Команда института «Стрелка» и наставник образовательной программы «Новая норма» Николаем Бояджиевым составили подборку из фильмов и сериалов, которые посвящены развитию технологий искусственного интеллекта. Бояджиев оценил реалистичность каждого.

1. Метрополис (Metropolis, 1927 год)

Сюжет: В фильме рассказывается о городе будущего, который называется Метрополис. В нем бедные люди живут и трудятся в цехах под землей, а богатые радуются жизни на поверхности. Искусственный интеллект в «Метрополисе» представлен в форме робота Марии - ее создал безумный ученый по прообразу своей покойной жены.

Ученому удалось в одиночку сконструировать человекоподобное металлическое тело, наделив его разумом, и с помощью различных проводов, рычагов и сосудов сумел перенести в тело обычной девушки искусственный интеллект. Мария стала, по представлениям ученого, человеком будущего, она обладала большим влиянием на людей и инициировала хаос.

Реалистичность: 1 из 5

Вердикт: Искусственный интеллект существует отдельно от человека, и идея совмещения  тела с операционной системой устарела. Есть вероятность, что однажды у нас получится стимулировать искусственный интеллект органически, но, пока ученые полностью не исследовали человеческий мозг, говорить об этом бессмысленно.

Даже если такая технология возникнет, она точно будет выглядеть иначе — персонализация роботов в настоящее время неактуальна. Концепция искусственного интеллекта заключается в том, что все роботы, которые обладают схожими навыками и знаниями, почти не отличаются друг от друга: например, одна машина Google Car это копия любой другой, и если с первой что-то случится, то все остальные машины сети узнают об этом. Это интересная идея, которую на момент съемок фильма еще не сформулировали.

2. Владыка мира (Der Herr der Welt, 1934 год)

Сюжет: Новый промышленный робот, который был создан для выполнения опасной для людей  работы, выходит из-под контроля из-за полусумасшедшего ассистента изобретателя. В фильме совмещены этические проблемы и ставшая классической тема восстания машин.

Сильно выраженное антропоцентрическое видение мира, существующее со времен Сократа, кажется сейчас наивным, но в начале ХХ века фильм стал большим шагом на пути осмысления роли искусственного интеллекта в жизни людей.

Реалистичность: 3 из 5.

Вердикт: В 1930 годы появились первые человекоподобные роботы, которые, конечно, никуда не внедрялись еще много десятилетий. Но людей всегда пугает прогресс, и сюжет в этом плане очень реалистичный. Нельзя предсказать, какие отрицательные и положительные последствия способны принести технологии. Режиссером был поднят актуальный вопрос: если что-то создано для добра, способно ли оно делать зло, и наоборот?

3. Космическая одиссея 2001 года (2001: Space Odyssey, 1968 год)

Сюжет:  Стэнли Кубриком экранизировал рассказ Артура Кларка — это классика кинофантастики. Сюжет крутится вокруг монолитов, внеземных артефактов, которые влияют на ход истории; компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000 контролирует экспедицию на Юпитер к очередному монолиту. HAL статичен, его операционная система функционирует благодаря модулям банков данных. Компьютер способен различать эмоции и выражать их, но ничем не жертвует, когда речь идет о выполнении миссии.

Реалистичность: 5 из 5.

Вердикт: Бенджамин Браттон, программный директор Института «Стрелка», писал, что люди не запрограммированы на космические путешествия, и все идеи о контакте людей с инопланетянами совершенно нереалистичны. Мы способны своими силами исследовать космос, но для этого надо всегда брать мини-версию Земли с собой.

Компьютеры намного более гибкие в этом плане, искусственный интеллект способен легко преодолеть тысячи световых лет, и именно он станет будущим космическим проводником людей. В «Космической одиссее» только HAL вступает в контакт с монолитами, и это метафора человеческой слабости. Сами монолиты — метафора контакта человека и внеземного мира.

По сюжету HAL 9000 совершает не совсем то, что от него ожидают — он выполняет задание, но делает это слишком хорошо. Это довольно важный аспект технологии: задавая некие условия действий, необходимо учитывать то, что искусственный интеллект станет действовать согласно четко установленной логике, и этот момент отмечен Кубриком очень верно. Даже когда кажется, что HAL испуган, на самом деле он только  обращается к человеческой эмпатии для того, чтобы манипулировать своей командой и достичь цели.

4. Бегущий по лезвию (Blade runner, 1981 год)

Сюжет: 2019 год. Человечество разделено на людей и репликантов — интеллектуально, физически и эмоционально развитых продуктов генной инженерии, имеющих ограниченный срок жизни. Группа репликантов убегает с космической станции, и опытный детектив должен понять мотивы действий беглецов и уничтожить их самих. Репликанты и детектив чувствуют взаимную эмпатию, и чтобы выполнить миссию последнему приходится бороться со своей нравственностью.

Реалистичность: 2 из 5.

Вердикт: В этом фильме дано неверное представление о том, что мы в настоящее время называем искусственным интеллектом — он совершенно отличается от человеческого, а Ридли Скотт смешивает два понятия. По сюжету детектив сам до конца не знает, является ли он настоящим человеком или репликантом. Это довольно интересно с точки зрения морали, но технически неверно. Искусственный интеллект развивается все быстрее, и ему однозначно не свойственна человеческая иррациональность. Машина способна мимикрировать эмоции, но не способна их испытывать.

5. РобоКоп (RoboCop, 1987 год)

Сюжет: Один из лучших полицейских погибает, и врачи-экспериментаторы создают на основе его центральной нервной системы неуязвимого киборга Робокопа, ведущего борьбу с преступностью. По аналогии с тремя законами робототехники Айзека Азимова, действия Робокопа ограничены директивами: он служит обществу, защищает невиновных и соблюдает закон.

Разработчиками была предусмотрена четвертая, секретная директива, запрещающая действия, которые направлены против создателей. Сюжет фильма связан с сознательным нарушением директив, которое благодаря проявлениям интеллектуального превосходства киборга становится возможным.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Это не просто правдоподобный фильм, «РобоКоп» предсказывал то, что происходит уже в настоящее время. Много технологий пришло к нам из военной сферы, так как она хорошо финансируется государством. Сейчас существуют дроны — машины, которые управляются по принципу компьютерной игры, но действуют в реальности.

Следующим шагом будет интеграция виртуальной реальности: за счет упрощенных интерфейсов любой человек сумеет контролировать такие трудные процессы, как, к примеру, управление самолетом — перед вашими глазами просто будет алгоритм нажатия кнопок.

В более далеком будущем человеку станет ассистировать искусственный интеллект, но не совсем так, как это показано в фильме. Искусственный интеллект РобоКопа использует органическое тело, но в реальности нет смысла создавать такую сложную машину: операционная система может контролировать любые процессы, а простую механическую активность дешевле поручить человеку.

6. Двухсотлетний человек (Bicentennial Man, 1999 год)

Сюжет: Это история о жизни робота нового поколения NDR-114 (в обычной жизни его зовут просто Эндрю). Его первоначально купили как прислугу или домашнего питомца, но он оказался человечнее многих. Изучая людей, Эндрю понимает, что и он имеет чувства, что у него есть душа. Робот делает операции, заменяет металл на резиновую кожу, и совершает все для того, чтобы сблизить машины и людей.

Реалистичность: 2 из 5.

Вердикт: Робот, желающий стать человеком, — узкий и старый взгляд на искусственный интеллект. Люди и машины воспринимают мир по-разному, и эта разница радикальная. Сейчас мы имеем пять основных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Роботы способны распознавать свет и шум, но не известно, сколько в будущем у них будет чувств? Вероятно, возникнут даже новые эмоции, источником которых станет искусственный интеллект; этот вопрос на сегодняшний день намного более актуален.

7. Эдвард руки-ножницы (Edward Scissorhands, 1990 год)

Сюжет: Действие происходит в маленьком городе, в котором живут в основном консервативные домохозяйки. Одинокий ученый, живущий в замке в черте города, создал экзистенциального киборга по имени Эдвард.
Ученый умер, не успев доделать киборгу руки, и вместо них у Эдварда — некое подобие ножниц. Киборга воспитали как человеческого ребенка, он обладает чувствами, но живет в заточении. Из-за внезапно возникнувших чувств к жительнице города он выходит из замка, проходит экспресс-социализацию и находит себе применение в обществе.

Реалистичность: 1 из 5.

Вердикт: Эдвард — не человек и не робот, он скорее напоминает ожившую куклу. Сам фильм — это сказка о социальных проблемах, в которой технологии сильно искажены. Машина способна обрести самосознание, но этот процесс будет намного быстрее, чем у людей. Мы — одни из самых медленных животных в принципе, о сравнении с носителями искусственного интеллекта не стоить и говорить. Машину можно запрограммировать так, чтобы она развивалась человеческими темпами, как Эдвард в фильме, но это окажется специальное торможение прогресса.

8. ВАЛЛ-И (WALL-E, 2008 год)

Сюжет: В XXII веке все человечество живет на специально оборудованных космических кораблях, где всю работу выполняют роботы. На Земле остались только роботы-мусорщики, из которых выживает только один — ВАЛЛ-И. Благодаря труду в ВАЛЛ-И развиваются человеческие эмоции и жизненные приоритеты — он хочет найти любовь и вернуть на планету жизнь.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: «ВАЛЛ-И» — это история для детей, которая демонстрирует, однако, очень реалистичный сценарий будущего человечества. Мир VR-видеоигр, которые сейчас повсеместно внедряются, уже сегодня кажется гораздо интереснее настоящего. В будущем люди привыкнут к жизни VR-очках среди роботов-прислуги, это только вопрос времени.

Проблема загрязнения планеты — это однозначно не вымысел; вероятно, люди не смогут постоянно жить в космосе, но станут группироваться в специально оборудованных центрах. В этом контексте идея робота-уборщика, который самостоятельно питается солнечной энергией — настоящий прорыв. Люди могут оказаться вымирающим видом, но созданные ими самовозобновляемые машины проживут еще очень долго.

9. Она (Her, 2013 год)

Сюжет: В будущем у каждого человека появляется возможность пользоваться персонифицированным искусственным интеллектом. Писатель-интроверт Теодор покупает операционную систему, которую зовут Саманта, чтобы скрасить тяжелый жизненный период после развода. Вскоре он находит в ней лучшего друга, а затем и новую любовь. Саманта развивает в себе схожие чувства и отвечает ему взаимностью.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: В одной из сцен бывшая жена главного героя упрекает его в том, что он не умеет выстраивать отношения с реальными людьми. Для многих роботы действительно смогут стать идеальной парой. Не так давно отношения, существующие только в плоскости интернета, казались нам нонсенсом, а сейчас никого этим уже не удивить.

Люди в интернете могут притворяться, выдавать себя за других, так почему это не сможет делать искусственный интеллект? Саманта поддерживала диалог с 600 разными людьми одновременно, и всех это устраивало. Подобные чат-боты, мимикрирующие пользователей за счет прогрессирующего искусственного интеллекта, существуют уже сегодня. Развитие подобного рода технологий с философской точки зрения способно поменять всю концепцию личности и межличностных отношений.

10. Люси (Lucy, 2014 год)

Сюжет: Студентка Люси попадает в руки корейских наркоторговцев, которые заставляют ее перевезти таблетки в собственном животе. В результате инцидента пакет с наркотиками рвется, и Люси начинает меняться на глазах — теперь его мозг задействован куда больше, чем на 10%. Люси развивается стремительными темпами и фактически становится суперкомпьютером, переходит на новый интеллектуальный уровень.

Реалистичность: 1 из 5.

Вердикт: Благодаря одной таблетке девушка перешла на качественно новый уровень существования, который не имеет ничего общего с современным понятием интеллекта. С технической точки зрения «Люси» не предоставляет места для дискуссии, так как является стопроцентной выдумкой — невозможно развить мозг настолько быстро и радикально.

Однако, несмотря на концептуальную ошибку, фильм является шагом на пути к революции оценки человеческого интеллекта как вышестоящего. Существование такого интеллекта, как у Люси, в целом не отрицается, хотя изучить его пока не получается, да и вряд ли получится в ближайшие годы.

11. Эпизод из «Черного зеркала»: Скоро вернусь (Be Right Back, 2013 год)

Сюжет: Зависимый от социальных сетей молодой парень по имени Эш погибает в результате несчастного случая. Его партнерша Марта находит онлайн-ресурс, который, используя соцсети, создает виртуальный клон человека, имитирующий персонифицированную переписку. Вскоре ресурс предлагает смоделировать внешность и голос человека для общения с помощью видеозвонков, а затем — настоящую синтетическую копию умершего.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Создать точную копию человека по его соцсетям в реальности довольно сложно, но вполне реально. Существует прототип подобной технологии — московский стартап Luka или, к примеру, Eterni.me.

Однако информация, которую люди размещают, например, в Facebook или Twitter, зачастую носит слишком общий характер. Логичнее разбить людей на группы и восстановить целый типаж — так уже делает Google, угадывая продолжение вашего поискового запроса. Люди не так сильно отличаются друг от друга, как мы хотим думать. Возможно, в какой-то момент тысячи похожих клонов будут жить, ставить друг другу лайки в соцсетях и придумывать за нас новый мир.

12. Эпизод из «Черного зеркала»: Белое Рождество (White Christmas, 2014 год)

Сюжет: Пикап-тренер Мэтт использует смарт-линзы, чтобы наблюдать за взаимодействием своих учеников с женщинами и предлагать советы в режиме реального времени. Однако это лишь сторонний проект, основная работа Мэтта — принуждение наделенных искусственным интеллектом ассистентов по дому к выполнению своей работы.

Ассистент представляет из себя копию сознания своего владельца, помещенную в небольшой блок управления. Диджитал-копия человеческого интеллекта сначала идентифицирует себя как оригинальную версию своего адепта, но затем свыкается с рабской жизнью и доводит функционирование дома до идеала. С развитием сюжета вводится и третья технология будущего: возможность блокировки людей в реальной жизни опять же за счет смарт-линз и портативного пульта управления; от заблокированного человека при этом остается лишь размытый беззвучный силуэт.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Представьте президентские дебаты, на которых кандидатам в онлайн-режиме через интегрированный микрофон зачитываются самые популярные твиты об их высказываниях — такой сценарий интересен, а технология реалистична уже сегодня.

Блокировка людей в жизни тоже выглядит вполне правдоподобно: во-первых, мы привыкли к подобным вещам в соцсетях, так почему это не может перейти в другую плоскость? Во-вторых, уже существует технология блокировки рекламы — очки виртуальной реальности умеют распознавать и размывать изображения рекламного характера; совместите разработки VR-линз от Google с механизмом рекламной блокировки, и сюжет «Белого Рождества» станет частью повседневности уже через пару лет.

Фантастически выглядит создание искусственного интеллекта путем полного копирования шаблонов человеческого сознания. Эта концепция также продолжает историю со всеми интернет-профилями, что делает ее ближе к реальности. Специалисты по рекламе всегда стараются предугадать действия покупателей, но для исследования представленной в «Белом Рождестве» технологии им потребуется огромные вложения.

Применение такой формы искусственного интеллекта в управлении умным домом более оригинально; это реалистичная механика организации быта для крайне состоятельных людей. Дома люди ведут себя естественнее, чем в любом публичном пространстве, поэтому подстроить все процессы под себя довольно просто — проекты умных домов уже разрабатываются Google, Amazon и Apple.

Сегодня компании заставят вас платить за комфорт, а завтра получат данные, которые для них гораздо ценнее. Это сложно контролировать, пока мы не видим прецедентов. Корпорации в своих исследованиях зашли очень далеко, и трудно делать предсказания, когда самые современные технологии засекречены. Однозначно лишь одно: в один день мы проснемся, и мир будет совсем другим.