Во что превратится наша планета в 2050 году и – самое главное – как это повлияет на логистический бизнес? Опубликованное сегодня исследование компании DHL под названием «Взгляд в будущее: логистика-2050» предлагает 5 сценариев развития ситуации. Прогноз составили ведущие футурологи и специалисты DHL (подробнее см. методологию анализа).

Сценарий 1: Нерегулируемая экономика – мир на пороге коллапса           

коллапс                                                                                              

 Мир живет по законам материальных ценностей и неконтролируемого массового потребления. Этот неустойчивый путь основан на беспощадном использовании природных ресурсов, что ускоряет изменения климата и приводит к учащению стихийных бедствий. В мире, для которого характерен бурный рост, спрос на логистические и транспортные услуги резко увеличивается. Глобальная транспортная система обеспечивает быстрый обмен товарами между центрами потребления. По сути, это инерционный сценарий. Азия становится новым экономическим центром, и вокруг нее формируется новая организация свободной торговли, действующая параллельно ВТО. Глобальный средний класс бесконтрольно потребляет. Чего стоят 4 млрд автомобилей на дорогах планеты к 2050 году? Известно, чего они стоят, – разработка месторождений начата в середине 2040-х даже в Гренландии и Антарктике (см. иллюстрацию выше).

Еще одно следствие безудержного потребления – глобальное потепление (к 2100 году на 6 градусов Цельсия). Это беспокоит общество настолько, что к середине 2040-х появляются группы экологических террористов, но и бизнес встревожен: усиливающиеся климатические изменения часто нарушают цепочки поставки, что создает проблемы для логистических компаний.

  Сценарий 2: Суперэффективность в супергородах

Город будущего

 Мегаполисы превращаются в мировые центры управления. Именно здесь рождаются инициативы по переходу к экологичному пути развития, от которого выигрывают прежде всего сами города. Чтобы решить проблемы, связанные с ростом городов, в т.ч. перенаселенность и загрязнение окружающей среды, мегаполисы эффективно развиваются в направлении коллаборации. Другими словами, производство и обслуживание претерпели революционные изменения за счет роботизации – многие продукты теперь не покупаются, а берутся в аренду (в т.ч. авто), развит общественный транспорт, компьютерные системы управления уменьшили пробки на дорогах. Глобальная транспортная система, включающая в себя наземные, морские, воздушные и даже космические перевозки, помогла создать значимые торговые связи между многочисленными мегаполисами по всему миру. На заглавной иллюстрации к статье можно видет, как в DHL представляют космические самолеты, осуществляющие сверхбыстрые перевозки между континентами, а на рисунке выше – гигантские автопоезда.

На плечи логистических компаний легло управление городскими транспортными потоками, коммунальными службами, системное обслуживание аэропортов, больниц и торговых центров. Международные организации типа ВТО и ООН, а также транснациональные корпорации взяли на себя в «глобальном городе» многие функции национальных правительств. Омрачает будущее тот факт, что города развиваются за счет села, которое беднеет – это порождает социальное напряжение.

 Сценарий 3: Индивидуализированный образ жизни

 

Этот сценарий описывает мир, в котором широко распространено индивидуализированное потребление. Человек получает возможность создавать и разрабатывать собственные продукты, и немалую роль в этом процессе играют 3D-принтеры. Такая тенденция приводит к росту региональных торговых потоков – глобальными остаются только торговля сырьем и передача данных. Кастомизация и региональное производство сопровождаются децентрализацией энергопотребления и управления инфраструктурой. Для логистики это означает снижение спроса на перевозки готовой продукции и полуфабрикатов на большие расстояния. Зато развитая региональная логистика и высокоэффективная система «последней мили» становятся важными факторами успеха в бизнесе. Логистические провайдеры занимаются организацией всей физической цепочки создания добавленной стоимости, а также управляют потоками зашифрованных данных для передачи схем вещей, которые будут печататься в 3D-принтерах. Треть семей из среднего класса будет иметь дома принтер, пригодный не только для изготовления мелких предметов, но даже крупных – велосипедов, мебели и т.д.

На смену интернету приходит аутернет – у каждой вещи своя RFID-метка, с помощью которой вещь взаимодействует с глобальной информационной сетью. Проблема нехватки ресурсов решается за счет развития переработки отходов. 

Сценарий 4: Ослабляющий протекционизм

 

Согласно этому сценарию, в результате экономических потрясений процесс глобализации сменился защитой национальных рынков и возникновением многочисленных протекционистских барьеров. Развитие технологий замедляется. Высокие цены на энергоносители и огромный их дефицит приводят к международным конфликтам и борьбе за источники ресурсов. На логистической отрасли сказываются проблемы, возникшие в результате спада мировой торговли и последовавшей регионализации цепочек создания добавленной стоимости. Правительства рассматривают логистику как стратегическую индустрию. Поскольку напряженность отношений между некоторыми регионами и странами значительно усиливается, логистические провайдеры в нейтральных странах выступают в роли посредников в международной торговле. 

Патриотический плакат на стене с национальным флагом, расцветкой напоминающим российский (см. иллюстрацию выше) – это естественный результат обострения обстановки в мире. США и Россия посылают флот в Арктику для контроля северных природных ресурсов. Все страны создают свои собственные аналоги GPS и ГЛОНАСС, уровень жизни снижается, а глобальное потепление тем временем наступает – ожидается, что к 2100 году температура повысится на 3,5 градуса Цельсия.

  Сценарий 5: Глобальная устойчивость – локальная адаптация

 

Этот сценарий предполагает высокий уровень потребления вследствие удешевления и автоматизации производства. Однако усиливающиеся изменения климата и частые катастрофы негативно сказываются на логистических и производственных цепочках, что приводит к регулярным нарушениям поставок. Особенностью новой экономической парадигмы становится переход от стремления к максимальной эффективности к защите «слабых мест» и повышению устойчивости. Радикальное смещение фокуса на резервные системы производства и региональные цепочки поставок позволяет глобальной экономике выстоять в сложный период. В 2050 году при регионализации торговли основой экономической системы становится логистический сектор, основным приоритетом которого является безопасность цепочек поставок. Логистике хорошо – но мировая экономика в целом стагнирует, ведь те ресурсы, которые могли бы идти на рост, сейчас задействованы на обеспечение безопасности и стабильности.

В прекрасном видеоролике (см. ниже) по докладу рабочие в сжатые сроки устраняют аварию на объекте, отдаленно похожем на АЭС, но вопрос того, как в реальности можно обеспечить надежность инфраструктуры, в докладе подробно не раскрывается.

http://slon.ru