Главные тезисы лекции Кьелла Нордстрема - шведского профессора и автора книги «Бизнес в стиле фанк»  — о будущем технологической отрасли и человечества в целом.

На Synergy Global Forum последним выступил Кьелл Нордстрем — профессор шведской школы экономики. Во время выступления Кьелла зал покинула ровно половина аудитории (они просто не могли понять, о чём он говорит), что совершенно точно описывает происходящее с российским бизнесом. Отечественные предприниматели с каждым новым спикером ждали, что на сцену поднимется человек и скажет им: «Ну вот, господа, смотрите — это корова. Вот оттуда можно получить молоко, вот таким вот образом надо руками делать, потом можно здесь вот взбивать и тогда получится масло. Потом режешь на прямоугольники. вот в эту бумажку кладёшь, вот этим надо позвонить, вот такую маржу ставишь, вот столько заработаешь, вон в тот сейф надо положить».

Все ожидают, что им подскажут конкретные решения, беспроигрышные действия и проверенные концепции. Именно оттого у нас не появились Apple, Google, Tesla и Uber.  Для этого необходимо выйти за пределы бытового сознания, а с этим  пока тяжело.
Кьелл появляется на сцене подобный божеству. Ему почти шестьдесят лет, он очень высок и совершенно лысый, носит очки в толстой модной оправе. Его чёрная рубашка сливается с чёрными джинсами. Очень кратко делюсь главными тезисами, потому что всё, что было написано Нордстремом в 2003 году, сбылось с точностью до грамма.

                                                        Главные тезисы лекции Кьелла Нордстрема

1. Мы находимся в начале самой быстрой урбанизации человечества

Основное понятие здесь - «в начале». Мы думаем, что всё уже случилось и завертелось, а на самом деле это лишь старт. Apple Pay пришёл в Россию совсем недавно, но сейчас уже никто из продавцов на кассе не будет удивляться тому, что мы платим при помощи телефона. Пластиковые карты уже успели умереть, а мы даже этого не заметили.

2. Страны умирают как структуры

Через пятьдесят лет будет 600 городов вместо 218 стран. Уже через двадцать пять лет не станет, к примеру, Австрии, потому что даже уже сейчас Австрия — это Вена и некоторые городишки поблизости. Это случится, потому что сменится система восприятия информации, произойдет развитие технологий и в частности транспорта.

То есть в настоящее время иностранец приезжает в Москву с сыном, и сын ему предлагает: «Папа, а может быть съездим в Нижний Новгород!», — а папа не соглашается, потому что это ведь далеко, это другой город. Однако через несколько десятков лет Россия станет условно Москвой, Екатеринбургом и Владивостоком, а Нижний Новгород будет лишь районом Москвы, до которого добраться от Красной площади (не известно еще, будет ли она тогда Красной?) можно будет всего лишь за считанные минуты.

3. Всё, что можно оцифровать, будет оцифровано.

Медицина, безопасность, образование, армия — ровным счётом всё.

4. FAANG — основа новой реальности

Расшифровывается эта аббревиатура как Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google.

5. Матрица мощная, но она не меняет принципы зарабатывания денег

Есть монополия — есть деньги, нет монополии — нет денег. Мы ненавидим IKEA, но раз за разом едем туда покупать мебель или кухонные принадлежности. Почему?
Задумайтесь о принципах инноваций, которые ложатся в основу временной монополии. Вот есть Леди Гага — временная монополия в мире развлечений. Если вы делаете вечеринку и пригласили туда Гагу, а она заболела, то вы никем не сумеете её заменить. Именно это и создаёт ценность продукта. Невозможность замены в сознании.

Когда-то Volvo выпустила модель 242: самую убогую и некрасивую машину вселенной. Но у Volvo получилось придумать идею временной монополии — абсолютную безопасность, — и это понятие невозможно было чем-то подменить. Потом идею безопасности для временной монополии переняла Toyota, затем Mercedes и уже через несколько лет Volvo потеряла свои позиции на рынке и продалась китайцам. Для того, чтобы создать временную монополию, необходимо вернуть индивидуальность.

                                 И четыре столпа жизни человека, который летит в открытый космос.

1. Информация развивается так, что мы каждое утро глупеем

Через пять лет при приеме на работу начальник не станет выбирать взять ли Петю, который знает английский, или Васю, который английского не знает. Речь будет идти о том, взять ли Васю с уровнем advanced или very advanced. Остальным не найдётся места в мире.

Информация развивается каждый день, а мы нет. В новой парадигме мы все любители, но это создает огромные возможности для бизнеса, потому что нам нужны компании, которые будут постоянно закрывать разрыв между новой информацией и нашими знаниями. Теперь ни одна компания не может справиться в одиночку.

2. Мир стал многополярным

Связывая между собой существующие системы, мы создаём системы нового порядка. Если вы стараетесь производить телефоны, то забудьте о планировании. Пока вы допишете план разработки, технологии поменяются уже 200 раз. В новой реальности нужно идти методами проб и ошибок.

3. Ценность высшего образования становится ничтожной

Знание в университетском мире перестало быть уникально, матрица разрушает монополию на знания. Вам не нужен Гарвард для знаний из Гарварда, поэтому если 5 лет назад корочка выпускника давала вам зелёный свет в любую корпорацию, то теперь все эти знания доступны любому желающему, и вопрос только в ближайшей смерти физических дипломов. Это дело нескольких лет.

То есть если вы сейчас решили начать зарабатывать, чтобы ваш ребенок через 10 лет пошел в вуз, то не тратьте на это время. Вузы перестанут существовать в привычном для нас понимании. Артикулированные знания необходимы, но это не гарантирует вам успеха.

При приёме на работу мы зачастую смотрим на навыки соискателя, а потом тренируем его в человеческих отношениях, а матрица позволяет делать всё наоборот. Найдите человека, с которым вам максимально комфортно, и тренируйте его в знаниях. Стать профессионалом может любой. Стать приятным для вас человеком — далеко не каждый.

4. Мы воспринимаем жизнь как серию транзакций

Мы постоянно договариваемся. Все машины и технологии снижают издержки транзакций в любом виде человеческой деятельности.
И очень важная динамика: количество домохозяйств с одним человеком увеличивается с невероятной скоростью. Мы все начинаем существовать вместе по одиночке с помощью машин.

В Швеции в 2008 году было 48% домохозяйств, где жил один человек. Теперь таких домохозяйств 56%, но это не повод для страдания, а лишь факт необходимости признания эволюции и факт необходимости под эволюцию адаптироваться.
Самое глупое, что может сделать человек — это попытки эволюцию остановить. Думайте. Развивайтесь. Уже сейчас у нас в голове информации больше, чем мы можем рассказать.