Рост придет из бедных регионов

В проекте бюджета на 2014-2016 годы содержится принципиальное противоречие: федеральный центр будет беднеть из-за плохой конъюнктуры, а регионы расцветут, увеличат сборы налогов и даже помогут Москве, несмотря на все экономические неурядицы.

Российский Минфин то ли верит в чудеса, то ли страдает раздвоением личности. В материалах ведомства по корректировке бюджета на 2014 - 2016 годы, с которыми ознакомился "Финмаркет", содержится непреодолимое противоречие. Если верить прогнозам ведомства, в ближайшие три года в России появятся две разные экономики. Одна из них будет себя чувствовать неважно, почти перестанет расти, посадит на голодный паек федеральный бюджет. Вторая окажется настолько успешной, что наполнит казну регионов полноводными потоками налогов, которые позволят провинциям успешно справляясь с выполнением "майских указов" и даже отказаться от федеральной помощи.

Экономический кризис федерации
При верстке федерального бюджета Минфин исходит из того, что в ближайшие три года российская экономика будет чувствовать себя существенно хуже, чем это представлялось год назад.

•  ВВП в 2014-2015 годах будет расти темпами не более 3,0-3,1%. Хотя действующий трехлетний бюджет на 2013-2015 годы исходил из роста на 4,3-4,5%. Но даже 3-процентный рост представляется чрезмерно оптимистичным: в этом году экономика вырастет не на 3,7%, как надеялось правительство, а в лучшем случае на 1,8%, но и в такую цифру верят не все экономисты.

•  Цены на нефть будут скорее снижаться, чем расти; на природный газ – стагнировать с устойчивой тенденцией к понижению.

•  Совокупные объемы прибыли прибыльных организаций будут на 20%, а то и на треть меньше, чем это казалось год назад.

•  Доходы федерального бюджета даже в номинальном выражении вырастут всего на 5,5% в 2014 году и на 7-9% в следующие два года. Это означает, что казна получит в 2014-2015 годах на 1,5 трлн руб. меньше, чем надеялось правительство.

•  Виновником недостачи будет ненефтегазовый сектор экономики. Ненефтегазовый дефицит будет устойчиво сохраняться на уровне 9,4-9,6%.

•  В этих условиях федеральному бюджету надо найти на ближайшие три года дополнительно 2,1 трлн рублей для реализации "майских указов".

•  Одним из многочисленных источников экономии рассматриваются трансферты региональным бюджетам. В 2016 году они даже в номинальном выражении станут почти на 4% меньше, чем в 2013 году.
 
Экономическое чудо в регионах

Действительно, зачем регионам деньги федерального бюджета, если их собственные доходы все эти годы будут уверенно расти. Гораздо лучше, чем у федерального центра: на 8-9% в год.


•  В этом году консолидированные региональные бюджеты, по расчетам того же Минфина, вырастут всего на 1,2% к 2012 году (доходы федерального бюджета окажутся всего на 0,3% больше, чем в прошлом).

•  Но дальше начнутся чудеса. Налог на имущество организаций будет расти на 12-18% в год (этот налог обеспечивает консолидированным бюджетам регионов порядка 10% поступлений);

•  На доходы физических лиц – на 8-9% ежегодно (это уже порядка трети их бюджетов);

•  Налог на прибыль в 2014 году вырастет сразу на 14,5% (в 2015 – на 6%; в 2016 – на 12%; и это еще примерно четверть поступлений в региональную казну).

•  Это чудо будет происходить в условиях замедления экономики и увеличения прибыли прибыльных организаций в номинальном выражении всего на 13,5% в 2014, на 6% - в 2015 и на 12% в 2016 году.

Татьяна Малинина, Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"По идее с ростом прибыли в экономике поступление налога на прибыль должно увеличиваться. На тот же процент – это вряд ли. Прямая корреляция есть, но она не 100-процентная.

Даже если не брать налоговую оптимизацию, уклонение, есть еще такой фактор, как величина накопленного убытка убыточных предприятий. Они могут переносить убытки на будущие периоды. Получается, что если сейчас растет доля убыточных предприятий и суммы полученных такими предприятиями убытков, то через несколько лет эти компании либо уйдут с рынка, либо станут прибыльными, но тогда будут переносить убытки прошлых лет на ту прибыль, которую начнут получать. Налога от них сразу не дождешься.

Ожидать в следующем году роста поступлений налога на прибыль на 14,5% - слишком оптимистично, учитывая, что рост российской экономики если и будет, то минимальный. Даже с учетом низкой базы 2013 года, когда сборы этого налога на 20-30% отстают от прошлогодних (Минфин надеется, что по итогам 2013 года сборы налога на прибыль будут всего на 5,9% меньше, чем в 2012 году – "Финмаркет").

Еще один фактор, который влияет на состояние бюджетной системы, – конъюнктура на мировых рынках. Налоговые поступления, в том числе налог на прибыль, сильно зависят от цен на наш сырьевой экспорт: нефть, газ, металл. Прогнозировать их изменение с достаточной точностью не представляется возможным.

Более прямая корреляция между изменением размера фонда заработной платы и поступлением НДФЛ. Зарплату выплачивают даже убыточные предприятия. "Черные" зарплаты не учитываются в фонде оплаты труда".

Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ

"В принципе, корреляция между динамикой прибыли в экономике и поступлением налога на прибыль должна быть. Хотя у нас появляются различные новации, в том числе льготы по налогу на прибыль. С этого года появилась возможность платить налог в рамках консолидированной группы налогоплательщиков, когда в рамках группы суммируются прибыли и убытки компаний.

Также и рост фонда заработной платы должен вести к увеличению поступлений НДФЛ.

Налог на прибыль очень чувствителен к экономической конъюнктуре. Не случайно его поступления сейчас идут на четверть ниже в номинале, чем в прошлом году. Он быстрее всех отреагировал на снижение темпов роста экономики. Фонд зарплаты компании пытаются сохранить (поступления НДФЛ нормально растут) и идут на сокращение прибыли.

В целом у нас доходы регионов связаны с более волатильными налогами. В этой ситуации регионы вправе рассчитывать на большую поддержку федерального центра. Политика увеличения трансфертов напрашивается, только нет возможностей у правительства.

Хотя прогноз Минфина о росте налога на прибыль на 14,5% в следующем году не кажется фантастическим, так как в этом мы упали почти на четверть. Эффект низкой базы обеспечит рост в следующем году. Но все равно сборы налога будут меньше, чем в 2012 году. К тому же в будущем году запланирован 3-процентный рост экономики, а в этом будет всего 1,8%. Все это может обеспечить бюджетам регионам вдвое большую прибавку, чем федеральному бюджету.

Заморозка тарифов может благотворно сказаться на местных бюджетах: снизить их расходы, и увеличить доходы по налогу на прибыль от других секторов экономики. Хотя в разных регионах ситуация может оказаться неоднозначной: Там, где велика доля естественных монополий, поступление налога на прибыль может снизиться".

Александр Дерюгин, директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

"Федеральному бюджету львиную долю доходов обеспечивают НДС, платежи от экспортно-импортных операций и за пользование природными ресурсами. Экономика замедляется, поэтому НДС расти не с чего. Мировая экономика не восстановилась, поэтому объемы внешней торговли у нас тоже вряд ли будут сильно расти. Цены на нефть тоже не растут. Не понятно, с чего у федерации будут увеличиваться доходы даже в номинальном выражении.

Доходную базу регионов составляют НДФЛ, налог на прибыль и имущество организаций. С налогом на прибыль история такая же, как с федеральными налогами. Это очень валотильный налог. В зоне особого риска находятся самые сильные, промышленно развитые регионы, те, кто не получает дотации на выравнивание, в том числе Москва и Санкт-Петербург. А вот динамику НДФЛ отчасти обеспечит рост зарплат бюджетников. В итоге региональные бюджеты могут вырасти получше, чем федеральные.

Если федерация запишет, что доходы регионов будут расти медленно, то не понятно, за счет чего станут выполняться указы президента, которые подразумевают рост расходов регионов. Тогда федерация должна давать им деньги. Поэтому не исключено, что разница в динамике доходов федерального и региональных бюджетов несколько завышена. Скорее всего, как раз на чрезмерные ожидания «отскока» в сборе налога на прибыль в следующем году".

http://www.finmarket.ru/main/article/3480828