Прогноз   социально-экономического   развития    на    2016 - 2018 годы характеризует  развитие  российской  экономики  в  условиях  сохраняющейся геополитической  нестабильности,  продолжения  применения  на  протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США  и  ответных  контрсанкций.  Ограничение  доступа  на  мировые  рынки капитала  для  российских  компаний и  достаточно  высокий  уровень  чистого оттока капитала частного сектора, связанный с погашением внешнего долга, оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности.

ПрогнозПрогноз   социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе  базового, целевого  и консервативного вариантов.

Разработанные варианты базируются на единой гипотезе роста мировой экономики  со  среднегодовыми  темпами  в   2016 - 2018 годах   на   уровне 3,4 - 3,6 процента.

Базовый вариант характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.

Вариант опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, отраженные в консенсус-прогнозе мировых агентств, и разработан  исходя  из   среднегодовой   цены   на   нефть   Urals   в   2016 году 50 долларов США  за  баррель,  в  2017 году  -  52 доллара  США  за  баррель, в 2018 году - 55 долларов США за баррель. В 2016 году ожидается снижение стоимости экспортируемого газа в страны дальнего зарубежья относительно уровня 2015 года в том числе в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.

Рост ВВП в 2016 году прогнозируется на уровне 0,7%, в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, темпы роста экономики повысятся до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году.

Целевой вариант разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами, не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Целевой сценарий отражает переход к новой модели экономического роста. Для достижения целевых параметров потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить  увеличение  темпов  экономического  роста на 1,5 - 2 п. п. по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 годах  и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4 процентов. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 годах будут вносить следующие факторы:

рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру;

рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;

повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики;

реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий;

развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы.

Консервативный вариант прогноза рассматривает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть и природный газ. Предполагается, что в 2016 - 2018 гг. среднегодовая цена на нефть Urals снижается до 40 долларов США за баррель и стабилизируется на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода.

В этих условиях на фоне сложившихся в последние два года инерционных трендов в 2016 году основные макроэкономические показателибудут иметь резко негативную динамику: снижение ВВП может составить до 1%, продолжится углубление инвестиционного спада, усилится негативная динамика в промышленности и розничной торговле, произойдет дальнейшее снижение уровня жизни населения. В меньшей степени снижение затронет добычу нефти и газа, а также сельскохозяйственное производство и производство пищевых продуктов, в наибольшей степени - весь инвестиционный комплекс и сферу услуг. Данный сценарий характеризуется повышенным инфляционным фоном: в 2016 году инфляция может составить 8 - 9 процентов.

ЭкономикаВ  2017   году   ситуация   в   экономике   несколько   стабилизируется. В 2018 году наметится переход к положительной динамике (рост ВВП на уровне 2,3%), однако это не позволит вернуться на докризисный уровень.

Базовый вариант использован для разработки параметров федерального бюджета на 2016 год.

Прогноз   социально-экономического   развития    на    2016 - 2018 годы характеризует  развитие  российской  экономики  в  условиях  сохраняющейся геополитической  нестабильности,  продолжения  применения  на  протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США  и  ответных  контрсанкций.  Ограничение  доступа  на  мировые  рынки капитала  для  российских  компаний и  достаточно  высокий  уровень  чистого оттока капитала частного сектора, связанный с погашением внешнего долга, оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности.

Прогноз   социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе  базового, целевого  и консервативного вариантов.

Разработанные варианты базируются на единой гипотезе роста мировой экономики  со  среднегодовыми  темпами  в   2016 - 2018 годах   на   уровне 3,4 - 3,6 процента.

Базовый вариант характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.

Вариант опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, отраженные в консенсус-прогнозе мировых агентств, и разработан  исходя  из   среднегодовой   цены   на   нефть   Urals   в   2016 году 50 долларов США  за  баррель,  в  2017 году  -  52 доллара  США  за  баррель, в 2018 году - 55 долларов США за баррель. В 2016 году ожидается снижение стоимости экспортируемого газа в страны дальнего зарубежья относительно уровня 2015 года в том числе в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.

Рост ВВП в 2016 году прогнозируется на уровне 0,7%, в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, темпы роста экономики повысятся до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году.

Целевой вариант разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами, не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Целевой сценарий отражает переход к новой модели экономического роста. Для достижения целевых параметров потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить  увеличение  темпов  экономического  роста на 1,5 - 2 п. п. по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 годах  и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4 процентов. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 годах будут вносить следующие факторы:

рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру;

рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;

повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики;

реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий;

развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы.

Консервативный вариант прогноза рассматривает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть и природный газ. Предполагается, что в 2016 - 2018 гг. среднегодовая цена на нефть Urals снижается до 40 долларов США за баррель и стабилизируется на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода.

В этих условиях на фоне сложившихся в последние два года инерционных трендов в 2016 году основные макроэкономические показателибудут иметь резко негативную динамику: снижение ВВП может составить до 1%, продолжится углубление инвестиционного спада, усилится негативная динамика в промышленности и розничной торговле, произойдет дальнейшее снижение уровня жизни населения. В меньшей степени снижение затронет добычу нефти и газа, а также сельскохозяйственное производство и производство пищевых продуктов, в наибольшей степени - весь инвестиционный комплекс и сферу услуг. Данный сценарий характеризуется повышенным инфляционным фоном: в 2016 году инфляция может составить 8 - 9 процентов.

В  2017   году   ситуация   в   экономике   несколько   стабилизируется. В 2018 году наметится переход к положительной динамике (рост ВВП на уровне 2,3%), однако это не позволит вернуться на докризисный уровень.

Базовый вариант использован для разработки параметров федерального бюджета на 2016 год.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2018 годы

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2018 годы

 

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

 

Цены на нефть Urals (мировые), долл. США/барр.

базовый

 

 

50

52

55

консервативный

97,6

53

40

40

40

целевой

 

 

50

52

55

Валовой внутренний продукт, темп роста%

базовый

 

 

0,7

1,9

2,4

консервативный

0,6

-3,9

-1,0

1,3

2,3

целевой

 

 

2,3

3,3

4,4

Инвестиции в основной капитал,%

базовый

-2,7

-9,9

-1,6

2,1

2,6

консервативный

 

 

-6,4

0,6

1, 4

целевой

 

 

3,1

6,0

8,3

Промышленность,%

базовый

 

 

0,6

1,5

1,9

консервативный

1,7

-3,3

-0,5

1,3

1,5

целевой

 

 

2,0

2,8

3,4


Реальные располагаемые доходы населения,%

базовый

 

 

-0,7

1,5

1,9

консервативный

-0,7

-4,0

-3,7

-0,2

0,9

целевой

 

 

0,0

2,6

3,1

Реальная заработная плата,%

базовый

 

 

-0,2

2,9

3,1

консервативный

1,2

-8,1

-2,9

0,9

2,0

целевой

 

 

0,5

3,5

3,8

Оборот розничной торговли,%

базовый

 

 

0,4

2,1

2,3

консервативный

2,7

-8,5

-2,7

0,5

1,7

целевой

 

 

0,8

3,2

4,0

Экспорт - всего, млрд. долларов США

базовый

 

 

331

344

365

консервативный

498

343

292

293

299

целевой

 

 

335

351

374

Импорт - всего, млрд. долларов США

базовый

 

 

200

212

223

консервативный

308

197

175

178

183

целевой

 

 

206

217

230