Личный транспорт и технологическая сингулярность

АвтопилотОснователь и генеральный директор стартапа с российскими корнями WayRay Виталий Пономарёв рассказал об изменениях, которые должны произойти с распространением самоуправляемых автомобилей в сфере личного транспорта. Автор полагает, что за ближайшие двадцать лет почти триста миллионов человек в связи с развитием беспилотного транспорта лишатся работы, но особо заметных для обычного пользователя глобальных изменений не стоит ожидать.

Сегодня хотелось бы поговорить не только по поводу беспилотных автомобилей, но проанализировать,  как будет меняться автомобильная индустрия в ближайшие двадцать лет. Я вижу по-настоящему насыщенную череду событий и очень большое количество изменений. Несомненно, что  у жителей планеты вопрос личного транспорта не будет вызывать совершенно никакого ажиотажа или интереса . Вас же не удивляет, к примеру, электронная почта или смартфоны — и в автомобильной области случится почти то же самое.

Я руковожу компанией, в которой трудятся около сотни человек. Мы имеем главный центр разработки в Москве четыре и офиса по всему миру. Мы единственные во всем мире, кто создает настоящую дополненную реальность для автомобилей.

Главное применение для подобной технологии — это навигация, дополняющая реальный мир при помощи виртуальных объектов. Люди отвлекаются от вождения намного меньше, и оно, таким образом, оказывается безопасней. Технология сама по себе намного сложнее, чем это на первый взгляд может показаться, — тут много оптики, электроники, материаловедения, лазеров и невероятно много алгоритмов и софта.
Подобный багаж опыта позволил успешно завершить разработку системы дополненной реальности для беспилотных автомобилей.

Что мы обнаружили за четыре года плотной работы с автомобильными брендами

Первое: все автомобильные бренды представляют собой только лишь маркетинговую оболочку. Они всё ещё продолжают заниматься разработкой трансмиссий,  двигателей,  несущих конструкций, они также  нам продают уникальный дизайн (внутри и снаружи), а  формируют добавленную стоимость они, когда продают нам образ жизни и эмоции.

Например, с каждого проданного автомобиля Porsche зарабатывает около €15 тысяч, тогда как в среднем по индустрии чистая прибыль с каждого проданного автомобиля начинается с €1000. То есть когда вы покупаете Porsche, то за то, что это автомобиль, вы доплачиваете €1000, а за то, что это не просто машина, а Porsche, имеющий своею историю, свои особенные ощущения от вождения и  прочее — ещё €14 тысяч сверху.

А как быть со всем остальным, без чего автомобиль остался бы просто бесколёсной повозкой с двигателем на раме и легким флёром элитарности? Всё прочее — то есть главные технологии и инновации в отрасли — создают компании, о которых вы вообще никогда не слышали, либо предполагали, что они этим не занимаются. К примеру, думали, что Bosch занимается исключительно кофемолками, а Continental — шинами. Такие компании называются TIER1 — это огромные интеграторы автомобильных компонентов. Под ними существует ещё слой TIER2. Отдельно можно выделить стартапы — теперь идёт охота и за их технологиями.
Именно погоня за конкурентным преимуществом и поиск очередного повода накрутить €15 тысяч сверху стоимости машины вынуждает автоконцерны стоять в очереди за крутыми технологиями.

К чему это приведёт

Так как инновации создают не бренды, а индустрия стремительно развивается в сторону беспилотных автомобилей, то автомобильным брендам прийдется уйти на второй план —  над ними возьмут верх технологические компании, которые станут предоставлять сервисы.
Вы не будете интересоваться мощностью двигателя или многовековой историей автопроизводителя,  пока вы будете спокойно отдыхать в своём самоуправляемом автомобиле.

Уже в настоящее время мы наблюдаем предсмертные конвульсии автомобильных брендов. Volkswagen увольняет целые дивизионы, отказывается от разработки дизельных двигателей, зато в ближайшие полтора года компания собирается нанять 150 тысяч инженеров, которые станут заниматься беспилотными технологиями.

Suzuki объединяется с Toyota — на сегодняшний день наиболее продвинутой компанией в области беспилотных технологий. Renault-Nissan впускает к себе Mitsubishi. Предсмертные конвульсии: это либо стремление оттянуть момент своей гибели, либо желание набить себе цену при поглощении со стороны Google. Окей, Google, купи два бренда — получи третий в подарок.

Каким образом изменят нашу жизнь беспилотные автомобили? Нашу с вами — вообще никак, если вы не профессиональный водитель. Те, кто сейчас пользуется такси, будет пользоваться беспилотным такси. Те, у кого имеет личные автомобили, так же будет покупать личные автомобили, только не будет самостоятельно рулить. В целом, совершенно очевидно, что передвигаться станет безопаснее, удобнее и дешевле.

Общество довольно поверхностно понимает смысл беспилотной революции

Автопилот70 млн профессиональных водителей останутся без работы. Еще около 200 млн человек будут вынуждены частично или полностью сменить квалификацию. Почти 300 млн судеб изменятся в течение 20 лет.

А какой экономический эффект это произведет — похлеще, чем изобретение пылесоса и автоматизации фермерства в США в 50-е, когда в первом случае уборщицы остались без работы, а во втором 40% населения США — ковбои — вынуждены были искать новые пути самореализации. И знаете, сработало. Эти ковбои основали новые компании, обустроились как-то.
Одно из моих любимых открытий — это то, что экстерьеры автомобилей больше не будут влиять на принятие решения о покупке. Куда важнее станет комфорт внутри. Фокус будет смещен в сторону вашего сна, работы, развлечений, даже секса в авто. Уже сейчас заметно, насколько непохожими становятся интерьеры разных марок. Каждый производитель ищет свой уникальный стиль, какую-то фишку. Сравните интерьер нового Cadillac и нового Lexus. Инопланетяне с разных планет.

Совсем не очевидный, но очень важный тренд — дополненная реальность в беспилотных автомобилях. Только представьте, что вы сможете выбирать альтернативный виртуальный мир, наложенный на реальный. Вы будете путешествовать, узнавать больше, находить интересные места, ловить покемонов, общаться — и всё это не выходя из машины. Появится огромный рынок контекстной рекламы, привязанной к конкретным местам. Это Google AdWords на колёсах.

Большая надежда человечества — чтобы все электрокары стали наконец экологически безопасными.

АвтопилотМногие не знают, что современные электрокары наносят больший вред экологии, чем двигатели внутреннего сгорания
Нам удастся полностью «озеленить» наш транспорт. И лично я больше верю в водородные автомобили. Они решают вопрос хранения энергии, выработанной из возобновляемых источников.

Новый «зелёный» цикл передачи энергии в ваш автомобиль будет выглядеть так: ветряк или солнечная панель вырабатывают электричество, которое мгновенно тратится на получение, к примеру, водорода. Водород — экологически чистое топливо, которое можно хранить как традиционное топливо, и использовать в fuel cells — топливных ячейках, которые преобразуют энергию водорода в электричество и чистую воду.

 

 

Заключение

Какие выводы можно сделать:

АвтопилотЕсли вы не связаны с автомобильной индустрией, то, вероятно, не заметите никаких изменений в своей жизни. Будете платить по подписке за сервисы такси. Если же вы будете владеть автомобилем, то, скорее всего, налогов вы будете платить меньше, чем сейчас — содержать инфраструктуру для беспилотного транспорта станет однозначно дешевле.

Дизайнеры интерьеров останутся высокооплачиваемыми специалистами.
Откроются новые возможности для рекламы и разработчиков приложений — появится новый рынок приложений дополненной реальности для пассажиров беспилотных авто.

Электрокары — это не венец эволюции автомобилестроения.

Технологии не развиваются в изоляции от прогресса в других областях. И развитие технологий дополненной и смешанной реальностей у вас дома приведёт к постепенному избавлению от необходимости ездить на работу либо даже путешествовать. Ещё более мощный тренд — автоматизация и автоматизация автоматизации всего вокруг нас, — лишит работы миллионы людей. Человечество постепенно перестанет размножаться, довольствуясь порнографией с эффектом полного погружения. Нас вообще будет становиться меньше.

Последствия того, что мы называем технологической сингулярностью, сложно предугадать. Но ясно одно — мы всё меньше будем проводить времени в путешествиях и открытиях, и это скажется на спросе на личный транспорт.