Ведущие страны мира тратят огромные деньги на проекты, ориентированные на изучение и последующее освоение Марса. Марс рассматривается как будущий дом для человечества, на тот случай, если произойдет мировая катастрофа и придется переселяться на другую планету. Катастрофа может произойти и из-за столкновения с астероидом, и из-за ядерной войны.

МарсВ прошлом орбита Марса была ближе к Солнцу, планета получала больше энергии, на Марсе присутствовала атмосфера, текли реки. Но потом планета оказалась по какой-то причине на другом расстоянии от звезды, исчезла атмосфера. Ученые предполагают, что причиной отдаления Марса стала гипотетическая планета Фаэтон, которая сошла с орбиты, изменила положение Марса относительно Марса и Земли, а потом стала спутником нашей планеты и теперь зовется Луной. Возможной причиной перемещения Фаэтона мог быть Юпитер, но это только предположения. Марс действительно является «запасной» планетой. Россия проводила имитацию полета на Марс, проект назывался «Марс-500».

Учеными в области космонавтики ведется активная разработка космолетов, которые смогли бы доставить первых жителей на Марс. «Mars One» - нашумевший голландский проект, суть которого состоит в том, что сейчас проходит набор добровольцев. Эти люди отправятся на Марс, но с билетом в один конец. Автором проекта стал предприниматель Бас Лансдорп, который привлек к финансированию проекта успешных бизнесменов.

Проект стал сенсацией, у него появилось много критиков со стороны конструкторов космической техники, ученых, журналистов и медиков. Современная наука пока не может гарантировать безопасность колонистов Марса, люди могут погибнуть, оказавшись в тупиковом положении на планете. Удивительно, что тысячи человек желают стать первыми жителями на Марсе, для первого этапа уже отобрали 28 человек, ежегодно на Марс будут отправлять по четыре человека. Колонистами из России станут Оксана Дмитриева, Екатерина Владимирова, Анастасия Степанова.

Анастасия СтепановаДавайте представим, что семь месяцев полета к Марсу прошли нормально, колонисты оказались на поверхности планеты. Первая проблема, с которой придется им столкнуться – тонкая атмосфера, неспособная защитить планету от падения метеоритов. Вторая – космическая радиация. Для разработки будущих «домов» для колонистов использовались блоки для лунных баз, надежность которых просчитана. Сначала использование лунных блоков казалось возможным, но потом выяснилось, что доставить такое количество конструкций на Марс невозможно. Ко всему прочему, купола баз должны быть покрыты прочным и толстым слоем защитного материала. Может быть, что такой купол можно будет возвести на Красной планете, но это случится только после того, как на Марсе появится своя добыча сырья.

На сегодняшний день у будущих колонистов есть только один способ обезопасить себя – жить в марсианских котлованах, а купола засыпать толстым слоем марсианского грунта. Такой вариант проще и дешевле. Но никто не знает, как отреагирует померзший грунт на прогревание. На Земле в условиях вечной мерзлоты дома строятся на сваях, потому что оттаявший грунт не держит конструкции. Такой метод строительства на Марсе почти невозможен.

Жизнь на другой планетеПроект «Mars One» критикуют оправдано. Сложно поддерживать стремления людей отправляться туда, где они возможно погибнут. Помещения для жизни колонистов будут возводиться из армированной резины и легкой пластмассы, эти материалы могут вызвать болезни у переселенцев. Это не предположение, на МКС были найдены микроорганизмы, которые мутировали под действием космической радиации. Именно пластик, пропитанный химическими веществами, стал причиной мутаций. Ограниченные марсианские условия и мутировавшие микроорганизмы могут погубить переселенцев. Иммунитет колонистов не сможет бороться с новыми болезнями. Новый штамм гриппа станет причиной смерти.

Опасность таится и в каждой новой партии колонистов, «старожилы», адаптировавшиеся к марсианским условиям, утратят полноценную способность бороться с земными болезнями. «Завезенный» вирус станет эпидемией среди первопроходцев. Достаточно вспомнить взаимодействие миссионеров и диких племен.

Конечно, жить на Марсе удивительно, но картинки, которое рисует человеческое воображение, никак нельзя сопоставить с тем, что ждет колонистов.