Для жителей вселенной «Звездного пути», 4 апреля 2063 года станет великим днем. В этот день гениальный ракетный инженер Зефрам Кохрэйн впервые успешно испытает свой варп-двигатель. Технология перевернет сферу космических путешествий: космические корабли будут быстрее скорости света и смело выведут нас в неизведанные места.
Для остальных варп-двигатели, червоточины и путешествия быстрее скорости света останутся чисто спекулятивными понятиями. Они могут быть возможны — идея деформации (варпа) пространства и путешествия через короткие проходы в ткани пространства-времени много лет рассматривается научно — но немногие физики готовы поставить серьезные деньги против утверждения Эйнштейна, что никто не может двигаться быстрее скорости света.
Что же делать тем, кто стремится за пределы Солнечной системы - посмотреть, что там?

Космос

Единственным космическим аппаратом, который забрался дальше, чем планеты, луны и астероиды нашей Солнечной системы, был «Вояджер-1». На момент написания этой статьи, этот зонд был в 20 083 476 000 километрах от Земли, двигаясь на скорости 17 километров в секунду. И вроде бы круто, но «Вояджер-1» был запущен в 1977 году и оснащен научными инструментами, камерами и датчиками начала 70-х. С ними он и летит уже ~ 40 лет.
Прежде чем люди отправят другой зонд в межзвездное пространство, инженеры надеются найти способ добраться туда быстрее и, в идеале, при своей жизни.
Некоторым нравятся солнечные паруса — гигантские зеркальные листы, движимые силой фотонов Солнца. Другим — включая Стивена Хокинга — нравится полет на этих парусах при помощи плотно сфокусированных пучков фотонов, которые будут генерировать лазеры на Земле или на спутниках на орбите.
Инженер NASA Брюс Вигманн изучает полет к звездам с применением двигательной системы, которая напоминает сломанный зонтик или жилистую медузу. В основе лежит идея электрического паруса и космического зонда, помещенного в центр вентилятора из металлических проводов.


Солнце

Вместо того чтобы отталкиваться за счет фотонов, электропарус использует энергию солнечного ветра. Этот поток заряженных частиц непрерывно излучается Солнцем на скорости, близкой к 400 км/с. Предварительные исследования свидетельствуют, что космический аппарат, оседлавший этот ветер, мог бы двигаться в три раза быстрее зонда, оснащенного солнечным парусом.
«У вас имеются длинные тонкие оголенные провода, которые положительно заряжены и простираются от медленно вращающегося космического аппарата», говорит Вигманн, работающий в отделе передовых концепций NASA в космическом центре Маршалла в Алабаме. «Положительно заряженные провода оттолкнут положительно заряженные ионы солнечного ветра, толкая космический аппарат — подобно магнитикам, с которыми мы играли в школе, магниты одинаковой полярности отталкиваются друг от друга».
«Мы могли бы повторить миссию «Вояджера», но за 10-12 лет, — говорит он. — Мы могли бы добраться до Плутона за 5-6 лет, в два раза быстрее миссии Dawn, и до Юпитера за два года».
Но на практике  это  не легко.
Профессор астрофизики из Мичиганского университета Томас Зарбахен говорит: в идее Вигманна «куча проблем».
«Большая часть энергии Солнца поступает в виде света, — говорит он. — Ее полная сила в солнечном парусе примерно эквивалентна гравитационной силе шоколадного батончика на футбольном поле — энергия солнечного ветра в тысячу раз меньше».
Поэтому, если солнечный парус может быть пару сотен метров в ширину, космический зонт NASA должен быть 40 километров в диаметре — размером с город — и провода, которые привязаны к космическому аппарату, придется запускать на ракете вроде новой SLS NASA.

Электропарус

Недавно Зарбахен руководил американским научным исследованием, которое показало, что небольшие спутники, известные как Cubesat, вполне могут справиться с планетарными миссиями и обойдутся гораздо дешевле традиционных космических аппаратов. Но он не уверен, что полет на заряженных проводах будет лучшим способом заставить их двигаться. «Материальная сторона ужасает, — говорит Зарбахен. — Мы делаем провода больше сотни лет и они до сих пор ломаются».
«Подумайте о проводах: они будут тяжелыми, потому что сделаны из металла, — говорит он. — Они должны быть более высокого качества, иначе когда вы пропустите по ним электричество, они сгорят. Они сломаются и в том случае, если по ним ударит микрометеорит».
Вместо того чтобы использовать электропарус, Зарбахену нравится идея разогнать зонды будущего с помощью солнечных парусов или ядерного движения — или и того и другого. Не то чтобы электрический зонтик невозможно сделать. Но не легко.
Команда Вигманна работает над основами инженерии в своем проекте и надеется провести первые испытания, используя провода, привязанные к высотным воздушным шарам.
«Мы докажем возможность технологии», говорит Вигманн, который планируюет провести первую демонстрационную миссию в начале 2020-х. «Мы изучаем физическую сторону вопроса, чтобы узнать, сколько двигательной силы сможет произвести солнечный ветер.  Мне нравится эта идея. Если мы докажем физику, останется дело за инженерами».
Если технология окажется успешной, космический аппарат на электропарусе обгонет «Вояджер». Или мы могли бы подождать, пока Кохрэйн изобретет варп-двигатель, и тогда оба предыдущих варианта останутся далеко позади…

ИЛЬЯ ХЕЛЬ

http://hi-news.ru/space/elektroparus-budushhego-mozhet-li-slomannyj-zontik-otkryt-dlya-nas-kosmos.html