Важнейшим направлением деятельности политических партий выступает реализация целевых молодёжных проектов. Общественные объединения и организации молодежи являются кадровой базой для политических партий. Подобное предназначение для молодежных объединений вполне естественно, поскольку именно молодежи предстоит определять будущее любого общества, в том числе и политическое будущее. Социальная роль молодёжи в формировании будущей социальности очевидна, равно как очевиден и интерес к ней политических партий как к кадровой базе политической элиты.

В истории демократической России можно выделить несколько этапов политико-правового и организационного обеспечения формирования молодежных элит, которые вливаются, в том числе, и в ряды и элиту партийных организаций. Именно государство, в рамках целевой государственной молодежной политики выступает главным субъектом политической социализации молодежи, считая ее не только объектом, но и ресурсом политического и административного управления.

молодежная элита

Государство поддерживает проекты молодежных и детских общественных организаций, направленных на самоорганизацию. Также государство организует общение молодежных элит, способствующее повышению молодёжного участия. Социализации молодёжи, равно и как улучшению качества её социального самочувствия служат национальные проекты «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное жильё», «Образование», «Развитие здравоохранения»). Важнейшим направлением организационной, культурно-просветительной, воспитательной работы с молодёжью является внедрение общенациональных механизмов привлечения молодых профессионалов к решению экономических, социальных проблем и внедрению научных достижений. Этому служат специальные президентские программы подготовки управленческих кадров общероссийского масштаба «Кадровый резерв», а также ведомственные, отраслевые общероссийские, региональные программы. Также важным направлением является обеспечение интеграции российской молодежи в международное молодежное сообщество, на базе общегуманистических ценностей, которые имеют надэтнический, наднациональный, надклассовой характер.

В соответствии с российской исторической и политической традицией наиболее масштабные и успешные «молодёжные политические проекты» инициируются государством и первыми лицами государства, прежде всего, Президентом РФ. Свой вклад в процесс социализации и адаптации молодёжи к новациям политической жизни современной внёс В.В.Путин, будучи Президентом РФ. Существенное внимание молодёжи как ресурсу социальных инноваций уделяет Президент РФ Д.А. Медведев, который декларировал значимость молодёжной идеи России на Молодёжном инновационном форуме Селигер — 2009.

Селигер

Однако наряду с государством субъектами политической социализации молодёжи и формирования новых российских элит являются политические партии и движения. Участие молодёжи в партогенезе и партийном строительстве выступает важнейшим показателем уровня политической социализации молодёжи. Это тем более важно, что большая часть молодежи не имеет выраженной политической позиции и со скепсисом и недоверием относится к деятельности политических партий.

Молодежь является высокоадаптивной группой, но в то же время далеко не всегда реализует свои социально-инновационные ресурсы. Молодёжь в своём большинстве не принимает гражданского участия в общественно-политических отношениях региональных социумов. Это, с одной стороны, обусловлено объективными обстоятельствами, а с другой стороны, выступает как негативное явление особенно в условиях политического демократического транзита российского общества. Данный транзит предполагает осознанное участие в общественно-политических процессах не только людей среднего возраста, но и молодёжи.

Политическая культура молодёжи является залогом её успешного функционирования и исполнения молодыми гражданами их конституционного долга. Также определённый уровень политической культуры позволяет молодым людям не только исполнять свои конституционные обязанности, но и успешно реализовать свои конституционные права. Политическая социализация позволяет молодым людям адекватно реагировать и достоверно оценивать новации политической действительности РФ, а именно: разделение властей, соревновательность суда; многопартийность. Также это формирование институтов гражданского общества — общественных организаций, общественных палат, общественных советов, учреждение института уполномоченного по правам человека. Политическая культура необходима молодёжи для ориентирования в таких важных и во многом определяющих динамику российского социума процессах, как административная реформа и реформа местного самоуправления.

С учётом данных обстоятельств политические партии заинтересованы в максимальном понимании молодёжью содержания и динамики общественно-политических отношений, в том числе, понимания феномена партий, партогенеза, перспектив собственного партийного участия.

Это тем более важно, что с точки зрения формирования новых партийных и управленческих элит, молодёжь составляет, во-первых, электоральный ресурс, во-вторых, ресурс членства, в-третьих, ресурс партийной элиты. В этом плане политические партии: акцентируют в своей стратегии конкретные направления, которые интересны молодёжи; знакомят молодёжь с уставными и программными принципами; привлекают молодёжь к акциям и мероприятиям. Закономерно, что эти мероприятия имеют особое «молодёжное» содержание. Они посвящены интересным для молодёжи целям совместных действий и имеют выраженную эмоциональную компоненту. Это сбор гуманитарной помощи, патронаж отдельных категорий населения, обустройство территорий, помощь детским домам и др. Популярными являются молодёжные социальные и политические флеш-мобы — акции против курения, алкоголизма и наркотиков, акции в поддержку популярных кандидатов в органы власти и управления и др.

Флэшмоб

Магистральными направлениями деятельности политических партий являются «перетягивание голосов» молодёжи, «омоложение» электората, приобретение и расширение симпатий молодёжи. На уровне технологии политических действий партий это выражается в формировании «групп поддержки», «групп участия», «групп скандирования» и др.

При этом партийные организации региональной структуры стремятся преодолевать проблему политической пассивности молодёжи, которая обусловлена многими объективными и субъективными обстоятельствами. В соответствии с новациями социального престижа учитываются новые характеристики молодёжи — амбициозность, здоровый карьеризм, стремление к востребованности, к стабильности жизненных показателей.

Так, создание молодежных парламентов, молодёжных палат, молодёжных советов является следствием возрастания гражданского участия молодежи. Эти институты как институты гражданского общества предоставляют молодёжи возможности для преодоления скептицизма в отношении влияния подрастающего поколения на региональных выборах. Создание Молодежного парламента в Северной Осетии-Алании — явное тому подтверждение. Практически каждый начинающий политик демонстрирует свое стремление и желание содействовать общественно-политической жизни республики. Как отметила председатель Комитета Молодежного парламента по образованию, науке и культуре и развитию спорта Д. Арчегова: «От каждого члена молодежного парламента должна исходить инициатива, тем более что образованные комитеты охватывают практически все сферы деятельности человека».

Республиканские отделения федеральных политических партии стремятся к системной и комплексной работе с молодёжью. В качестве ситуативных тактик используется преодоление информационного вакуума, развитие интереса к политике и политическим лидерам, обоснование перспектив участия в политике. Параллельно с этим развивается социальная направленность действий групп молодёжи, прежде всего, студенческой. Особое внимание к студенческой молодёжи вызвано такими её характеристиками, как организованность, информированность, образованность, нацеленность на достижение жизненного успеха.

Эта работа преследует несколько целей: разъяснение молодёжи внутри и внешнеполитических реалий, воспитание у молодёжи нетерпимого отношения к национализму, агрессии, жестокости; популяризация гуманистических ценностей. Стоит отметить, что ситуация грузинской агрессии в отношении осетин — южан предоставляет существенные ресурсы для популяризации среди молодёжи патриотических чувств как чувств этнического осетинского и национального российского патриотизма. Эти чувства формируются в поле этнической и национальной идентичности и политизируются в условиях, которые провоцируют стихийную и нацеленную политическую активность населения.

Политическая активность

Закономерно, что взаимодействие политических партий и молодёжи приобретает особе содержание в периоды внутренних и межгосударственных конфликтов, социально-экономических кризисов. Здесь выделяется несколько аспектов партийной тактики. Во-первых, политические партии стремятся популяризировать свою идеологическую и идейную позицию среди молодёжи в отношении конкретных реалий и фактов общественных отношений. Во-вторых, политические партии способствуют разоблачению и дезавуированию во мнении молодёжи позиций своих политических конкурентов. В-третьих, политические партии используют неординарные общественно-политические ситуации для стимулирования и интереса молодёжи к политике, в целом и для организации конкретных и адресных акций молодёжи, в частности.

В то же время острые политические ситуации представляют определённую опасность в плане провоцирования радикальных молодёжных выступлений и действий. Такие действия могут быть легко использованы различными политическими силами для дестабилизации ситуации. При этом используются именно эмоциональные возможности молодёжи, которая легко повергается воздействию. В той связи политические партии в целях сохранения общей стабильности общественно-политических отношений должны воздерживаться от вовлечения молодёжи в жёсткое противостояние сил, групп, движений.

В общем плане целевая республиканских отделений политических партий с молодёжью направлена на перспективу дальнейшего укрепления партии, расширение партийных рядов, увеличение численности электората, формирование партийных активистов.