Как бы вы представили вашего идеального робота? Вам нужен тот, кто мог бы перепеленать ребенка и рассказать ему сказку на ночь? Или, может,  бы вам не помешал дворецкий, который умеет отполировать столовое серебро и приготовить безупречный коктейль? А может вам необходим приятель, пусть и роботизированный? Безусловно, кто-то полагает роботов вероятной будущей заменой сиделкам. Однако те, кто производит роботов, интересуются следующим: насколько человечными надлежит быть этим будущим роботам-приятелям?

Робот-компаньон обязан обеспечивать полезную помощь в социально приемлемой форме. Это значит, что главная задача робота-компаньона — оказывать помощь людям. Роботы-спутники в первую очередь разрабатываются для людей с особыми потребностями, вроде пожилых, аутистов или инвалидов. Роботы должны помогать в конкретной среде: дома или в больнице.

В начале двадцатого столетия, одной из первых технологий, которые разработали для помощи в домашнем быту, был пылесос. С тех пор технологии реорганизовали жилище . Сейчас у нас даже роботы-повара имеются. Шеф-робот, разработанный Moley Robotics, принес компании победу в Asia Consumer Electronics Show в 2015 году. Разработчики утверждают, что робот может приготовить 2000 различных блюд.

Pepper, новейший робот Aldebaran Robotics, тоже очень хороший пример человекоподобного робота-компаньона. Он способен определять настроение человека по выражению его лица, он может общаться с людьми, он даже может посодействовать в принятии решения. Pepper умеет адаптировать свое поведение в зависимости от того, какое настроение у человека, так что, можно сказать, что он заботится о людях. В настоящее время только научно-исследовательские институты и жители Японии могут приобрести робота Pepper по цене примерно в 10 000 долларов.

Роботы-компаньоны могут быть и в форме животных. Paro — это роботизированный тюлень, которого разработали в качестве команьона для пожилых людей. Правда, он не сможет о вас позаботиться, лишь поддержать морально.

Иногда люди даже привязываются к роботам, причем к таким, которые изначально не предназначались для дружбы. Например, Roomba, умный пылесос. Ча-Янг Сунг и его коллеги из Технологического института Джорджии обнаружили, что люди стараются быть более аккуратными, для того чтобы этот робот-пылесос работал бесперебойно.


Несмотря на то, что многие роботы проявляют инициативу и поощряют людей взаимодействовать с ними, все же робот всегда ждет человеческого запроса, прежде чем начать действовать.

Благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта и технологий, теперь мы умеем разрабатывать более умные системы, которые могут в большей степени вести себя по-человечески. В прошлом году представили Nadine, робота-регистратора, Янъян, робота-певца, и Аико Чихира, робота, который способен общаться на языке жестов.

Хотя для измерения искусственного интеллекта, для определения его «человечности», используется популярный и спорный тест Тьюринга, у роботов все сложнее, потому что роботы тоже должны действовать разумно. И стандартизованного теста, определяющего, насколько человечен робот, пока не существует. Но в будущем он может появиться. Пока же все разработчики роботов сходятся во мнении, что робот должен демонстрировать некоторую индивидуальность и социальную осведомленность а также быть способным понимать и распознавать речь и эмоции людей.

Но неужели нам хочется наделить роботов более выраженной личностью и разрешить им проявлять инициативу? Чтобы они были совсем похожи на нас? Некоторые думают, что да. Если бы умные пылесосы умели отличать спящего человека от других объектов, как минимум одна невезучая дама из Южной Кореи не обнаружила бы, что ее волосы засосало в пылесос.

Но кто-то могут возразить, что было бы опасно давать роботам слишком много мозгов. А что касается инициативы, мы до сих пор не знаем, к каким результатам это может привести. В научном сообществе до сих пор полемизируют , нужны ли роботу чувства и самосознание. Так или иначе, хотя мы существенно продвинулись в создании искусственного интеллекта, который способен выполнять конкретную задачу, нам еще далеко до ИИ, который будет иметь интеллекто хотя бы человеческого уровня.

Сейчас основная задача роботов-спутников это завязка отношений или на выполнение каких-то определенных действий. К примеру, Jibo - это социальный робот, который умеет говорить, заказывать еду, напоминать вам о задачах или фотографировать. Или, например, Roomba, это умный, но в большей степени функциональный пылесос.

Все сводится к тому, чтобы найти равновесие между выполнением задачи и отношением человека. Чем спокойнее человек относится к роботу, тем больше инициативы он от него ожидает и тем охотнее поручает ему различные задачи. В исследовании уровней инициативы, которую ожидают люди от роботов, участники могли выбирать между ручной активацией робота-уборщика, активацией робота по инструкции или же активацией его по собственному желанию, когда нужно убраться. Обнаружилось, что большинство людей хочет, чтобы робот работал без спроса, самостоятельно.

Этот удивительный результат можно объяснить тем фактом, что люди сейчас больше привыкли к применению технологий — от компьютеров и смартфонов до умной бытовой техники — которые действуют полуавтономно. Разумные роботы-компаньоны это только очередной шаг в длительной эволюции человеческих отношений с технологиями.

Возможно, что в будущем мы увидим больше домашних роботов-компаньонов, которых можно настроить в соответствии с персональными предпочтениями человека. И однажды такие роботы будут так же доступны и разнообразны, как сегодня телефоны.