнего: словом, с точки зрения бизнеса у них есть множество преимуществ перед людьми.

Оператор колл-центра

Оператор колл-центра

Должен признаться, что одна из рабочих групп, работающих под моим началом, разрабатывает такую систему. Первые пилотные проекты в этом направлении будут запущены уже в начале 2017 года, а к середине 2018 мы рассчитываем на то, что ИИ сможет достичь эффективности работы, сопоставимой со среднестатистическим оператором узкоспециализированного банковского колл-центра. Конечно, это не значит, что половину операторов тут же заменят машины, но определённо фокус кадровой политики будет смещаться от найма низкоквалифицированных операторов, по сути выполняющих механическую работу, к найму сотрудников-интеллектуалов, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

На данный момент в индустрии уже существует весь стек технологий для замены оператора специализированного контактного центра, о них я расскажу чуть позже, чтобы было более понятно, почему мы всерьез рассматриваем проект по созданию такой системы и не считаем, что с ним связаны какие-либо существенные технологические риски.