Все больше компаний, которые занимаются разработкой роботизированных автомобилей. Это довольно логично и понятно — ведь многие футурологи,ученые,  специалисты по искусственному интеллекту предсказывают, что люди в будущем станут передвигаться на транспортных средствах, которые самостоятельно, без какого-либо контроля водителя. Роботизированные автомобили, а речь именно о них, уже появились. Правда, они еще не в совершенстве разбираются с обстановкой на дорогах, но программное и аппаратное обеспечение подобных машин все время непрерывно совершенствуется и общий прогресс можно заметить невооруженным глазом.

Автопилот

Движение автономных машин управляется алгоритмами, и довольно сложными. Они контролируют ситуацию на дорогах и руководят транспортным средством. Если автомобиль «видит» зеленый свет, то компьютерная система позволяет транспортному средству двигаться. Если автомобиль «видит» красный свет, тогда необходимо остановиться. Набор правил дорожного движения довольно четкий, хотя и не математически точный. Но, в принципе, все же можно обучить компьютер двигаться по дорогам идеально. Или все же нет? Специалисты из Стокгольмского университета считают, что разработчиками автономных систем управления машин не учитывается еще один фактор — социальный. По их словам,езда на автомобиле - это не просто обычное перемещение из точки А в точку Б, но также и социальное взаимодействие водителей. И если этот фактор не учитывать,не получится обучить компьютер двигаться по дороге без происшествий.

Бэрри Браун (Barry Brown), специалист по взаимодействию  человека и компьютерных систем, говорит следующее: «Управление автомобилем представляет собой не только набор механических операций, но также и сложную социальную активность. До момента, пока все автомобили не станут автономными, автопилоты будут безопасными и эффективными только в том случае, если они смогут взаимодействовать с водителями-людьми. Разработчики автономных автомобилей должны учитывать выбор и влияние других водителей и пассажиров».

Ученому не нравится, что разработчики роботизированных автомобилей не хотят открывать для общественности свои проекты. Тем не менее, какие-то данные собрать можно и из тех источников, которые все же попали в общий доступ. Речь идет о видеороликах с YouTube, где показывают передвижение роботизированных автомобилей. Большая часть записей сделана водителями Tesla или людьми, которые захотели по той либо иной причине снять Tesla в движении на дороге. Есть и ролики с автомобилями Honda,Volvo,Google.

Тесла

Как говорят ученые, записи, которые сделаны пользователями YouTube — это великолепные источники информации о работе систем автономного управления автомобилями. Также эти видео показывают, каким образом люди взаимодействуют с роботизированными автомобилями. Всего специалистами были проанализированы 69 разнообразных роликов, которые были загружены на YouTube 63-мя пользователями из Канады,США, Исландии,Великобритании, Гонконга,Германии, Швеции,Франции. В среднем продолжительность одного ролика составляет примерно девять минут. Но семь видеозаписей намного длиннее — в данном случае продолжительность каждого ролика превышает 30 минут. В одном из случаев автор видео делал видеозапись всего своего пути по дороге используя систему из 8 регистраторов.

Ученые в самом начале оговорили один довольно важный момент — информацию о работе автономных машин они станут черпать только из видео, а не новостных ресурсов или документов, которые предоставлены компаниями, разрабатывающими робомобили. И это принесло результаты — работу систем получилось изучить без предварительно сформировавшегося мнения. Помогало и то, что участники съемки и пользователи YouTube дополняли комментариями многие ролики.

Авторами работы изучались два основных аспекта движения робомобилей по дороге. Первый — это взаимодействие системы компьютерного управления и водителя. Если в машине имеется такая система водитель учится с ней взаимодействовать. Ученые стремились наблюдать за главными моментами этого взаимодействия. Второй аспект — это то, как автопилот взаимодействует с другими водителями на дороге.

Ситуация на дороге, изученная участниками проекта. Первый кадр — солнечный блик на камере Tesla. Второй кадр — система начинает сигнализировать об опасности. Третий — автопилот направляет машину на встречную полосу. Четвертый — водитель перехватывает управление, исправляя ситуацию (кадры — скриншоты из видео не самого лучшего качества.)

Автопилот

Как оказалось, в большинстве случаев машины с автоматической системой управления функционировали отлично. Но были выявлены и проблемы. К примеру, тот же Autopilot в автомобилях Tesla перепутал полосы,неверно распознавал дорожную разметку или вообще практически прекращал нормально функционировать из-за яркого солнечного света, бьющего спереди (из-за солнечных бликов и ряда неудачных совпадений случилась авария с участием автомобиля Tesla и фургона, в которой погиб владелец электромобиля).

В целом, оказалось, что большинство авторов видео не полагаются на все 100% на системы управления своих машин. И это оправдано, поскольку опасных моментов было довольно много. Один из них, например, имел отношение к взаимодействию автопилота и других водителей. Мотоциклист, обгоняя Tesla, показал переход на другую полосу. Компьютерная система жест не распознала и подрезала мотоциклиста.

Второй случай показал разницу между действиями автомобилиста и системы компьютерного управления. По дороге ехало два роботизированных автомобиля, между которыми был положенный правилами ПДД интервал, предполагающий безопасность обоих транспортных средств и их водителей. Но внезапно появился третий автомобиль, ведомый человеком. Его водитель решил, что расстояние между едущими впереди машинами как раз идеально подходит для него и перестроился. Автопилоты же стремятся всегда сохранять безопасную дистанцию, даже на светофорах, когда водители-люди подгоняют свои машины впритык друг к другу, практически не оставляя свободного пространства.

В целом, водители на дорогах часто используют вербальные сигналы, пропуская, например, пешехода или другой автомобиль. Автопилот, понятное дело, такие сигналы не распознает. И разница в поведении робомобиля и человека водителя на дороге разительно отличается.

По этой причине, полагают авторы исследования, разработчикам компьютерных систем управления автомобилями следует принять во внимание очень важный фактор — социальную составляющую передвижения по дорогам. Это сделать сложно, но необходимо, ведь пока что на дорогах водителей-людей гораздо больше, чем роботизированных автомобилей. Разработчикам последних в буквальном смысле слова нужно научить свои системы «понимать» людей, а не лишь считывать знаки дорожного движения и разметку. С этим можно спорить, но рациональное зерно здесь есть.

Ученые надеются на то, что результаты их исследования будут использоваться разработчиками робомобилей, с целью создания более эффективных систем управления и полноценных автопилотов.