ИДЕАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО
Местоположение школы
Местонахождение школы влияет на качество обучения, которое она может обеспечить. В идеале она должна быть расположена вне городских центров, потому что шум и разного рода помехи вокруг школы могут иметь такие же негативные последствия, как и шум в классе. Легкий доступ к кинотеатрам и кафе, спортивным центрам, залам игровых автоматов и магазинам мешает ученикам полностью посвятить себя школьной жизни. Без этих соблазнов ученики могут больше времени уделять чтению и серьезным беседам, а когда им необходимо отдохнуть, они будут активно и с пользой проводить время в компании друг друга. Если у учеников будет возможность расширить свой кругозор и культуру, у них разовьется чувство уверенности в себе и независимость, и они смогут лучше концентрироваться на своих достижениях в учебе.
Широко известно положительное влияние на учебный процесс свежего воздуха и спокойных цветов сельской местности, не говоря уже о преимуществах существования реальной природы за окнами класса, как с точки зрения художественного восприятия, так и в чисто научно-образовательной сфере.
Дизайн школы
Дизайн школы и школьного оборудования чрезвычайно важен. Например, слишком удобные парты и стулья могут стать причиной черес- чур расслабленного и даже ленивого отношения к учебе; с другой стороны, если они совсем некрасивы или, наоборот, слишком вычурны, то это может вызвать стресс и раздражительность учеников. Школьная мебель должна учитывать физиологи ческие потребности учеников разного возраста, быть эргономичной.
У каждого из учеников должна быть своя парта и запирающийся на ключ шкафчик для личного использования. Это освобождает их от необходимости носить с собой много вещей.
Общий дизайн здания школы предположительно должен быть традиционным. В настоящее время при строительстве школы прежде всего учитывают ее стоимость и действуют по принципу: чем дешевле, тем лучше. Прежде, напротив, большие усилия и средства вкладывали в то, чтобы окружить школу или университет зеленью, деревьями и дорожками по зеленым аллеям, ручейками или прудами, около которых ученики и студенты могли бы отдохнуть. Посмотрите, какая благоприятная атмосфера создана в таких учебных центрах, как Оксфорд и Кембридж. Кажется, что их здания с годами становятся только лучше. Их строители использовали камень для возведения толстых стен и строили внутренние помещения в форме четырехугольников и крытых аркад, которые в основном восходят к образцам мусульманской архитектуры Магриба и Испании.
Сейчас же экономия средств приводит к тому, что классы в здании разделены такими тонкими перегородками, что учитель и ученики могут слышать, что происходит в соседней комнате. Это приводит к увеличению раздражительности у учащихся и потере учебного времени.
Освещение - еще один важный фактор, которым слишком часто пренебрегают. Искусственное освещение далеко не так эффективно, как естественный свет. Во-первых, оно очень дорого; во-вторых, многие дети жалуются, что из-за искусственного освещения в конце учебного дня они чувствуют себя утомленными. В процессе обучения надо максимально использовать естественный свет. Он способствует хорошему самочувствию и сохранению бодрости учителя и учеников. Свежий воздух должен поступать естественным путем из открытого окна, а не от шумных (и дорогих) кондиционеров и вентиляторов.
Очень важно обратить особое внимание на поддержание средней температуры: в помещении не должно быть ни слишком жарко, ни слишком холодно. Учитывая стоимость отопления, возможно, предпочтительнее иметь систему, работающую на солнечной энергии: установка ее дороже обычных систем, но она оправдывает себя при длительном использовании.
Высотные односекционные здания не подходят для учебных заведений, ибо такая конструкция препятствует прямому общению учащихся. При этом телефоны и компьютеры, несмотря на всю их значимость, не могут заменить личный контакт, который чрезвычайно важен в обучении.
Удаление школ от городских центров означает, что учебный комплекс должен быть самодостато чен. В школе или неподалеку от нее должны быть созданы необходимые условия, чтобы ученики могли с пользой проводить свободное время, так как это весьма важно для их работоспособности. Они должны иметь доступ к спортивным площадкам и гимнастическим залам. Важно, чтобы школа обеспечивала им возможность играть и соревноваться, в противном случае коли- чество прогулов и иных нарушений дисциплины будет расти.
Школьная атмосфера должна стимулировать у учеников самодисциплину и стремление к самосовершенствованию. Другими словами, школа не должна пытаться полностью копировать наше общество. Напротив, она должна стремиться к тому, чтобы его реформировать и улучшить. С этой целью жевательная резинка, курение и тому подобные вредные привычки должны быть строго запрещены, причем постоянно и повсеместно, а не в определенное время или в определенном месте.
Стены школы следует украшать портретами или картинами, отображающими достижения людей, являющихся хорошим примером для учеников. Декор кабинетов должен по возможности максимально отражать их характер и цель: кабинет биологии отличается от кабинета химии, стены столовой не могут быть такими же, как стены классных комнат и т.д.
Школьная библиотека - один из самых важных источников информации, и доступ к ней должен осуществляться легко и быстро. Вряд ли стоит упоминать о том, что книги и журналы должны соответствовать уровню современных требований и запросов, а учащиеся должны иметь доступ к самым свежим газетам, чтобы быть в курсе последних событий и иметь возможность их обсуждать.
Все используемое в школе оборудование должно быть самым лучшим и современным. Если ученики сознают, что используемые ими компьютеры сильно устарели, это оказывает на них негативное влияние. Точно так же и значимость изучаемого материала с использованием устаревшего оборудования, не используемого вне стен школы, значительно снижается в глазах школьников.
Востребованность - это принцип, который надо применять как к изучаемому материалу, так и к дизайну здания и школьному оборудованию. К сожалению, школьники понимают, что многое из того, чему их учат в школе и о чем они читают в учебниках, носит, мягко говоря, чисто теорети- ческий характер. Для науки и технологии крайне важно, чтобы у учеников была возможность поэкспериментировать, применить на практике полученные ими теоретические знания. Иначе они выйдут из школы с огромным количеством информации, но без навыка использования полу- ченных знаний в реальной жизни.
Материалы и средства обучения
Урок не должен быть слишком продолжительным, потому что период, в течение которого ученики в состоянии поддерживать внимание к теме, ограничен. В частности, следует избегать практики, которую используют многие учителя, - объединять два урока в один, что требует слишком больших усилий от учеников.
Существует много учебных материалов, но только правильное их использование может принести пользу детям. Телевидение и видео, например, должны не только скрашивать досуг, но и применяться в процессе обучения (и даже использоваться при одновременном обучении нескольких сотен учеников).
Компьютеры никогда не заменят человеческого общения, но при этом они являются полезным средством, которое облегчает организационные проблемы и стимулирует интерес учеников. На компьютере можно подбирать задания в соответствии с характером и темпераментом ученика, и он может помочь при решении индивидуальных проблем в обучении.== Сохраняют свое значение и традиционные средства обучения, такие, как картинки, таблицы, диаграммы, карты и иллюстрации. Впрочем, в настоящее время существуют технологии их перевода на компьютер или просмотра через проектор - более новую версию доски.
Учитель
Учитель - ключевая фигура в образовательной системе. Хороший учитель - это человек, который ни на шаг не отстает от последних достижений в своей области и знает, как передать полу- ченные знания другим. И хотя существует много веских аргументов против моей позиции, я все же полагаю, что необходимо ввести регулярное тестирование преподавателей с целью контроля уровня их квалификации. Увы! Есть учителя, которые используют одни и те же записи в течение двадцати лет, так что их работе явно недостает новизны, привлекательности и актуальности.
Помимо интеллектуальных способностей и умения преподавать, при обучении и выборе учителей также необходимо учитывать и некоторые другие качества:
1. Пунктуальность. Учитель никогда не должен опаздывать на урок, на встре- чу с учеником, если он это обещал;
2. Тактичность и честность. Учитель должен иметь представление о возможных трениях между преподавателем и учащимся или же между самими учениками и знать, как их преодолеть;
3. Чувство юмора. Сохраняя некоторую дистанцию и авторитет, учитель не должен в течение всего периода обучения оставаться чрезмерно серьезным - ему следует варьировать и оживлять тон и атмосферу на уроке с целью поддержания внимания учеников;
4. Открытость новым идеям и впечатлениям. В мире постоянно появляется новое оборудование, новые технологии и знания. Учитель должен эффективно изучать и использовать их, а не избегать только потому, что они могут изменить привычные методы преподавания;
5. Новоторство. Учитель должен постоянно применять и комбинировать различные стили и методы так, чтобы они были максимально эффективны для изучения предмета на определенном этапе. Например, на одних языковых курсах от преподавателя требуется чтение лекции, на других - просто наблюдение и корректировка работы учеников, на третьих - участие в работе наравне с учениками. Хороший учитель должен знать, как комбинировать эти методы, чтобы они соответствовали нуждам его учеников.
6. Отзывчивость. Учитель должен быть в курсе социальных и культурных норм своих учеников и быть внимательным при затрагивании или обсуждении идей или символов, которые имеют для учеников определенное значение, даже если сам учитель не разделяет этих взглядов.
Чтобы стать учителем, необходимо непрерывно учиться. Но при этом у учителей должна быть возможность постоянно развивать и углублять свои знания и способности. Им надо предоставлять возможность при необходимости съездить за границу для обмена опытом и совершенствования своих знаний. Кроме того, для поддержания желания учителей работать хорошо и полностью посвящать себя своей работе им необходимо платить значительно больше, чем они получают ныне в России, потому что при низкой оплате труда многие из них, увы, вынуждены подрабатывать где-то еще исключительно ради того, чтобы свести концы с концами.
Ученики
Наиболее эффективно работает тот класс, который состоит из учеников с одинаковыми способностями и одинаковым уровнем знаний. Для достижения этого важно тестировать детей до и, возможно, после их приема в школу. Школы с детьми с различными способностями и классы, состоящие из таких детей, - это далеко не одно и то же. Такие классы возлагают чрезмерную ответственность на учителя, у которого нет возможности планировать темп и уровень сложности того, чему он обучает учеников: медленный темп приведет к потере интереса у более сильных учеников, а при увеличении темпа слабые ученики вообще не смогут принимать участия в уроке.
Не менее важно определить характер и темперамент учеников, а не только их учебный потенциал. Если такая информация будет доступна учителю, то он не станет слишком болезненно реагировать, скажем, на то, что один из учеников, результаты тестирования которого показывают склонность к задиристости, дерется с кем-либо или озорничает. Слишком сильное наказание со стороны учителя может привести к тому, что проблема данного ученика лишь усугубится, что, в свою очередь, негативно повлияет и на класс в целом, и на личную успеваемость учащегося в школе.
Для уменьшения влияния различий в социальном статусе детей, по крайней мере, во время их пребывания в школе, ученики должны носить школьную форму либо одинаковую или очень похожую одежду. Учителя будут более ровно относиться к ученикам, если они будут одеты одинаково. Во всяком случае опыт в этом отношении в России и в других странах СНГ есть, и он вполне положительный.
Администрация школы
Представителям администрации, особенно заву чам и директорам школ, следует быть авторитетными и беспристрастными в вопросах дисциплины, обращать внимание не только на учеников, но и на учителей. Они должны поощрять и создавать условия для проведения родительских собраний с обсуждением индивидуальных успехов учеников. В обязанности администрации входит забота о чистоте в школе и о ее полном соответствии нормальной жизнедеятельности и учебе детей. Она также отвечает за создание эффективной рекламы школы с целью повышения ее репутации в глазах общественности и привлечения большего числа учеников. Кроме того, одна из важных задач администрации - отслеживание последних достижений в области психологии и образования, в том числе и новых методов и оборудования.
Семья
Родители слишком часто доверяют обучение своего ребенка школе (а не делают это самостоятельно), и многие из них действуют при этом по принципу: "С глаз долой, из сердца вон” (т. е. абсолютно не вмешиваются в процесс обучения детей, считая это задачей школы). Тем не менее образование и воспитание являются первостепенным долгом родителей перед детьми. Если родители разочарованы результатами своих детей в школе, то им не следует винить в этом только учителей. Наоборот, родители должны открыто признавать влияние семейной жизни на характер ребенка и его успеваемость в школе. Они обязаны следить за выполнением домашних заданий, за участием в полезных школьных мероприятиях, а также за тем, чтобы дети не пропускали занятий, а если надо, то и сопровождать их туда.