Большинство жителей нашей планеты болели вирусными заболеваниями, гриппом или чем-то посерьезнее. Вряд ли, кто переболел вирусным заболеванием, знал, что для медиков остается тайной механизм действия вирусов и их происхождение.

Убийца под микроскопом

ВирусыВирус по строению напоминает шприц, когда он соприкасается с живой клеткой, то происходит введение в нее ДНК вируса. Такая клетка уже не работает на благо организма своего хозяина, она делится и производит новых клеток-убийц.

Ученые открыли вирусы в конце 19 века, прошло почти два столетия и насчитывается уже более пяти тысяч видов вирусов. Существует мнение, что открытые виды лишь вершина айсберга, и видов можно насчитать более миллиона. Например, вирус Эбола, его открыли в 1976 году, но лекарства от него до сих пор нет.

Откуда появились вирусы на нашей планете – загадка. У биологов-эволюционистов есть три теории.

• Ранее вирусы были просто мелкими клетками-паразитами, которые жили внутри более крупных. Прошло время, и клетки-паразиты утратили «лишние» гены;
•  Вирусы – фрагменты ДНК более крупного организма;
• Вирусы стали следствием взаимодействия нуклеиновых кислот и появились вместе с первыми живыми клетками.

Пока что ни одна теория не нашла научного подтверждения, ученые не нашли еще ископаемых вирусов, родственные связи между отдельными видами устанавливаются молекулярной филогенетикой. Остается лишь предположением, что у вирусов настоящего времени вряд ли был общий предок, потому что все виды очень сильно разнятся в содержимом генетического материала.

Загадка «испанки»

Больные испанским гриппомСамым загадочным вирусом прошлого столетия можно считать «испанку», вирус появился весной 1918 года и молниеносно охватил всю территорию Европы. От вируса «испанки» погибло больше человек, чем в Первую мировую войну. Вирус свирепствовал 18 месяцев и унес жизни более 40 миллионов человек, а всего заболевших насчитывалось 500 миллионов. В группу риска попали тогда не старики и дети, а молодые люди от 20 до 40 лет.

Болезнь развивалась страшно: лицо человека синело, больного мучил очень сильный кашель, открывалось внутрилегочное кровотечение и больной погибал, захлебываясь собственной кровью. Пандемию не останавливали меры карантина, и она сама исчезла к окончанию 1919 года.

Когда ученым удалось научиться расшифровывать геномы, то они решили провести исследование вируса «испанки». Долгое время ученые и врачи мира считали, что «испанка» – уникальный штамм гриппа. Образец вируса был получен из трупа жительницы Аляски, которую захоронили в вечной мерзлоте.

Исследование вируса провели в феврале 2011 года, результат его очень озадачил ученых. Оказалось, что вирус «испанки» ничем не отличается от известных сегодня вирусов гриппа, также вирус проник на территорию Европы за несколько лет до вспышки пандемии, незначительно мутировал и унес с собой миллионы жизней.

Откуда могла появиться «испанка»? Учеными было выдвинуто предположение, что вирус мог попасть на планету вместе с Тунгусским метеоритом, который упал в июне 1908 года.

Планета была заселена специально?

Гипотезу инопланетного происхождения вирусов ученые не любят, но обсуждают на авторитетном уровне. Первые, кто сформулировал эту гипотезу были Лесли Оргел и Френсис Крик, американские биофизики.

Они опубликовали статью, в которой говорилось, о том, что жизнь на нашей планете – результат управляемой панспермии (подселения). Что существует или существовала цивилизация, которая намеренно занесла на поверхность планеты протоорганизмы, которые смогли впоследствии развиться до высших биологических форм.

ПанспермияУченые привели два довода, которые подкрепляют их теорию: каждый вид имеет свой уникальный генетический код и присутствие молибдена в больших количествах в составе некоторых ферментов. Молибден встречается очень редко в Солнечной системе, авторы гипотезы предположили, что цивилизация-родитель существовала возле звезды, которая была обогащена молибденом.

В рамках гипотезы есть место и вирусам. Ученые предположили, что вирусы были биологическими роботами, которые регулировали эволюцию при помощи своего ДНК. Однако прошло несколько миллионов лет, и программа дала сбой, робот-помощник стал убийцей.

Среди ученых популярна гипотеза панспермии случайной, предполагается, что жизнь зарождается в космосе, а потом вместе с падением метеоритов или столкновением с кусками комет появляется и развивается на поверхности планет.

Теории, что жизнь на Земле стала результатом ненамеренной панспермии, придерживается Чандра Викрамасингх – британский астробиолог, который стал известен миру, тем что обнаружил в метеорите Полоннарува окаменевшую диатомовую водоросль. Метеорит считается обломком кометы. Астробиолог сообщал об исследовании индийских коллег, которые в 2005 году производили забор образцов в атмосфере на высоте от 20 до 40 километров. Индийским ученым удалось обнаружить бактериальные колонии, которые обитали в высших слоях атмосферы. 9 видов колоний уже существуют на земной поверхности, а 3 колонии были абсолютно новыми.

Эксперимент «Биориск»

Теорию панспермии сложно принять из-за предположения, что жизнь не может сохраняться в условиях открытого космоса. Для того, чтобы проверить теорию панспермии, на МКС был проведен эксперимент «Биориск-МСН». Открытые контейнеры с сухой икрой, некоторыми видами бацилл, личинками комаров хирономид, семенами высших растений, яйцами рачков, спорами плесневелых грибов и бактерий разместили космонавты за пределами станции, то есть в открытом космосе.
Удивлению ученых не было предела, когда они вернули к жизни почти все образцы. Не выжили только икра рыб и семена томатов. Зато личинки комаров, около 80%, полностью восстановили жизнеспособность.

Недавно был проведен еще один эксперимент «Тест», образцы собирались с внешних поверхностей иллюминаторов МКС. Ученые обнаружили в образцах присутствие морского планктона.

Гипотеза стала более реальной, поэтому предположение, что вирусы – это пришельцы, можно считать обоснованным.