Китай: «морское возвышение» будущей сверхдержавы


На волне успешных экономических реформ Китай входит в новую для него сферу морской геополитики. На чем будет делать акцент руководство — на развитии военных компонентов и устранении известных «островных препятствий» в ближних морях или на освоении дальнего морского зарубежья? На кого из мировых держав КНР планирует опереться, а с кем может вступить в конфликт?

Новая морская стратегия: не закончив оборону, начинать наступление?

В 2012 году в КНР был опубликован ряд документов, касающихся морской стратегии и, в частности, защиты островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Новое руководство не раз говорило о необходимости учиться и быть готовым к проведению «победоносных войн» на море.

На экспертном уровне сформулирована обновленная военно-морская стратегия, состоящая из трех этапов — реализации стратегии «береговой обороны», осуществление обороны «в прибрежных водах» и начала наступления в «дальней морской зоне». Специфика нынешнего этапа — это оборона в «прибрежных водах».

Часть китайских экспертов считает, что, несмотря на нерешенность задачи по воссоединению с Тайванем и разрешению территориальных споров из-за островов, уже сегодня необходимо быстро переходить к третьему этапу — дальней морской стратегии. По мнению китайских ученых, это обязательная часть общего геополитического возвышения КНР, без которой будущая китайская сверхдержава не будет полноценной. А поскольку Китай уже вступил в фазу возвышения, он автоматически должен наращивать свое военное и экономическое присутствие в дальних морях и океанах.

От сухогрузов до авианосцев. В каких морях начинается геополитика?

Китай практически приступил к реализации обновленной морской стратегии. Стремительно модернизируются ВМФ и торговый флот. На воду спускаются новые военные суда, танкеры, сухогрузы. В сентябре 2012 года на вооружение поступил первый авианесущий крейсер. Программа строительства таких судов предполагает спуск на воду еще 4-х с обычными силовыми установками, водоизмещением 50–55 тыс. тонн и 2-х с атомными, водоизмещением 65 — 70 тыс. тонн. Предполагается размещение 6 авианосных групп в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также походы в Тихий и Атлантический океаны.

В 2012 году Китай вышел на первое место в мире по общему тоннажу строящихся судов (сухогрузов, танкеров и пр.), количеству судов — 320 тыс. и общей грузоподъемности — более 50 млн тонн.

В Китае, видимо, пока нет точного определения, где заканчиваются «ближние воды» и начитаются «дальние». В Индии, например, считают, что китайское руководство планирует проникновение в Индийский океан с использованием, в том числе, пакистанского глубоководного морского порта Гвадар, возможности которого активно наращиваются с помощью Китая. 13 февраля 2013 г. было подписано китайско-пакистанское соглашение о передаче порта в ведение управляющей компании «Chinese Overseas Port Holdings Limited». Многие китайские эксперты, действительно, стали говорить о необходимости более «серьезного китайского присутствия в Индийском океане» и «сдерживания индийского ВМФ».

Китайские ледоколы уже начали освоение северного морского пути, появились данные об активности КНР в Южном полушарии (Антарктика).

Узкие места. Как ликвидировать разрывы?

Имеются и слабые места в китайской дальней стратегии. КНР никогда не была великой морской державой, ее интересы ограничивались исключительно прибрежными водами. Чтобы реально присутствовать в Тихом, Атлантическом океанах, арктических и антарктических морях нужны не только мощные суда, но и многолетний опыт дальних морских переходов, наличие военно-морской школы, определенные исторические традиции.

Другой проблемой является зависимость КНР от морских поставок, особенно в плане уязвимости маршрутов импорта энергоносителей. Блокирование только одного Ормузского пролива, например, через который проходит ежедневно до 17 танкеров нефти, может вызвать в стране энергетический кризис. Справедливости ради заметим, что такой же кризис это может вызвать и в Индии, Южной Корее и Японии. Поэтому одной из приоритетных задач новое руководство считает скорейшую реализацию проекта, направленного на укрепление безопасности и торгово-экономических связей со странами, расположенными вдоль морского транспортного «коридора» от Ближнего Востока до Южно-китайского моря.

Борьба на море. Кому поможет российский флот?

Очевидно, что, чтобы ликвидировать разрывы, особенно в военно-стратегической сфере Китаю нужен сильный морской партнер. Таковым все больше становится Россия. Июньскиероссийско-китайские учения в акватории залива Петра Великого «Морское взаимодействие — 2013», в котором участвовало с обеих сторон 20 кораблей и более 10 самолетов, подтверждает данный тренд. В учениях китайские ВМФ были представлены 7 военными судами, включая 4 эсминца, 2 фрегата и один вспомогательный корабль. Специалисты отмечают высокий технический уровень китайских военно-морских сил, способных вести эффективную борьбу с подводными лодками, самолетами, ракетами и кораблями противника.

Американцы в качестве потенциального морского союзника рассматриваются Китаем в гораздо меньшей степени. Хотя отдельные китайские эксперты считают, что КНР должна найти общий язык с США по морским вопросам и всячески избегать с ними конфликтов на море, в случае возникновения такого конфликта (тут китайские и западные эксперты едины) шансы выйти победителем для Поднебесной оцениваются как нулевые.

В КНР и США, выстраивая подобные сценарии, считают, что главным, определяющим фактором будет позиция России. Переход ее на ту или иную сторону фактически и будет означать победу того, с кем российский флот. Понятно, что до подобных «раскладов» еще далеко, да и не факт, что сама РФ в случае возникновения такого конфликта будет гореть желанием ввязаться в опасную драку. Пока это чисто академические и журналистские рассуждения.

Китайская акватория. Где проходит «линия обороны»?

Явно усиливается региональная, морская конкуренция между КНР и союзниками США — Японией, Республикой Корея и другими. Западные специалисты считают, что оспариваемая Китаем морская зона — это примерно 3 млн кв. км, куда входит более 5000 островов. Понятно, что не все они спорные, как Дяоюйдао/Сенкаку, Наньша/Спратли и др. При этом длина береговой китайской границы составляет 18 тыс. км. Она проходит вдоль Желтого,Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

США и их союзники провели в акватории некую «разделительную линию», которая, как пишут американские аналитики, является «рубежом морской обороны… от потенциальной агрессии Китая». Речь идет о защите американцами интересов Японии, стран АСЕАН, Австралии и Новой Зеландии. К слову, «агрессия Китая», о которой пишут наблюдатели, пока гипотетическая, а вот военные союзы США с государствами региона существуют давно и направлены они, в первую очередь, против КНР, как и России. Похоже, что китайское морское возвышение — долгий, непростой и рискованный путь, причем не только для Поднебесной, но и для сопредельных стран и народов.

http://rus.ruvr.ru/2013_09_24/Kitaj-morskoe-vozvishenie-budushhej-sverhderzhavi-5775/