ГМО: трансгенное будущее

Едва ли в научном мире существует более животрепещущий предмет спора, чем вопрос использования генно-модифицированных организмов (ГМО). Причем, споры эти ведутся еще с начала 1970-х годов, как только была открыта технология рекомбинантных ДНК, позволившая получать организмы с инородными генами. Ученые в то время сразу же сообщили, что человек впервые получил полную власть над природой — создание абсолютно новых живых существ. Возможности открылись просто фантастические: лечение болезней, избавление мира от угрозы голода, выращивание культурных растений в сложных условиях и даже клонирование.

Однако использовать на практике эти технологии начали лишь в середине 80-х с выпуска специализированных семян, из которых вырастали растения с улучшенными свойствами. В генный ряд картофеля «добавили» ген скорпиона, после его перестал есть колорадский жук, а в томаты и клубнику внедрили ген полярной камбалы — эти культуры перестали боятся морозов. Поработали ученые и над основными сельхозкультурами: кукурузой, пшеницей, соей, хлопком и рисом. После изменения генов они стали устойчивыми к сорнякам, а, значит, перестали нуждаться в различного рода гербицидах, фунгицидах и прочей химии, соответственно, себестоимость продукции из таких растений упала в разы. Перспектива — полное избавление землян от голода, а сегодня, по подсчетам ООН, 950 миллионов людей во всем мире недоедают.

Однако против ГМО-продукции еще в середине 90-х началась самая настоящая информационная война — трансгены обвинили во вреде для здоровья. «Сегодня» выяснила, так ли опасны ГМО, как об этом говорят.

ОБВИНЕНИЕ: ОТ ГМО МЫ СТАНЕМ БЕСПЛОДНЫМИ

Волна протестов против ГМО началась примерно 5—6 лет назад. Однако сказать официально, что ГМО вредны, не может никто. Опрошенные нами эксперты постарались обойтись лишь словосочетанием «потенциально опасные». Иначе говоря, большая часть обвинений против ГМО является лишь теорией, поскольку достоверные научные исследования не проведены. Правда, российская исследовательница, доктор биологических наук Ирина Ермакова пишет, что после того, как она несколько месяцев кормила крысят ГМО-соей, они стали очень агрессивными и начали массово умирать (умерло больше половины выводка). А самка после такой диеты стала неоправданно агрессивной и загрызла часть выводка. А второе поколение крыс и вовсе стало бесплодным. То же самое, по ее словам, может произойти и с людьми. Однако другие ученые считают ее опыт с научной точки зрения недостоверным, а некоторые и вовсе называют ее живодером. Генетик Александр Першин считает, что даже если бы соя была без ГМО, после нескольких месяцев такого рациона других результатов ожидать сложно.

Второе обвинение ГМО — повышенная аллергенность. Например, в США от аллергии страдают около 70% населения. А в Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%. Однако защитники ГМО объясняют это тем, что в США, в отличие от Европы, просто слишком много употребляют сои, которая сама по себе является аллергенной. Также считается, что продукты с ГМО могут провоцировать рак: они имеют свойство встраиваться в генный аппарат микроорганизмов кишечника, а это уже мутация. Как известно, именно мутации клеток приводят к развитию раковых клеток. Тем не менее вероятность возникновения рака после еды с консервантами, ароматизаторами и красителями намного выше, чем в случае с ГМО.

ВЕРСИЯ: ВОЙНУ С ГМО ВЕДЕТ ХИМПРОМ

Профессор Европейской федерации биотехнологии Клаус Амман (Берн) считает, что информационную войну с ГМО-продукцией организовали компании, выпускающие пищевую и сельскохозяйственную химию.

СЕЛЬХОЗХИМИЯ. Дело в том, что ГМО-растения, прежде всего, не нуждаются в обработке гербицидами, фунгицидами и химпрепаратами от вредителей. — Не бывает химии, полностью безвредной для человека, — прокомментировал «Сегодня» доцент Национального аграрного университета Николай Панченко. Например, по словам эксперта, те же самые гербициды, которыми щедро поливают землю, борясь с сорняками, остаются в почве и проникают с стебли растения. Аналогично ведут себя и различные яды, которыми опрыскивают растения в борьбе с вредителями. Никакой пользы, естественно, человеку, употребляющему обработанные таким образом растения, не будет.

А если отказаться и от ГМО, и от гербицидов с ядами? — Себестоимость продукции тогда вырастет в 3—4 раза, и потребитель просто не сможет позволить себе продукты по такой цене, — говорит Александр Бовсуновский. Получается, тупик.

ПИЩЕВАЯ ХИМИЯ. Второй способ снизить себестоимость продуктов в магазинах — щедро насытить их пищевой химией. Речь идет о различных биодобавках, подсластителях, эмульгаторах, красителях и прочих чудесах химической промышленности. Покупая такой продукт и радуясь надписи «Без ГМО», потребитель напрасно считает его безопасным — химические вещества гарантировано вызывают аллергию, снижают иммунитет и приводят к нарушению обмена веществ, а в отдельных случаях — и к развитию раковых клеток.

ХУДШИЙ ВАРИАНТ. Украинские реалии (впрочем, как и российские) показывают, что в отдельных продуктах встречаются все перечисленные беды подряд: приготовлены они с добавлением пищевой химии, и с применением ГМО. — Проблемой является отсутствие наказания для производителей, выпускающих некачественные продукты; размеры штрафов не менялись уже много лет, — пояснили нам в Госпотребнадзоре. Например, при проверке в прошлом году мороженого треть оказалась без молока.

РИСК: НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

По словам руководителя департамента агротехнологий компании “АМАКО” Александра Бовсуновского, тот факт, что употребление ГМО-продукции может привести к нарушению обмена веществ, не вызывает сомнений: «Если вы замечали, толстые люди у нас и в Америке несколько отличаются. У наших мужчин ожирение выдают живот и щеки, американских — абсолютно бесформенные тела, для описания фигур которых даже трудно подобрать слова. Такая разница объясняется тем, что наши полнеют от переедания, в США же практически во всех продуктах есть ГМО». По словам эксперта, причины нарушения обмена веществ заключаются в том, что в процессе пищеварения, когда человеческий организм выбирает для себя нужные аминокислоты и полезные вещества, каждый элемент он как бы сравнивает с внутренней «базой данных». И если ему попадается незнакомый белок, примерно с вероятностью в 90% он пропустит его транзитом (лишнее выйдет естественным путем). Но чем чаще человек употребляет ГМО, тем выше вероятность, что организм однажды сделает ошибку и произойдет сбой в обмене веществ. Вылечить же нарушение крайне сложно.

ОТ ОЖИРЕНИЯ СПАСЕТ СПОРТ

Все опрошенные нами эксперты утверждают, что как-либо отличить ГМО-овощ от обычного возможно лишь в очень хорошей лаборатории, да и то не всегда. Единственный способ обезопасить себя от ожирения — стимуляция организма к сжиганию лишних веществ. Самый простой и действенный способ это сделать — активно заниматься спортом, отказавшись от вредных привычек. Напомним, что несмотря на то, что в США ГМО находится почти во всех продуктах, американская нация считается одной из самых здоровых в мире. Прежде всего, за счет развитой спортивной культуры.

БУДУЩЕЕ: ГМО-РЫБЫ, ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

Несмотря на критику, ученые продолжают экспериментировать с ДНК различных живых существ. Так, в данный момент разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо. Другое направление — ГМ-животные и ГМ-рыбы. В 2003 году на рынке появилась GloFish — первый генетически модифицированный организм, созданный с эстетическими целями, и первое домашнее животное такого рода. Благодаря генной инженерии популярная аквариумная рыбка Данио рерио получила несколько ярких флуоресцентных цветов. А в прошлом году впервые удалось получить здоровое потомство от трансгенных обезьян, причем дети генетически модифицированных обезьянок-игрунок также несли чужеродный ген. Главные отличия от обычных зверюшек — лапки светятся в темноте зеленоватым светом, что является результатом внедрения гена зеленого флуоресцентного белка (GFP). Новые эксперименты производят уже над более крупными млекопитающим. Более того, ученые уверены, что всего через 10 лет удастся изменять гены и у людей. Цель экспериментов — попытка найти способ лечить генетические болезни, но последствия будущих опытов неизвестны.