Пилотируемые космические полеты. США.

Оставаясь верной своей корпоративной философии, которая одобряет летные испытания, компания SpaceX планирует продолжить испытывать главные части космического корабля Dragon-2 и последовательно проводить сложные тесты, которые должны привести к созданию пилотируемой капсулы для космических полетов, первый из которых запланирован на 2017.

“Перед нами сейчас очень агрессивный и захватывающий год”, – сказал Гарретт Реисмен, руководитель SpaceX, который отвечает за создание пилотируемого корабля, и бывший астронавт НАСА.

пилотируемые полеты

Если все будет идти согласно плану, то SpaceX утверждает, что может выполнить первый полет Dragon-2 к МКС в автоматическом режиме в конце 2016. Орбитальный испытательный полет с двумя пилотами последует в начале 2017. Он завершит ряд испытательных контрольных ориентиров, приводящих к сертификации капсулы НАСА, что позволит начать пилотируемые полеты к космической станции.

Разработка капсулы с экипажем Dragon-2 началась несколько лет назад, когда SpaceX получил первый транш из федерального фонда в 2011 для создания пилотируемого космического корабля.

В сентябре 2014, НАСА заключила со SpaceX договор, общей стоимостью $2,6 миллиарда, с целью завершения работ по созданию пилотируемой космической капсулы Dragon-2. Контрактом предусмотрено также выполнение шести рабочих экспедиций, во время которых астронавты НАСА должны быть доставлены на космическую станцию, а после выполнения работ возвращены на Землю.

Boeing проектирует конкурирующий космический корабль, названный CST-100. Агентство также заключила контракт с этим космическим подрядчиком общей стоимостью $4,2 миллиарда. Цель контракта – разработка и производство собственного коммерческого пилотируемого корабля.

Обе компании говорят, что они строго придерживаются графика и готовы запустить астронавтов в 2017, что позволит НАСА избавиться от необходимости запускать астронавтов на российском «Союзе».

Конкуренты идут к цели, используя разные подходы в работе.

“Мы не хотим опережать нынешний график работ, потому что есть очень много важных вещей, которые должны быть разработаны и изготовлены самым тщательным образом”, – сказала Кэти Леудерс, менеджер коммерческой программы по созданию пилотируемого корабля НАСА. “Мы должны дать им достаточно времени, чтобы они создали надежные системы”.

SpaceX успешно провел 6 мая свой первый тест системы аварийного спасения (САС) для Dragon-2. Ракетные двигатели космического корабля тогда справились с задачей и перенесли его в безопасное место от стартовой площадки.

Boeing планирует подобное испытание в феврале 2017, за два месяца до того, как компания должна будет провести первый полет своего CST-100 к космической станции без членов экипажа. Если испытания пройдут успешно, то испытательный полет Boeing с двумя членами экипажа произойдет в июле 2017. Предполагается, что запуск будет осуществлен ракетой Atlas-5 компании United Launch Alliance.



“2017 для нас очень напряженный год”, – сказал Джон Элбон, директор подразделения по исследованиям космического пространства компании Boeing. “Мы должны предоставить капсулу, полностью готовую к запуску, поэтому мы сейчас применяем параллельный процесс разработки и производства, который очень подобен процессу, когда мы делали узлы для МКС. Мы запускали элементы космической станции раз в квартал отдельным космическим кораблем. Сейчас мы используем тот опыт”.

В то время как SpaceX проверяет технические средства значительно раньше, чем Boeing, программа CST-100 прошла ключевой контрольный ориентир в марте, названный «критически важный анализ проектных решений». Инженеры НАСА сейчас анализируют полученные данные во время проверки, которая по существу завершила этап проектирования капсулы и запустила этап производства космического корабля. SpaceX стремится пройти этот контрольный ориентир в ноябре.



Перед концом года SpaceX намерена провести еще два важных летных испытания.

“Проводя летное испытание, мы получаем очень много ценной информации и набираемся опыта”, – сказал Реисмен. “Чем скорее вы его проводите, тем скорее и менее болезненно можно сделать конструктивные изменения. Всегда болезненно проводить изменения в последнюю минуту”.

В сентябре компания планирует еще одно испытание САС Dragon-2, чтобы показать, как будет происходить спасение членов экипажа во время полета ракеты. Испытание САС 6 мая имитировало аварийное прекращение работы, когда ракета установлена на стартовой площадке.

“Существует две точки на траектории полета, которые являются самыми трудными при выведении корабля на орбиту”, – сказал Реисмен. “Первая – это, когда ракета расположена на стартовой площадке, и происходит авария на старте. Если вы имеете нулевую высоту и нулевую скорость полёта, необходимо поднять космический корабль достаточно высоко и отвести его достаточно далеко от места старта. Далее нужно вовремя раскрыть парашюты и приводниться достаточно далеко от любой плохой вещи, которая могла бы произойти на стартовой площадке”.

Инженеры SpaceX планируют использовать ту же самую капсулу, которая участвовала в испытаниях 6 мая, во время летного теста, установив ее на упрощенный Falcon-9, после чего будет осуществлен запуск ракеты и проверка способности капсулы отделиться от ракетоносителя в стратосфере.



Летное испытание САС “должно показать, что корабль достаточно ускорился двигателями и имеет необходимую управляемость в навигационной системе наведения и системе управления, чтобы уйти от опасности, даже в самой сложной точке траектории”, – сказал Реисмен. “Мы собираемся разместить ту же самую испытательную капсулу на Falcon-9 и запустить ее, и когда мы доберемся до точки максимального аэродинамического давления, мы отделим капсулу от ракеты и постараемся увести ее от места отделения. Если мы благополучно уводим капсулу в этих двух критических случаях, то будем уверены, что пилотируемый корабль сможет уйти от опасности везде по всей траектории выведения его на орбиту”.

Руководящие принципы НАСА требуют, чтобы каждая компания провела испытания САС на стартовом столе, но они предоставляют подрядчикам право проводить летное испытание. Boeing заявила, что не будет проводить летное испытание, но планирует проверить работу спасательной системы в полете с помощью технического моделирования.

Прогресс SpaceX в разработке пилотируемого корабля более очевиден.

“Мы запланировали два главных испытания (перед полетом астронавтов) – испытание САС полете, а затем автоматический испытательный полет Dragon-2 на космическую станцию”, – сказал Элон Маск, исполнительный директор SpaceX. “Мы думаем, что успешно справимся с ними в пределах следующего года. Хотелось бы надеяться, что в течение двух лет, мы создадим работоспособный аппарат, благодаря которому наши астронавты смогут добраться до МКС”.

Испытание посадочной системы Dragon-2 намечено на четвертый квартал этого года согласно графику контрольных ориентиров НАСА.

Первоначальные полеты капсулы предусматривают приводнение с помощью парашютов в океане, но SpaceX планирует сертифицировать ракетный метод приземления. Во время вертикальных приземлений будут задействованы те же самые двигатели управления SuperDraco, которые участвуют в работе системы аварийного спасения на этом корабле.



“Dragon-2 разрабатывается таким образом, чтобы иметь возможность вертикального ракетного приземления”, - сказал Реисмен. “Другими словами, он должен приземляться на Землю без каких-либо парашютов. Это окончательная концепция снижения и посадки, которую мы хотим внедрить в жизнь. Мы не хотели, чтобы такая посадка производилась в первых полетах, намеченных на 2017.

“На первых двух полетах Dragon-2 с членами экипажа будет использован отработанный метод приводнения на парашютах”, – добавил Реисмен. “Пилотируемый корабль разрабатывается исключительно с вертикальным приземлением, но у него всегда должна быть резервная возможность, чтобы приземлиться с помощью парашютов на воду, поэтому в первых двух полетах мы будет отрабатывать именно этот способ приземления”.

Пилотируемый космический корабль Dragon-2 является существенной модернизацией транспортника Dragon, уже выполняющего рейсы к Международной космической станции. Версия пилотируемого корабля включает новые двигатели SuperDraco и имеет совершенно иную аэродинамическую форму. Также SpaceX планирует новый дизайн солнечных батарей, стыковочный порт, обновленный бортовой компьютер и авионику, пульт управления кабины экипажа, систему жизнеобеспечения астронавтов.

“Помимо летных испытаний мы должны сделать важные шаги по созданию абсолютно уникальной внутренней части пилотируемого корабля и наземной инфраструктуры”, – сказал Реисмен. “ Мы собираемся проверить вертикальное ракетное приземление корабля в этом году. Мы создаем систему отладки авионики. У нас есть программа работ на стартовой площадке 39A”.



Разработка пилотируемого корабля Dragon-2 будет идти параллельно с работами на стартовой площадке 39A космического центра имени Кеннеди. Это объект эры Шаттлов, который SpaceX арендовало у НАСА, предназначен для запусков пилотируемого корабля и новой мощной ракеты компании Falcon Heavy, которая должна быть запущена в конце этого года. Запуски Falcon Heavy, в основном, нужны для выведения на геосинхронную орбиту коммерческих спутников связи, военной полезной нагрузки и исследовательских автоматизированных планетарных аппаратов.

SpaceX планирует проводить свои запуски Falcon-9 с астронавтами от пускового комплекса 39А, который находиться в нескольких милях к северу от нынешней стартовой площадки Falcon-9. В настоящее время строители устанавливают ангар на ее южном периметре. Уже установлены топливные баки для снабжения топливом Falcon-9 и ракеты Falcon Heavy на северо-восточном квадранте пускового комплекса.

“Это будет огромный ангар, в котором предусматривается возможность проведения всех работ с Falcon-9, Falcon Heavy и Dragon-2”, – сказал Реисмен относительно строящейся инфраструктуры. «Ангар позволит производить горизонтальную сборку ступеней Falcon-9 прежде, чем ее выкатят и поднимут вертикально на стартовой площадке 39A».

“Мы сейчас также выполняем существенные изменения наверху стартового комплекса, чтобы обеспечить установку на нем Falcon-9”, – сказал Реисмен. “Мы модернизируем всю наземную аппаратуру, чтобы можно было работать с нашим ракетным топливом, и мы прибавляем рабочую мачту на башне обслуживания”.

“Мы собираемся использовать существующую башню и существующий грузоподъемный лифт, но мы прибавляем мачту на башне обслуживания на нужной высоте, чтобы можно было удобно входить в пилотируемый корабль”, – сказал Реисмен. “Это немного выше, чем мачта башни обслуживания для Шаттлов. Мы планируем окончательно подготовить эту стартовую площадку и соответствующую наземную инфраструктуру к концу этого года”.