Выбор персоналаКапитально увеличить HR-отрасли точность подбора персонала помогут «большие данные» о возможных кандидатах из интернета

Давайте себе представим, что человек получает в мессенджере входящее сообщение, в котором ему предлагают работу -  сразу, без всякого предварительного обсуждения по телефону и собеседования. В настоящее время подобное представить сложно. Еще сомнительней, что человек, получивший подобное предложение работы, кинется сразу без всяких сомнений его принимать, даже не взглянув на будущего работодателя и не побеседовав с ним. Однако если допустить, что такое сообщение отправлено лишь одному из пятидесяти миллионов кандидатов и решение было принято, основываясь на нескольких тысячах факторов? Накопительный эффект цифрового следа даст возможность через пятнадцать лет понятие поиска кандидатов заменить на идентификацию конкретного необходимого человека.

 
Через двадцать лет миром станет править поколение Z (Digital Natives). Для «зетов» технологии являются базовой потребностью наряду с физиологическими. Как показывают исследования, 79% потребителей поколения Z когда лишены доступа к  своим гаджетам, испытывают сильный эмоциональный стресс. Так что правильно будет предположить, что для них доступ к цифровому кислороду станет намного важнее приватности. Уже сейчас компания Facebook собирает подробнейшие досье на всех зарегистрированных пользователей — в эти досье входят это не только опубликованные данные, но и демографические данные, удаленные посты и даже недописанные, сайты, которые они посетили и многое другое.  Можно ли представить, что«зеты» массово в пользу приватности удалятся  из соцсетей? Конечно нет. Скорее они еще больше личной информации предоставят интернету. И ко времени, когда представители поколения Z дорастут до управления персоналом и компаниями, будет исчерпан конфликт privacy.
Чтобы оставлять мегабайты информации о себе в интернете, вовсе не обязательно полностью заполнять в соцсетях профиль, загружать в Instagram фотографии или чекиниться в публичных местах. Современный уровень технологий дает возможность сделать подробный портрет человека и о его предпочтениях узнать по посещению разных мест, по поисковым запросам и по лайкам в Facebook. Недавно в Англии провели социальный эксперимент. Одна кофейня предлагала за «лайк» в Facebook бесплатный напиток. Пока кофе готовился, в течение пары минут собирали досье на посетителя, изучая его цифровой след. Клиенту этого заведения давали его чашку кофе с контактной информацией, названием места работы, учебного заведения и так далее. Если для сегодняшнего поколения это кажется страшным сном, то «зеты» такой подход назовут очень интересным. Одной из черт поколения Z является тяга к признанию (им хочется собрать больше «лайков»), что на руку маркетологам.

Информацию о нас собирают независимо от того, хочется нам этого или нет. Поставщики разной продукции и сервисов, ретейлеры и банки первыми стали пользоваться полученными данными для своих интересов. Последними станут компании, которые заняты поиском людей. Если в настоящий момент при поиске сотрудника доля человеческого фактора составляет около 95%, то к 2035 году этот показатель упадет до 30%.
 
Когда технологии научатся идентифицировать нужного человека за несколько секунд, используя, например, данные по лайкам в социальной сети, то основным блоком в найме станет коммуникация. Еще через некоторое время важность коммуникации заменится скоростью предложения лучших условий. Пример компании Cambridge Analytica, которая использовали подобные технологии в поддержку Дональда Трампа, говорит о близости того времени, когда корпорации будут биться не за рекламные площадки, а за терабайты информации о нас с вами.
 
На поиск кандидатов в среднем уходит около 40-60% от времени на закрытие вакансии. HR-специалисты давно ищут способ сделать этот процесс максимально эффективным. В настоящее время уже есть технологии, помогающие искать информацию нескольео быстрее, но они еще на начальной стадии своего развития и пользуются только данными, открыто опубликованными на работных сайтах или в социальных сетях. Данные технологии станут развиваться и с использованием искусственного интеллекта сумеют оценивать цифровой след, делая выводы и сопоставляя с необходимыми характеристиками. Любого специалиста можно будет идентифицировать и выйти с ним на связь всего за считанные секунды, просмотрев миллионы профилей.
 
Биографические и карьерные данные, личностные качества, политические предпочтения, интересы, привычки, хобби — никаких секретов от работодателя.
Большие данные станут обязательным условием для игры на рынке рекрутмента. Компании, которые сегодня специализируются на каких-либо HR-технологиях, будут адаптировать свою деятельность с учетом нейронных сетей и машинного обучения. Например, технологии по распознаванию лиц будут использоваться и для оценки фото в резюме или соцсети, и для оценки видеоинтервью (стартап, который представляет автор текста, развивает технологию в этом сегменте. — дисклеймер Forbes).
 
Можно представить: вы получили не только видеозапись с ответами кандидата, но и полное досье, собранное из разнообразных источников. Технология сделает анализ его мимики, жестов и голоса, определит по этим данным темперамент, уровень стресса и даже процент искренности. Кроме того, программа расскажет, в какие магазины ходит соискатель и какие продукты он покупает, как часто посещает спортзал и с какой нагрузкой занимается, связан ли с криминалом и возвращает ли кредиты в срок. Больше не будет необходимости задавать вопрос «расскажите немного о себе», так как человек уже не сможет выбирать, что о нем будут знать. Все самое главное узнает машина.

поколения Z
«Зеты» растут в цифровую эпоху, где мобильные платформы пользуются большей популярностью, нежели ПК. Это значит, что отдельным требованием к  интерфейсу любых HR-сервисов будет адаптация под мобильные устройства — как минимум. Скорость и удобство — два решающих фактора для поколения Z. Избалованные «зеты» привыкают к функциональным мобильным приложениям, и одного сайта им, скорее всего, будет недостаточно. Кроме того, переписке по e-mail поколение Z предпочитает обмен мгновенными сообщениями в мессенджерах. Нанять сотрудника в один клик и получить работу по СМС для «зета» должно быть проще, чем зарегистрироваться на Хедхантере.

Точность подбора в будущем увеличится в разы. Возьмем, например, такой критерий, как cultural fit, – соответствие культуре компании. Оценка данной характеристики будет происходить не субъективно человеком, а основываясь на анализе всех 50, 500 или 5000 сотрудников компании, сопоставив с личностными характеристиками будущего сотрудника. Это приведет к повышению эффективности бизнеса. Каждый сотрудник будет чувствовать себя «на своем месте»: его выбрали из огромного количества обитателей сети – то, где он сейчас, лучшее совпадение по всем критериям, т.е. его досконально изучили, сравнили с возможностями на этом месте работы и спрогнозировали его возможности.

«Офисные войны» станут бессмысленной затеей: все политические игры внутри компании будут разоблачаться несколькими кликами. Целый штат идеальных работников сведет к минимуму роль человеческого взаимодействия и отношений внутри коллектива. Впрочем, если для работодателя будет важна дружеская атмосфера, он сможет задать в поиске нужные качества и выбрать себе команду именно по этому критерию.

Да, сегодня подобные рассуждения вызывают у многих раздражение и даже страх. Но если сейчас досье на каждого пользователя интернета собирается тайно, в будущем это будет происходить абсолютно открыто и легально. Чем больше времени он будет проводить в сети, тем больше шансов у него будет получить хорошую работу, найти подходящих друзей и выбрать спутника жизни. Со временем цифровой дауншифтинг — отказ от интернета и «заметание» следов — станет совершенно непрактичным занятием. Без своего места в глобальной базе данных будет невозможно получить работу даже на самых массовых позициях.