Сейчас самое время начать вырабатывать новое видение Москвы на конкурентной карте мира, так как международное общественное мнение в настоящий момент к этому вполне готово.

Недавно случилось — и прошло практически незамеченным — очень примечательное событие. Аналитики подразделения издательского дома Financial Times, компании FDIntelligence, представили свое традиционное ежегодное исследование о самых перспективных с точки зрения развития бизнеса городах Европы — речь идет о рейтинге «Европейские города и регионы будущего». И хотя лидирующие позиции Лондона все еще у специалистов не вызывают никаких сомнений, Москва получила сразу в нескольких номинациях высокие оценки — оценки, которые подчеркивают имеющиеся достижения городских властей, хотя и указывающие на небольшие «проблемные точки».
Рейтинг FDIntelligence примечателен еще и тем, что его составители учитывают довольно большое число разных черт городской жизни — от количества новых бизнес-проектов, которые инициируются иностранными инвесторами до числа обучающихся в границах мегаполиса студентов, от стоимости жизни до экологической обстановки и удобства передвижения, от развитости информационной инфраструктуры до эффективности затрат, которые надо будет потенциальным инвесторам понести.
Участниками этого рейтинга на этот раз оказались более трехсот городов с населением от шестидесяти тысяч до пятнадцати миллионов человек, и также около ста регионов, зарекомендовавшие себя положительно в последнее время с точки зрения бизнес-климата.

Точки роста и региональный потенциал

Общая российская картина смотрится довольно показательно. С одной стороны, среди больших европейских стран с более чем тридцатью миллионами жителей Россия представлена самым маленьким количеством городов и регионов — что отражает в первую очередь масштаб сосредоточенности потенциал страны в столице и ее окрестностях (о которых позже будет подробнее).
Москва заняла в рейтинге довольно высокую общую позицию , оказавшись на 6 месте (и заняв первую строчку в списке «городов будущего» Восточной и Центральной Европы) — но уже в категории городов среднего размера (от трехсот тысяч до одного миллиона жителей) Россия в интегральном списке не представлена (тут Тюмень заняла седьмое место по оценке экономического потенциала, Калининград — десятое место по эффективности издержек, или дешевизне ведения бизнеса, и Казань — десятое место по стратегии планирования развития города, но это не дало никому низ них возможности пробиться в top-25).
Неудивительно, что в категории небольших и микрогородов Россия никак вообще не фигурирует: международные корпорации большая часть территории страны совсем не интересует.
То же самое относится и в целом к регионам: Центральный федеральный округ в рейтинге европейских макрорегионов занимает тринадцатое место, но как только доходит дело  до средних (размера российской области) и маленьких регионов, Россия снова исчезает с карты Европы, а лидерами прежде всего выступают провинции стран более или менее недавно вступивших в Европейский Союз, Британии, Скандинавии, Германии. Другими словами, вполне беспристрастный взгляд со стороны подтверждает все то, что мы сами очень хорошо знаем: Россия – это, по сути, страна двух больших городов, предпринимательский климат и уровень жизни в которых можно сопоставить с европейскими, и огромных территорий, которые в большинстве своем являются по мировым «меркам» неконкурентоспособными.
С другой стороны, надо отметить, что в новом рейтинге Москва получила очень высокие оценки в целом — общее шестое место поставило ее впереди не только Стокгольма, Копенгагена и Хельсинки, но даже Франкфурта и Берлина. Фактор Москвы вывел ЦФО на тринадцатое место в «общем зачете» в региональном рейтинге, причём в числе первых 15-ти оказались исключительно регионы самых благополучных стран Европы — от Дании и Швейцарии и до Германии и Франции.
Надо обратить внимание на то, что обеспечило высокие показатели Москвы — это прежде всего очень высокий уровень развития человеческого капитала и квалификация работников (второе место), открытость к нуждам бизнеса и благоприятствование предпринимательству (пятое место) и емкость местного рынка и общий экономический потенциал (шестое место).
Так что, можно сказать, что рейтинг FDIntelligence очень благосклонный к Москве на фоне всех крупных рейтингов, которые составляются самыми признанными в мире консалтинговыми компаниями. Впечатляет и довольно уверенное укрепление позиций города в новом рейтинге: особенно если сравнивать с отсутствием в первой двадцатке в 2015 году и с двенадцатым местом в 2016-м. При этом, судя по всему, прогресс не был следствием пиара — никаких рекламных описаний Москвы, в отличие от часто появляющихся в брошюре с презентацией рейтинга изложения преимуществ других городов, не имеется.

Критерии оценки

Успешное продвижение столицы к вершине рейтинга обусловлено, как мне кажется, двумя группами причин. Во-первых, московские власти в последние годы провели очень большую работу по приближению города к европейским стандартам — здесь можно прежде всего отметить усилия по благоустройству, упорядочению дорожного движения, улучшению организации работы общественного транспорта и системы парковок, по развитию коммуникаций и по внедрению современных информационных технологий.
Особенного внимания заслуживает оценка благоприятствования предпринимательству, которая в Москве сильно выросла несмотря и на общее сокращение иностранных инвестиций в Россию, и на недружелюбный тон, в котором традиционно высказываются относительно нашей страны западные аналитики и политические деятели. Я бы дополнительно отметил особенности московского бюджета, прочной основой которого выступает налог на доходы физических лиц (37,4% по итогам 2016 года, что сопоставимо с тем, сколько подоходный налог приносит в федеральный бюджет США и в несколько раз больше среднего для России показателя).
Конечно, можно понять составителей рейтинга, которые отметили довольно высокие цены на товары и услуги среди проблем, с которыми столкнутся приходящие в Москву иностранные компании (столица не попала в десятку по эффективности издержек; в этой части рейтинга на восьмой позиции расположился Санкт-Петербург, что, однако, ему  не позволило войти в общий список лидеров), но данная проблема сегодня практически непреодолима, учитывая роль города в российской экономике и степень сосредоточения в нём людей с высоким уровнем материальной обеспеченности.
Во-вторых, Москва естественно выступает центром притяжения успешных россиян со всей страны, что формирует в городе европейские поведенческие практики и создаёт конкурентную среду, которую сложно предположить где бы то ни было ещё в России. Помимо того, что исторически в Москве сосредоточены и лучшие вузы, и ведущие учреждения культуры, и самые заметные интеллектуальные кадры, московские власти активно инвестируют в образование, в том числе и в формирование «цифровых» навыков у молодого поколения. 
На базе ряда университетов, в том числе МГТУ, в последние годы открыты семь технопарков для школьников, где изучаются IT-решения, био- и нанотехнологии, промышленный дизайн, прививаются навыки 3D моделирования и компьютерной анимации. В московские вузы сейчас поступают совсем иные школьники, чем пять или десять лет назад, что и признается авторами рейтинга «городов будущего». 

В мировом контексте

Назвав фактически впервые Москву глобальным городом, имеющим хорошие перспективы для развития, авторы рейтинга FDIntelligence тем самым неявным образом поставили вопрос о том, на чем это развитие может основываться в будущем. Хотя мы часто говорим, что Россия — европейская страна, главным выводом из изучения нового рейтинга становится скорее тезис о том, что Москва — это европейский город; и, соответственно, его миссия должна состоять в том, чтобы, ворвавшись в элитную группу мегаполисов, использовать появляющиеся возможности для того, чтобы подтягивать к европейскому уровню и прилежащие регионы, а в перспективе — и всю страну.
Москва, как это признает новое исследование, стала глобальным городом — и в ближайшие годы задача городских властей должна состоять в превращении ее в глобально конкурентоспособный город, а для этого будет необходима четкая стратегия движения вперед: экономическая, социальная, и культурная.
Это особенно важно в настоящий момент, когда выработка и презентация такой стратегии может придать реальное смысловое наполнение московской мэрской избирательной кампании, которая по сути стартует сразу после завершения президентской. Мне кажется, что городскому правительству самое время приступить к выработке нового видения Москвы на конкурентной карте мира — коль скоро международное общественное мнение сейчас к этому готово (а в самом общем виде основной вывод рейтинга FDIntelligence сводится именно к этому).
Я, разумеется, не могу предсказать, будет ли такая стратегия предложена и на чем она будет основываться, но простая логика подсказывает, что коль скоро успех Москвы обусловливается и концентрацией человеческого и социального капитала со всей России, и «европеизацией» поведения жителей, и учетом в управлении городом лучших мировых практик, то, быть может, идеальным позиционированием столицы могло бы стать исполнение ею роли некоего «моста» между Россией и Европой. Ведь какой бы ни была политическая конъюнктура, экономически, социально и культурно мы остаёмся одной цивилизацией — о чем, собственно, и свидетельствует новое исследование британских экспертов и его основные выводы.