За последние десять лет средства массовой информации до неузнаваемости поменялись, и процесс этот уже необратимый. Какими же окажутся медиа будущего?

Медиа

Новости станут писать роботы

Постепенно и в журналистику пробрались технологии bigdata. Уже отданы на откуп роботам информационные сводки о погоде, о курсах валют, о пробках,спортивные результаты,биржевые сводки и прочие сообщения, которые алгоритмизируются программным образом, в них изменяются лишь фактические данные и добавляется требующийся бэкграунд. Возможно, что уже лет через пять будут генерироваться новости, основанные на сообщениях информационных агентств и созданные без вмешательства людей: сделать анализ входящих сообщений в динамике и дать нужный нарратив, написать подводку, подобрать аналогичные случаи – для всего этого не требуется участия журналиста и полностью под силу роботу.
Что все это означает для редакций? Журналисты скучную и рутинную работу делегируют роботам, а в это время сами станут заниматься самыми интересными и важными вещами — журналистикой объяснений, толкований и расследований, расширением читательского кругозора.
Уже в настоящий момент российские и зарубежные медиа успешно применяют роботизированные сервисы.Несколько лет назад компанией Automated Scienceбыл запущен алгоритм Wordsmith, который уже способен генерировать до двух тысяч небольших статей в секунду. Со временем данный тренд станет только набирать обороты.

…но восстания машин не случится

Ответ на вопрос о том, исчезнет ли традиционная журналистика, можнодатьлишь один– отрицательный. Роботы могут быть только помощниками журналистов, а не их заменой. Так что студентам и выпускникам факультетов журналистики нечего бояться: их профессия все еще будет востребованной. Возможно, что первая ступень карьерной лестницы станет другой. Но кто из современных акул пера в начале своей карьеры не собирал и систематизировал различные данные, стараясь влиться в жизнь редакции в надежде на  «нормальную работу»? В современном мире, благодаря роботам, молодые журналисты могут легко перешагнуть эту ступень – и сразу начать творить.
Уже давно существует тенденция в подаче материалов росту интерактивной и иллюстративной составляющих, к сокращению объема, к развитию видеоформатов и так далее. Но это вовсе не значит, что сильно уменьшилось потребление традиционных глубоких и объемных материалов, которые погружают читателей в самую суть проблемы. Журналистика расследований и роботы? Только в качестве помощников.

Печатная пресса останется нишевым продуктом

Иногда бумага все еще в ходу — например, электронные книги не уничтожили бизнес издательств. Есть довольно большой пласт аудитории, не готовый к переходу, даже просто в онлайн, а не то что в мессенджеры. По данным исследования Deloitte за 2016 год, 52% респондентов отметили, что за последние две недели читали печатные средства массовой информации (эта активность входит в топ-5 медиа действий).

график

Но стоит признать, что рынок печатной прессы в целом мертв. Он не составляет конкуренцию digital-форматам ни с точки зрения интереса читающей аудитории, ни с точки зрения рекламных денег. На бумаге остались только нишевые издания определенного формата (например, люди любят полистать в самолете или в приемной врача журналы).

Блогеры останутся блогерами

Тезис о том, что блогеры (или влогеры, или стримеры) – это журналисты будущего, довольно спорный. В большинстве своем они создают развлекательный контент для довольно узкой целевой аудитории определенного возраста — и, к сожалению, очень часто он оказывается весьма посредственного качества. Имеет ли это что-то общее с журналистикой? Безусловно, нет. Перед журналистом стоят совершенно другие задачи, и для их решения он пользуется совсем другие методы. Его контент должен обладать ценностью, а его целью является не только развлечение читателя или зрителя, но и стремление увлечь его, донести до него какую-то идею, помочь ему сформулировать свою позицию по той или иной проблеме.
Еще одно важное отличие журналиста от блогера заключается в том, что первый должен проверять факты и давать только достоверную информацию, а блогерподобной обязанности не имеет. Реальный мир, безусловно, далек от идеального, но как нельзя кстати здесь цитата  Владимира Познера: «Когда вы мне говорите о тех журналистах, которые себя так ведут [не проверяют факты], конечно, это беда, потому что это компрометирует профессию, а блогер никого не компрометирует, кроме себя. В этом тоже разница.  Однако некоторые блогеры вполне успешно освоили формат гражданской журналистики, который прекрасно дополняет современное информационное поле и уже является его неотъемлемой частью, стирая грань между профессиональными медиа и личным блогом.

Рекомендации контента станут еще точнее

Мы живем в век рекомендаций.Рекомендации подстерегают нас не только в онлайн-пространстве, но и в обычной жизни. Причем часто мы даже не задумываемся о том, что совершаем действие или выбор по чьей-то наводке. В магазинах ловкие мерчандайзеры располагают на полках дополняющие товары рядом, таким образом намекая, что купить их необходимо вместе.
То же самое происходит в интернете. Ленты социальных сетей рекомендуют нам посты тех людей и групп, с которыми мы активнее всего взаимодействуем. На сайтах СМИ «материалы по теме» уже давно формируются самообучающимися алгоритмами: нам показывают только те сообщения, на которые мы кликнем с наибольшей вероятностью. Рекомендательные платформы формируют для читателей умную ленту публикаций с популярных сайтов и из сообществ в социальных сетях на основе личных предпочтений.
Медиа прочнее освоят соцсети и мессенджеры
Логично, что контент и его потребители должны быть в одном месте. В информационном поле регулярно появляются новые способы дистрибуции контента, и те, которые проходят испытание на прочность и набирают популярность, становятся идеальным местом для размещения контента. Сначала все читали новости на сайтах СМИ, потом переместились в соцсети, а теперь мы стремительно движемся в сторону мессенджеров. Что, кстати, неудивительно: по данным аналитической компании eMarketer, число их пользователей к 2018 году увеличится до 2 млрд человек.  
Сегодня успешно функционируют проекты, которые создают и раскручивают паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах и пытаются их эффективно монетизировать. А СМИ следуют за своей аудиторией, расширяя присутствие на все многообразие платформ.

Медиа будущего – это не сайты

Из предыдущего тренда вытекает еще один – смена носителя. Медиа будущего виртуальны, но речь не о сайте в интернете. И даже не о мобильном сайте.
Так, например, благодаря инструменту InstantArticles, уже сейчас можно читать статьи, не выходя из Facebook. Таким образом, формат предоставления материала интегрируется в место присутствия аудитории, причем без потери качества его предоставления и без необходимости покидать комфортную для пользователя среду потребления информации.

График
Если заглянуть в отдаленное будущее и включить фантазию, можно представить, что медиа трансформируются в некие фабрики контента, который они будут производить по запросу платформ дистрибуции. Довольно печальная картина, но такой сценарий вполне возможен, учитывая обесценивание бренда СМИ и растущую популярность соцсетей и мессенджеров. Таким образом, последние могут начать диктовать условия к контенту, ориентируясь на предпочтения своей аудитории.
За примером такой «картины мира» далеко ходить не надо. Он прямо перед глазами, и это сегодняшний ТВ-рынок, где телеканалы заказывают продакшн-компаниям контент в соответствии с запросами зрителей и получают от них желаемую «картинку». Впрочем, ТВ будущего и интернет-медиа наверняка вполне тождественны друг другу.

Like, share, repost, DONATE

Вероятность описанного выше сценария подтверждает тот факт, что сотрудничество с платформами дистрибуции уже является для СМИ дополнительным источником дохода: те же соцсети делятся средствами от показа рекламы на материалах издателя. И эта тенденция будет лишь укрепляться. Пока эти деньги не выглядят для медиа привлекательными и традиционные способы монетизации несомненно выигрывают. Впрочем, наверняка это лишь дело времени и решение будет найдено.
Уже сейчас соцсети обещают дать возможность быстрой подписки на издания, а дальше, вполне вероятно, и читатели смогут благодарить медиа за полезный или интересный материал при помощи «донатов».
Подводя итог, хочется отметить, что мир медиа зачастую непредсказуем. Порой уникальные по своей идее СМИ терпят финансовую неудачу, но демонстрируют рынку высокую планку подхода к производству и дистрибуции контента. Мир медиа всегда отличался пассионарностью. Изменчивая действительность становится стимулом к поиску стратегий, которые приведут к созданию нового будущего — где слово «кризис» больше не применимо к медиарынку.