Многие полагают, что уже наступила эпоха киберпанка. Люди живут в больших городах, которые опутаны виртуальной невидимой сетью, обмениваются через интернет мыслями, наблюдают в новостных передачах, как у больных людей получается восстанавливать свои возможности при помощи киберпротезов, а огромные корпорации запускают свои космические корабли. Однако так уж ли близки к воплощению в жизнь различные пророчества  Ридли Скотта, Гибсона и Стерлинга? Предлагаем вам посмотреть, какие из угроз и обещаний киберпанка уже успели превратиться в действительность.

Нейроинтерфейс: нет

Многие произведения киберпанка говорят о технологии, которая позволяет человеческому мозгу вступать в прямой контакт с техническими устройствами, и прежде всего с компьютерами. Способность скачивать, записывать и передавать свои мысли через виртуальное пространство в том или ином виде упоминается почти у всех писателей-киберпанков. В книгах Брюса Стерлинга данная технология ключевой ролине играет, у Уильяма Гибсонаона является важным элементом повествования, который открывает героям новые возможности связи. А, предположим, у Пэт Кэдиган нейроинтерфейс и умение обмениваться мыслями и воздействовать через компьютерные системы на сознание другого человека часто выступает в роли фундамента всего сюжета.

Тема нейроинтерфейса постоянно вызывает множество трудных вопросов. Если один человек способен своё сознание загрузить в компьютер или в мозг другого человека, значит ли это, что это человек бессмертный? И где вообще находится граница между одной личностью и другой личностью? Человеческие воспоминания — это нечто внешнее или они определяют то, кем мы являются?
Острее всего данные вопросы ставились Мамору Осии в аниме «Призрак в доспехах». Главный злодей первого полнометражного фильма, искусственный интеллект Кукловод, пользовался возможностяминейроинтерфейса для того, чтобы управлять людьми и их изменять. А в финале он хотел соединить своё сознание с разумом главной героини, майора Кусанаги, надеясь обрести смертность через это. Так нейроинтерфейс столкнул неожиданно читателей и зрителей конца двадцатого века с вопросами границ индивидуальности и существования души.

Но реальные аналоги данной технологии, известные как нейрокомпьютерные интерфейсы, пока еще далеки от таких проблем.Учёные заговорили о самой возможности подобного взаимодействия с мозгом ещё в первой половине двадцатого века. Большие успехи в этой области были достигнуты в США в 1970-е в ходе экспериментов на животных. А настоящий прорыв случится в конце 1990-х, через много лет после появления киберпанка. Группа учёных из Калифорнийского университета в Беркли сумела успешно расшифровать нервные сигналы кошачьих глаз и смогла вывести на экраны изображение, которое мозг животноговоспринимал.
Уже в 2000-х годах у учёных получилось создать устройства, которыми можно было управлять при помощи мозговых сигналов, — к примеру, металлическую руку, которая повторяла движения обезьянки, подключённой к ней. К тому же времени относится работа британского инженера Кевина Уорвика, который известен как Капитан Киборг. Он сумел создать искусственную руку, которой на расстоянии управлял при помощи разума, а также стал первым человеком, участвовавшим успешно в полностью электронной коммуникации между нервными системами двух различных людей. Варвик вживил в руку своей жены чип, который позволял супругам обмениваться тактильными сигналами.

Но, несмотря на успешные эксперименты, в повседневной жизни нейроинтерфейсы всё ещё продолжают быть диковиной. Систематические исследования идут только лишь в области медицины, но даже там нейроинтерфейс обычно оказывается неоправданно дорогим и не очень практичным. Например, ножные протезы, которые используются американской армией, считывают сокращения мышц, а не сигналы мозга. А известные эксперименты Уильяма Доббела, который сумел вернуть частично зрение группе людей при помощи глазных имплантатов с нейроинтерфейсом, после смерти учёного обернулись провалом. Так что в настоящее времяданная технология в основном разрабатываетсякак способ помочь парализованным людям. Ещё одним ярким примером её применения можно назвать энцефалофон, устройство, которое преобразует мозговые волны в звук, что в теории должно дать парализованным или немым людям возможность заниматься музыкой.
Некоторые немедицинские исследования в области нейроинтерфейса всё же проводятся. Так, американская армия с начала 2000-х годов вкладывает довольно большие суммы в создание беззвучной связи, позволящейлюдям непосредственно от мозга к мозгу обмениваться сообщениями. А уже в 2010-е годы начали обсуждать технологию нейрогейминга: с её помощью игрок сумеет управлять своими действиями в виртуальном мире через считанные программой сигналы мозга, направление взгляда и сердцебиение. Но все данные исследования пока еще находятся в теоретической стадии. Так что, хотя потенциально мы уже близки к тому, чтобы загружать в компьютернаши мысли, на практике для этого потребуются ещё годы финансовых вложений и разработок.

Киборги: отчасти

Второй символ киберпанка — киборги, люди, которые дополнили своё тело искусственными приспособлениями или заменившие на механизмы его отдельные части. Знаменитый «Нейромант» Гибсона начинается с описания персонажа, чья рука заменена армейским протезом советского производства. У самой известной героини книги, Молли, бритвы, спрятанные под ногтями, и встроенные в брови тёмные очки. А в романе Стерлинга «Схизматрица» механисты — одна из фракций, на которые разделились люди в будущем, — систематически заменяет части своего тела на механические. В фантастике эта технология использовалась как в медицинских целях, так и, например, в военных — взять хотя бы полицейского Алекса Мёрфи, ставшего Робокопом, или Адама Дженсена из серии игр DeusEx, вынужденного ходить с искусственными руками. Но в реальной жизни, как и в случае с нейроинтерфейсом, киберпротезы остаются прерогативой медицины.

Современные учёные разделяют исследования в области нейрокомпьютерного интерфейса и нейропротезирования. Ключевое различие в том, что в первом случае речь идёт об обмене данными между мозгом и компьютером, то есть устройством, обладающим собственными вычислительными способностями. В случае нейропротезирования имеется в виду просто присоединение прибора к человеку, без необходимости расшифровывать электронные сигналы мозга и переводить их в компьютерные данные. Самый распространённый пример нейропротеза — кохлеарный имплантат, позволяющий компенсировать потерю слуха пациентам с нейросенсорной тугоухостью. Первый такой имплантат был создан ещё в 1957 году, но расцвет этой технологии приходится на 2000-е. Сейчас такими приборами пользуется от 200 до 300 тысяч человек.
А вот в области имплантатов реальное положение вещей гораздо ближе к тому, что предсказывал киберпанк. Ещё в 1980-е годы, одновременно с возникновением жанра, альпинист и биофизик Хью Герр после несчастного случая заменил ампутированные ноги протезами, что не только компенсировало отсутствие конечностей, но и позволило Герру добиться более впечатляющих результатов в скалолазании, чем раньше. Хотя на тот момент это был единичный эксперимент, сейчас количество людей, получивших протезы, во многом не уступающие их собственным конечностям, идёт на сотни.
Освоение такой технологии облегчается тем, что перед исследователями стоит конкретная задача — вернуть телу утраченную функцию. Вместо того, чтобы совершать фундаментальные прорывы в передаче информации и расшифровывать принципы работы головного мозга, учёные используют то, что имеют, подключая датчики к уцелевшим конечностям, используя оставшиеся нервы и мышцы для управления искусственным органом. В 2011 году Ричард ванАсс, простой плотник из Йоханнесбурга, самостоятельно заменил потерянные пальцы деревянными имплантатами. Сейчас он готовится напечатать новые на 3D-принтере. Хотя они не восстановили чувствительность руки, ванАсс снова смог работать.

Впрочем, хотя нейропротезирование сравнительно легче создания нейрокомпьютерного интерфейса, некоторые энтузиасты изобретают ещё более грубые имплантаты. Например, сайт biohack.me — сообщество любителей самостоятельно улучшить собственное тело, которые выкладывают свои видео на YouTube. Самая популярная идея на этом сайте — вшивание неодимового магнита в кончик пальца. Благодаря повышенной чувствительности нервов в этой части тела человек будет ощущать даже мельчайшее движение магнита. Это фактически наделяет его дополнительным чувством, позволяющим понять, когда он проходит через электромагнитное поле — над линией метро, к примеру.
Другое решение предлагает сайт cyberise.me, продающий наборы для вживления себе под кожу RFID и NFC-чипов. В теории они должны дать пользователю возможность открывать машины или снимать блокировку телефона одним взмахом руки. Все эти процедуры технологически достаточно просты, но кустарность и дешевизна делает их ближе к киберпанку, чем сложные лабораторные исследования в области протезирования.