В издании The Verge было опубликовало интервью с Марком Цукербергом - генеральным директором и основателем Facebook. В интервью Цукерберг рассказал о том, какие направления в ближайшие десять лет собирается развивать компания. Итак, что же планирует делать команда Facebook до 2026 года.

1. Подключить жителей всего мира к интернету

Фэйсбук

Цукерберг видит миссию Facebook в том, чтобы мир стал более открытым для коммуникаций. «Да, когда мы только начинали, сидя в университетском кампусе, мы не думали о подобных вещах. Но через десять лет, число пользователей сети стало больше полутора миллиардов человек — и сейчас мы считаем, что что наша миссия должна состоять в том, чтобы всё население Земли подключить к сети».

«Мы огромная компания, мы имеем ресурсы — остается лишь выяснить, что нам мешает подключить людей со всего мира к сети» - говорит Марк Цукерберг

Тремя основными проблемами жителей регионов, не имеющих доступа к интернету (всего в мире живут более четырех миллиардов людей без доступа к сети) Цукерберг называет:

1.       Отсутствие инфраструктуры. Даже если человек имеет телефон, у него нет возможности подключиться к интернету. В Facebook подсчитали, что испытывают подобные проблемы около 1,6 миллиардов человек. «Для того, чтобы им помочь, надо построить новые виды сетей — к примеру, раздавать со спутников или с беспилотников интернет», — рассказывает Цукерберг.

2.       Доступность интернета. Генеральный директор Facebook отмечает, что около миллиарда человек проживают в регионах, где есть интернет, но они не могут позволить себе его использовать. Решений компания видит два (и, по словам Цукерберга, работает над реализацией обоих решений). Это уменьшение объёма передаваемых данных удешевление доступа к сети.

3.       Отношение к интернету. Марк Цукерберг говорит, что почти два миллиарда людей по всему миру имеют возможность подключиться к интернету — но не видят в этом надобности или просто не хотят делать это. «Может быть, они не пользовались никогда компьютером, например, могли расти, не имея доступа к интернету. Вы можете предложить им оплатить подключение к интернету, но им не понятно, зачем им это. Для этих людей мы реализуем программы бесплатного доступа к интернет-сервисам таким как Free Basics».
 

В настоящее время Facebook разрабатывает беспилотные летающие средства, которые работают на солнечной энергии и которые были бы способны передавать интернет-сигнал в регионы, где сеть пока еще недоступна. В конце июля 2016 года Facebook объявил о том, что одним из этих дронов был совершен его первый полёт. «Строить новые вышки для обеспечения доступа к сети — это сложно и дорого. Таким образом, мы решили создать летательный аппарат».

«Если бы кто-то сказал мне десять лет назад, что мы станем заниматься созданием летающих дронов, я бы решил, что этот человек свихнулся. Но сейчас это направление — очень важная часть нашей стратегии» - рассказывает Цукерберг.

2. Запуск программы Aquila

Фэйсбук

Aquila — это проект, занимающийся разработкой дронов для передачи интернет-сигнала. Подобный летающий аппарат и совершил 28 июня 2016 года свой первый полёт. Размах крыльев дрона больше размаха крыльев пассажирского самолёта Boeing 737 (34 метра). При создании дрона использовали углеродное волокно — за счёт этого устройство оказалось очень лёгким, говорит Марк Цукерберг.

Скорость полёта Aquila довольно маленькая (если сравнивать с другими летающими средствами) - около 40 км/час. «Мы привыкли, что в небе всё движется очень быстро. Когда люди занимаются разработкой самолетов, им важно, что эти устройства могли как можно быстрее переместить пассажира в нужное место — здесь скорость полета дает большое преимущество. Нашей целью является удерживать в воздухе дрон как можно дольше, а для этого мы вынуждены снизить скорость настолько, насколько возможно», — поясняет создатель Facebook.

Во время первого полета команда Facebook планировала удерживать дрон в воздухе в течение тридцати минут, нов итоге устройство продержалось в воздухе около 90 минут. В ближайшее время компания собирается провести ещё один тестовый полёт — и передавать на землю во время него интернет-сигнал. Скорость передачи данных с помощью дрона, сообщает Цукерберг, может составить «десятки гигабит в секунду». «Это в десять раз быстрее, чем любые технологии, которые ранее существовали», — говорит он.

После того, как будут завершены все испытания, Facebook собирается запустить производство дронов Aquila. Устройства станут совершать полеты над окраинами крупных городов, над сельскими регионами и над зонами стихийных бедствий.

В планах компании работа над программой правительства государств и крупнейших телеком-операторов по всему миру. «Мы построим систему и убедимся, что она функционирует — а потом станем распространять технологию и лицензировать других производителей. Мы не будем строить сеть самостоятельно. Но я думаю, что это всё равно будет очень интересно», — рассказывает Цукерберг.

3. Развёртывание системы Terragraph

Фэйсбук

Facebook в 2016 году представила проект Terragraph — многоузловую беспроводную систему, которая должна обеспечить жителям стабильный доступ к сети в густонаселённых городах. Terragraph, рассказывает Цукерберг, должна повысить пропускную способность уже существующих оптоволоконных сетей. В дальнейшем, сообщает он, возможность мгновенно прогружать большое количество информации может пригодиться в сферах виртуальной реальности, обмена видео в режиме реального времени и так далее.

4. Работа над проектом Free Basics

Фэйсбук

Инициатива Free Basics, которая позволяет людям получить доступ к некоторым интернет-сервисам, не оплачивая доступ к сети, уже запущена в сорока двух странах. К проекту подключились более двадцать пять миллионов человек. В будущем компания планирует распространять проект в новых странах — особенно Цукерберга интересует Индия, где первый запуск Free Basics провалился из-за проблем с регуляторами. «Это очень важный рынок. В стране живёт миллиард людей, у которых нет доступа к интернету», — объясняет предприниматель.

5. Искусственный интеллект и робот-дворецкий

Фэйсбук

В январе 2016 года Марк Цукерберг объявил о своих планах лично создать систему искусственного интеллекта «наподобие Джарвиса из "Железного человека"». В интервью The Verge основатель Facebook отмечает, что разработка двигается: «В ближайшее время я планирую представить демо-версию своего ассистента. Сейчас я могу управлять всеми системами в доме — освещением, отоплением, дверьми. Ассистент может сделать мне тост. При этом он сам определяет, когда его нужно сделать — выясняет, дома ли я и чем я занимаюсь. Система нуждается в некоторой доработке, но в целом она работает».

Очень интересно использовать все те алгоритмы искусственного интеллекта, которые мы уже разработали в Facebook. Сразу видно, какого прогресса мы достигли в распознавании лиц и речи.

По мнению Цукерберга, в будущем системы искусственного интеллекта получат наибольшее распространение в двух областях: распознавание образов и обучение. «В обществе ведутся дискуссии о том, может ли искусственный интеллект нанести человеку вред, но мне кажется, что разработки в области распознавания образов всё равно будут чрезвычайно полезны. Слепой человек сможет легко узнать, что находится на экране, повысится безопасность вождения, технологии можно будет применить и в медицине», — говорит предприниматель.

«Важно помнить, что здесь не задействована магия — это всего лишь математика, статистика, распознавание образов и большие объёмы данных. Всё это не должно выйти из-под контроля. Разработчики искусственного интеллекта просто собираются улучшить жизнь людей».

6. Боты

Фэйсбук

Работу над ботами команда Facebook начала из-за возросшего интереса различных компаний к социальной сети, рассказывает Цукерберг. «Бизнес всё чаще использует свою страницу в Facebook как основной канал коммуникации. Пользователи обращаются к представителям компании через её аккаунт в социальной сети, но команда не всегда может отреагировать достаточно быстро. У нас родилась идея создать некоторый искусственный интеллект, который читал бы сообщения и мог предсказывать, что ответила бы команда. Мы захотели найти путь к автоматизации ответов покупателям».

Цукерберг говорит, что существуют кейсы, когда диалоговый интерфейс не может заменить обычное приложение. «Нет, я не думаю, что разговор — лучший способ делать что угодно. Но мне кажется, то, что мы делаем — в 10 или даже в 100 раз лучше существующих сейчас способов взаимодействия с бизнесом. Вы набираете сообщение и практически сразу же получаете ответ, не ждёте часами. Это большой шаг вперёд», — рассказывает он.

7. Виртуальная и дополненная реальность

Фэйсбук

«Виртуальная реальность — очень важное для нас направление. По нескольким причинам. Во-первых, наша миссия состоит в том, чтобы дать возможность любому человеку на Земле поделиться своим опытом и помочь другому понять, что происходит в мире. Технологии виртуальной реальности помогают в этом. 10 лет назад мы делились впечатлениями с помощью текста. На смену тексту пришли фотографии, а сейчас всё более популярным становится видеоконтент. Виртуальная реальность — логичное продолжение», — объясняет Цукерберг.

Другая тенденция, говорит предприниматель, заключается в том, что каждые 10–15 лет человечество меняет парадигму взаимодействия с вычислительными устройствами. В 80-х годах прошлого века, замечает он, существовали только большие машины, для взаимодействия с которыми требовалось «получить учёную степень». В 90-х годах появились ПК — но работать с ними было сложно. Затем появился интернет и смартфоны.

«Людям нравятся смартфоны, но это ещё не конец. Они с нами всё время, пользоваться ими более естественно, чем компьютерами, но виртуальная и дополненная реальности обещают быть ещё более естественными. Телефон нужно доставать из кармана, у него есть и другие ограничения. С VR и AR это останется в прошлом».

У вас будут очки или даже контактные линзы. Вы сможете просто посмотреть вокруг и получить всю нужную информацию.

Как отмечает Цукерберг, технологии виртуальной реальности уже готовы — создателям осталось только совершенствовать их. Он также говорит, что с виртуальной реальностью проще работать, поэтому компания начала разработку с неё.

С дополненной реальностью ситуация иная — пока Facebook лишь ищет способы внедрить её в человеческую жизнь и решает множество научных вопросов, связанных с ней. В течение 10 лет, полагает предприниматель, технологии дополненной реальности продвинутся до уровня, на котором сейчас находится виртуальная реальность.