БУДУЩЕЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

СТАНУТ ЛИ ВЕРТОЛЁТЫ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ РАНЕНЫХ БЕСПИЛОТНЫМИ
Важность этой задачи можно сравнить только с её сверхсложным выполнением, и пока не ясно, какая чаша этих весов окажется тяжелее.
Все помнят сражение в Могадишо двадцатилетней давности? Необходимость эвакуировать одного раненого привела к бесконечным боям спасательных групп с местным населением, включая энергично стрелявших женщин и детей. В результате появлялись новые жертвы и эвакоотряды, и мясорубка не прекращалась. В итоге США понесли самые большие однодневные потери в своей истории после Вьетнамской войны, а Сомалийская Демократическая Республика получила возможность и дальше экспериментировать с внедрением законов шариата, а потом и пиратствовать.

Конечно, афганцы не так успешны в боях, как сомалийцы, но и при этом профессия пилота эвакуационного санитарного вертолёта — вторая по опасности в США, с годовой смертностью в 113 человек на 100 тыс.
 
Проблема, вскрывшаяся тогда, очень серьезна: автомат Калашникова и храбрость сделали эвакуацию раненых с поля боя смертельно опасной даже в странах третьего мира.

Именно с ней призвана бороться программа с участием беспилотного вертолётаBoeing Unmanned Little Bird. В отличие от большинства беспилотников современности, он не телеуправляемый, а по-настоящему автономный. На основании лидарной карты местности, которую аппарат создаёт сам по мере продвижения по маршруту, Little Bird способен выбрать безопасное место для посадки, исключив из вариантов неровную местность и даже участки, взлёт с которых может быть опасен для его винтов.

Зачем нужна полная автономность? В целом ряде случаев — горные условия, непогода, постановка помех противником... — телеуправляемый вертолёт не сможет действовать нормально. В то же время, вылетая на эвакуацию раненого с поля боя, трудно заранее знать, где именно будет находиться увечный боец в момент появления эваковертолёта. Следовательно, выбирать точку часто приходится на месте. И обычно это решение принимает человек.

Однако, как показал сомалийский опыт, рисковать им нельзя, поскольку он тоже может быть подстрелен и потребовать эвакуации.


Новые методы слежения за обстановкой сами по себе не могут заменить живого пилота: да, лидар способен обнаружить провода, опасно близкие к винтам, даже ночью (в отличие от человека). Однако у БПЛА нет «здравого смысла» — способности оценивать риск самостоятельно.

Именно над отработкой алгоритмов действия и граничных условий посадки и взлёта на неподготовленных площадках и работает сейчас стартап Near Earth Autonomy — небольшая компания, созданная специально для этих задач. Её сотрудники, возглавляемые Лайлом Чемберленом (Lyle Chamberlain), уверены, что, доведя разработки до ума, смогут наладить безопасное снижение и эвакуацию военнослужащих, а в будущем — и спасателей, работающих в зонах стихийный бедствий.

ВЕРТОЛЁТ-ТРАНСФОРМЕР ВЗЛЕТИТ В 2015 ГОДУ

Компания Lockheed Martin’s Skunk Works представила новый вариант своей беспилотной транспортной системы Transformer, предназначенной для воздушных перевозок в зонах боевых действий.

Перемещение личного состава в условиях боевых действий — одна из самых сложных для современных вооружённых сил задач. Вертолёт дорог, его потеря означает потерю пилота, для восполнения которого нужно длительное обучение, а наземный транспорт уязвим из-за мин и засад вдоль дорог.

Загрузка в стандартизированные капсулы будет вестись через откидной кормовой люк.

Теперь речь идёт о принципиально другой идее — беспилотном вертолёте со внушительными крыльями, позволяющими а) быстро взлететь и б) тратить куда меньше топлива, чем обычные вертолёты. Transformer захватывает и перевозит стандартные капсулы, которые могут быть набиты грузами, людьми, разведывательными наземными машинами и пр.


Предусмотрена также подвеска под Transformer разведывательного автомобиля. Правда, она должна сильно поменять аэродинамику, ведь машина совсем не похожа по формам на стандартизированную капсулу.

Сообщается, что полноразмерная версия Transformer будет отработана к 2015 году. Тогда же начнутся её испытания, включающие транспортировку капсул с людьми в режиме дистанционного управления (в перспективе разработчики надеются на достижение полной автономности).


Фрау канцлерин демонстрирует качества, достойные преемника Бисмарка: через пару секунд парящий аппаратик изобразит символическую атаку, разбившись у её ног. (Фото EPA.)

И всё же главным тут следует считать не само событие, а то, что оно вообще стало возможным. Вот факты: Parrot AR стоит триста долларов; по сути, его можно купить по почте, а управлять с помощью приложения для Android или iOS почти с любого смартфона по Wi-Fi (при некотором желании — не только). Это дешёвое массовое устройство, на июнь 2013 года разошедшееся в 500 тысячах экземпляров, — и это за два года продаж. Тем не менее даже оно, с его парой видеокамер, позволяет вести слежку — пока, по сути, почти не ограничиваемую законами большинства развитых стран.

Наконец, 400-граммовый аппарат со временем полёта в 12 минут — это ещё не предел мечтаний. Не называя марок БПЛА и цен, просто заметим, что стандартная мина-лягушка времен Второй мировой весила всего 300 г, а граната Ф-1 — 600 г. Аппарат с одной такой штуковиной на борту запросто уничтожит плотную группу политических деятелей, и полиции будет очень сложно с ним бороться: стрелять из пистолета по беспилотнику почти бессмысленно. Многие относительно дешёвые модели, представленные на рынке, способны поднять как первую, так и вторую, а значит, роботы-камикадзе, падающие к ногам крупных политиков, в любой момент могут стать грустной реальностью. Точнее, даже так: они уже должны были стать реальностью.

В июне 2013 года группа тунисских граждан пыталась — в той же Германии — собрать информацию и компоненты для совершения терактов при помощи взрывчатых веществ и беспилотников малого формата. Зачем, изумитесь вы, в век Интернета, когда каждый ребенок быстро найдёт рецепты гексогена и зарина, нужно «исследовать» возможность покупки беспилотника? Да, к счастью, кадры у арабских террористов в основном слабые, образовательные горизонты у них узковаты (тьфу-тьфу-тьфу), и это пока единственный фактор, позволяющий существовать Израилю и сравнительно спокойно чувствовать себя развитым государствам Евразии и Северной Америки. Но случай с PIRATEN тревожит: немцы — народ очень способный, и в их политической жизни есть не только развесёлая Партия пиратов, но и Национал-демократическая партия, а всего там, по сведениям Федеральной службы защиты конституции, проживают десятки тысяч членов праворадикальных и пронацистских организаций, многие из которых уже привлекались к уголовной ответственности и были признаны опасными для общества за акции вроде поджога в Золингене в 1993 году.

В работе, увидевшей свет в прошлом месяце, в дни проведения конференции «Беспилотные системы — 2013» (Unmanned Systems 2013), Клаас Ян де Кракер (Klaas Jan de Kraker) и его коллеги по Голландской организации прикладных научных исследований отметили, что главной угрозой со стороны потенциальных террористов являются как раз мини-БПЛА весом не более 20 кг. Они, как и Parrot AR, могут пролететь многие километры до разрядки батарей и вместе с этим очень компактны, их можно развернуть из любого велорюкзака или из окна автомобиля, припаркованного в четырёх кварталах, и так далее...

Более того, в 2010 году пранкеры уже направляли БПЛА с радиоуправлением в здание нидерландского парламента, а планы по удару такими же средствами (но только со взрывчаткой) по Капитолию и Пентагону уже срывались превентивной работой ФБР. И тем не менее из сообщений СМИ мы прекрасно знаем, что службы безопасности не работают на все сто даже в Белоруссии. Чего уж тут говорить о США или Европе. Вопрос не в том, будет ли бум террористических атак при помощи малых БПЛА или нет, а в том, когда он начнётся.


Квадрокоптер Spiri (здесь и ниже изображения разработчика).

Главная составляющая Spiri — бортовой мини-компьютер с двухъядерным 1-гигагерцевым процессором на архитектуре ARM Cortex-A9. Устройство наделено 4 Гб встроенной флеш-памяти, адаптерами беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth, а также портом USB. В качестве операционной системы выбрана Ubuntu Linux со специализированной платформой ROS (Robot Operating System). Последняя представляет собой фреймворк для программирования роботов, который обеспечивает такой функционал, как аппаратная абстракция, низкоуровневый контроль устройств, реализация часто используемых операций, передача сообщений между процессами и управление пакетами.

Предполагается, что пользователи смогут управлять Spiri вручную с помощью беспроводной Wi-Fi-связи или загружать готовые приложения для полностью автономного пилотирования.


Вся конструкция весит приблизительно 400 г, её габариты — 340×340×68 мм. Одной подзарядки аккумуляторных батарей, как утверждается, хватит на 15 минут полёта. Любопытно, что в автономном режиме работы, когда запас энергии приближается к критической отметке, Spiri самостоятельно вернётся к месту базирования и опустится на беспроводную индукционную зарядную площадку.

С помощью краудфандинга авторы проекта надуются получить $125 тыс. Сейчас привлечено около $11 тыс., копилка закроется через 27 дней. Для тех, кто поддержит разработчиков на ранней стадии, квадрокоптер обойдётся в $520. Ожидается, что поставки Spiri первого поколения начнутся в апреле 2014 года.

КВАДРОКОПТЕР PARROT AR.DRONE 2.0 ПОЛУЧИЛ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

Компактное устройство Flight Recorder, оснащённое 4 Гб флеш-памяти, записывает GPS-координаты, показатели со встроенных датчиков ЛА и видеопоток с бортовой камеры.

Квадрокоптер AR.Drone 2.0, выпускающийся французской компанией Parrot, считается одним из самых успешных устройств в своём классе. Во многом этому способствуют модульная конструкция, множество бортовых датчиков, доступность комплектующих, удобство управления и открытость API. Дрон стал популярной научной и образовательной платформой; он применяется для видеонаблюдения, в экспериментах по автоматическому управлению, обучению ИИ и пр. А новые аксессуары и улучшенное ПО, представленные Parrot, ещё больше расширят сферу использования AR.Drone 2.0.

Для управления AR.Drone 2.0 используется мобильное устройство п/у Android или iOS; обмен данными осуществляется по Wi-Fi-связи. Стандартный аккумулятор обеспечивает около 12 минут полёта, максимальная скорость которого равна 18 км/ч.

Предусмотрены средства безопасности: автоматическое отключение винтов при контакте, самостоятельная посадка при потере сигнала Wi-Fi и защитный кожух для использования в помещении.


Flight Recorder позволяет реализовать ряд новых возможностей. Помимо сохранения сведений о траектории и режиме полёта, устройство позволяет использовать функции Click & Go и Return Home. Первая даёт возможность указать на карте точку назначения, куда должен отправиться БПЛА, вторая — быстро вернуть квадрокоптер в точку взлёта. Стоит Flight Recorder около $130.

Наконец, обновилось программное обеспечение для управления дроном. Режим Director Mode позволяет настраивать баланс белого, экспозицию и параметры насыщенности бортовой камеры. Кроме того, реализованы функции редактирования видео. Обновление доступно за $4.



http://db.compulenta.ru/tehnika/robotics/10009096/
http://db.compulenta.ru/tehnika/robotics/10008602/
http://db.compulenta.ru/tehnika/robotics/10009087/
http://db.compulenta.ru/tehnika/robotics/10008518/
http://db.compulenta.ru/tehnika/robotics/10007523/