Как очистить сознание?

Мы воспринимаем мир через призму ума

Мы воспринимаем весь этот мир через призму своего ума. Мы смотрим на него через свой ум. То есть через себя, как бы сказать. И, в зависимости от того, что у вас в голове находится, так вы этот мир и воспринимаете. То есть, какие впечатления у вас есть, так вы наблюдаете за этим миром. И ум можно сравнить с зеркалом. Когда вы смотрите в зеркало, вы видите себя. И, если зеркало грязное, то вы хуже себя начинаете видеть. Если совсем грязное, вы вообще не понимаете, кто вы есть на самом деле. Люди живут, живут, что-то во внешнем мире происходит: кто-то нам что-то сказал, кто-то нам что-то там крикнул, знаете, что-то произошло, и мы как бы даже не воспринимаем, что это к нам даже относится. Часто мир внешний, он нам что-то говорит, а мы даже это не можем слышать, и этого не можем услышать. Поэтому, по большому счету, мы себя до конца не знаем. Мы себя не воспринимаем до конца как мы есть на самом деле. Мы думаем, что мы такие, вот в чем дело. Мы думаем, что мы такие или такие. Мы сами себе создаем модель, которой следуем. И в уме вот эта модель есть у каждого. Это, можно сказать, маски.

У каждого своя маска, он ее надевает в зависимости от того, с кем он общается, где он живет и чё он делает. В определенном обществе человек ведет себя определенным образом. Например, костюм я надел не зря. То есть нужно надеть костюм, иначе воспринимать не будут. Это называется вот эти – впечатления ума, или вот эти самскары. Нам нужны определенные маски. В каждом обществе нужны определенные маски. И у каждого человека может быть две маски, три маски, четыре, пять. Допустим, президент, он должен себя вести правильным образом. Но когда приходит домой, он катает своего ребенка у себя на спине и вместе с ним играет и дурачится. И, чем больше у нас масок, тем нам тяжелей жить и тем хуже нам понять вообще, кто мы на самом деле, то есть настоящий наш характер, кто мы на самом деле вообще, из чего мы состоим. Это всё происходит из-за ума. И идея заключается в том, чтобы очистить наш ум.

Ум надо очищать от глупостей и беспокойств

От чего можно очистить наш ум? Может, не надо его очищать, кто как думает? От тараканов надо очищать. От глупостей, от беспокойств нужно очищать. Их там очень много. Люди беспокоятся о том, что так и не случается в ихней жизни. Основные беспокойства – о том, что так и не случается. Человек смотрит новости, слышит какие-то новости новые, да? И беспокоится о том, что произойдет с долларом. Он беспокоится, ой, а вдруг доллар там упадет, да? А у самого долларов нет. Он беспокоится. О том, чего так и нет. Так же в основном в течение нашей жизни мы беспокоимся о том, что так и не случается. «А вдруг я умру?» А это случится только знаете когда? Может быть, через 80 лет, может быть, через 60, но человек уже начал беспокоиться. Это называется тараканы, или глупости. Их очень много, и эти глупости мешают нам жить и удаляют нас от истинного «я», то есть от нас с вами.

И поэтому наш ум нужно очищать, или нужно мыть зеркало нашего ума. Иначе вы так себя и не увидите. Если вы видите плохо себя в зеркале, старайтесь очистить зеркало. Так же ум нужно очищать, и на прошлой лекции я вам сказал, как это делается. Если вас что-то беспокоит, выпишите себе это, что вас беспокоит, и постарайтесь на это взглянуть с другой стороны. Постарайтесь подумать, как от этого можно избавиться и вообще, нужно беспокоиться по этому поводу? Да, безусловно, есть такие беспокойства, когда вот вдруг планеты плохо встали, как говорят, да, и стали на вас давить сверху. И вдруг, ни с того ни с сего, у вас появились беспокойства. Такое бывает, но не так часто, как многие думают. В основном у всех наших беспокойств есть причина, есть психологическая причина. И нужно постараться понять истину, и откуда эта проблема возникла. И правильная методика, когда вы живете и наблюдаете за своей психикой, вас что-то волнует, понимаете, постарайтесь понять, что вас волнует, постарайтесь выписать это, постарайтесь анализировать, почему оно вас щас волнует, а раньше не волновало в детстве. Какие-то беспокойства приходят к вам в жизни.

Как я вам рассказывал пример на дорожной пробке. Вы едете на машине, вы встали в пробку. Сама по себе это проблема, правильно? То, что пробка, - это проблема. Но: человек еще сам себе говорит: мне плохо, я стою в пробке. Одна проблема есть – это пробка, плюс человек накручивает себя, еще одну проблему. Он начинает переживать: я в пробке, я плохо себя чувствую. Отсюда все болезни, все проблемы. То есть на самом деле все болезни от беспокойств, поэтому нужно постараться оценить свою жизнь, оценить свою ситуацию, и посмотреть на нее, и подумать: я ли это или не я? И откуда у меня все это берется? Это сложно, потому что наш ум, он всё время хочет наслаждаться.

И из-за чрезмерных стремлений к наслаждениям, к развлечениям человек так и упускает момент беспокойства, и следующее беспокойство еще раз, в следующий раз оно приходит еще сильней. И, когда оно совсем сильно приходит, остается только один путь. Это какой? Это скушать таблетку, маленькую такую, но могущественную. Которая влияет на наше сознание и тормозит нас, вот так. Тогда уже всё по барабану.

Плохой – тот, кто говорит о плохом

И часто человек, который нам что-то говорит, вот, допустим, я вам говорю: «Мне кажется, вы очень гордый! - вот я говорю кому-то. – Мне кажется, вы очень гордый человек». И по большому счету, я об этом говорю, потому что у меня такое сидит. То есть человек как бы сказать, проявляет те или иные вещи через свой, через свою призму. То есть, если я вас считаю гордыми, это означает – во мне это тоже есть, поэтому я это и увидел. Если бы во мне не было бы гордости, я бы не увидел, что вы гордые. Понимаете, в чем хитрость? Поэтому можно сделать, сказать пример с очками. Очки – это наш ум. Что такое ум, вы знаете уже из прошлых лекций. Мы смотрим через очки на тот мир, и очки – это наш ум. И что у нас в уме, так мы и видим этот мир. Вот и всё. Вот такой пример очень важный. Очки могут быть такие, сякие, грязные, желтые, красные, голубые, любых цветов. И в соответствии с нашим настроением в уме, в соответствии с нашим характером в уме мы такой мир и видим. То есть, если у вас дурной характер, вы видите только дурные вещи.

Простой и грубый пример: если вдруг человек говорит: тот плохой, этот плохой, на самом деле кто плохой? Тот, кто говорит. Вот в чем хитрость. Потому что он это заметил. А это значит, в уме у него есть такие качества. То есть если человек очень много кого-то критикует, его надо спасать, а не того, кого он критикует. С тем потом разберемся. Вот так можно сказать. И чем грязней эти очки, тем тяжелей человеку жить и тем неправильней он воспринимает этот мир. Знаете, есть люди, которые готовы убивать и убивают, те, которые крадут. У них внутри ничего хорошего не осталось. Таких людей, как вы думаете, много или мало? Может быть, очень много. Которые готовы всячески вас обмануть ради того, чтоб с вас что-то поиметь. И нам кажется, что хороших людей много. Это значит, у вас чистый ум более-менее. Если вам кажется, таких людей практически все, ну, плохие люди – это все практически, это означает, вас надо спасать. Потому что не все. А если вы увидели во всех такое, значит, у вас загрязнился ум.

Контроль чувств

И в священных писаниях Индии говорится, что нужно уметь контролировать свои чувства. Нужно уметь, и суть всех изучений знаний, суть всех знаний является то, чтобы научиться в конце концов контролировать свой ум, свое сознание и свои чувства. Если вы не научились контролировать до какой-то степени хотя бы, свой ум и потакаете своим привычкам глупым, то, видите, я говорю не о хороших вещах, тяжело, да? То вы в плохой ситуации. Что значит потакать своим чувствам? Я могу привести вам пример. Собака привязана цепью. Вы подходите к собаке, берете кусочек вкусной пищи, кидаете собаке, собака кушает, ей нравится. Что дальше происходит? Теперь попробуйте кинуть кусочек пищи немножко дальше. Собака видит кусочек пищи, она стремится к нему, а цепь не дает. Что это означает? Что человек, который кидает кусочек, - изверг настоящий. Почему? Потому что собака на самом деле не умеет контролировать свои чувства, вот в чем дело. Она стремится к кусочку, цепь не дает, но она себе уже спланировала, какой он вкусный, какой он хороший, я его хочу. И так она вот так царапает асфальт или землю и стремится к этому кусочку всеми своими силами. Это называется ум. Если б у ней был бы немножко разум, она бы поняла: бесполезно, цепь-то не порвешь, понимаете, в чем дело? То есть собака, она неразумная, она хочет наслаждать свои чувства.

Так же и человек. У человека могут быть огромные долги, огромные долги. И увидев какой-то объект наслаждения, он готов пойти его и купить, он не может терпеть. Это такой пример уже из нашей жизни. Не из собачьей, а из нашей. Но бывает так, что разум немножко есть, он говорит: «Нет, у нас большие долги, сто тыщ долларов приблизительно, ну, пускай будет двести. Сто тыщ лат, да? Огромные долги. А мне хочется купить эту машину. И немножко разума есть, он говорит: «Все-таки у тебя большие долги, давай все-таки как-то попытайся!» И человек уходит из этого автосалона, приходит домой, и машина, машина, машина, в уме все время машина. Потому что он уже как бы захотел ее, он уже ее спланировал. Нельзя делать так, чтобы ум все время чё-то планировал. Если ум чё-то запланировал, он будет к этому стремиться. Он будет делать так, что он будет заставлять вас не кушать там, экономить всячески, но он будет стремиться к своей цели.

В итоге вы сидите уже в этой машине, у вас прибавились долги, и ничего. Вас обманули. Ум вас обманул. Потому что вы захотели. Вот почему нужно контролировать свой ум. В итоге, если вы его не сконтролировали, даже если у вас будут большие долги или большие проблемы в жизни, вы все равно будете, как эта собачка, рваться всячески, пытаться иметь лакомый кусочек. В конце концов, цепь вас задушит. Потому что собака, на самом деле, она рвется приблизительно от минуты до пяти. После этого, вы что думаете, она забывает? Нет, она понимает: бесполезно, - начинает ходить туда-сюда, туда-сюда и думать постоянно, думать, думать, думать! Она будет выть и кричать вам: «Давай, ну, отцепи меня, да, я хочу его съесть!» Необузданные чувства, они делают так, что человек с ума может сойти. И человек сходит с ума.

Как я рассказывал, на прошлый раз, что ученые выявили, откуда шизофрения, на примере с обезьяной. Знаете такой момент? Они подключили апельсин к электричеству. И когда обезьяна… Ну, в пустой комнате. И, когда обезьяна… И обезьяну туда пустили. Обезьяна видит апельсин, сразу подбегает к нему, раз! – лапой. Его током бьет, оно думает: «Странно, ей больно», - но смотрит – опять апельсин. В комнате ничё нет. Она еще раз – раз рукой! – опять ударило ее током. И так много-много раз. И потом у нее началась шизофрения. Понимаете, в чем хитрость? Так вот, когда человек очень сильно чё-то хочет, он близко расположен к сумасшествию. И особенно тогда, когда желания так и не исполняются.

Признак грязного ума - усталость

Допустим, вы захотели себе, придумали себе, спланировали: «Вот, хочу машину за 500 000 долларов плюс дом огромный в Майами». То есть эта цель, она в вашей жизни, может быть, и не осуществима. Это означает, если вы будете постоянно думать об этом, думать, вы можете сойти с ума. Вот такое бывает. И еще, признаком нечистого ума является усталость. Признаком грязного ума является усталость. Когда мы перестаем радоваться миру и людям. Если вдруг вы почувствовали, что радость ушла от мира, от людей, значит, ум стал грязным. Пора его очищать. Раньше было лучше. То есть если раньше было лучше, щас хуже, это означает, появился грязный ум. И также признаком грязного ума является усталость. От чего усталость? По большому счету, если деятельность только материальная, просто материальная деятельность обычная, там нет ничё духовного, то мы от нее очень быстро устанем.

Вот почему люди бегают от работы к работе, думают: «Это не моя профессия, моя какая-то другая, я еще не нашел, я еще в поиске». Это грязный ум начался, то есть ум загрязнен. Работа есть работа, там нужно прикладывать усилия ума и тела, вот и всё. Как я на прошлой лекции вам сказал, что нужно стараться менять моменты плохого понимания работы. То есть когда вы видите: «Мне вот не нравится ехать на работу. Мне нравится работа, но ехать на работу не нравится». Меняйте, постарайтесь передумать или продумать по-другому, например: «Я еду с людьми в общественном транспорте. Они такие все разные, такие все интересные». Видите, как. И хорошо становится вам. То есть старайтесь как бы не зависать и не обсасывать эту проблему одну, которая у вас возникает, постарайтесь увидеть немножко ее по-другому. Также работа, может быть, не нравится. Вот мне не нравится, мне нравится всё в работе, да, но не нравится заключать договора, это так сложно, нужно кого-то убеждать, нужно кого-то убеждать там в чем-то. Постарайтесь посмотреть на это с другой стороны, подумать и понять, что на самом деле этому человеку очень нужна эта договоренность, она ему в будущем поможет. Вот так можно подумать.

Самооправдание ума

То есть мы должны всячески стараться выписать все проблемы, которые у нас есть, их может быть очень много, но вы не все выпишете, знаете почему? В уме есть такое качество, как самооправдание. Мы об этом поговорим. И поэтому вы всегда будете считать себя гораздо лучше, чем вы являетесь, вот в чем дело. И вас буквально, выпишете буквально две-три вещи, то, что вам не нравится. На самом деле, большинству людям практически всё не нравится: они хотят что-то новое, что-то лучшее.

Пресытился материальным – радуйся тому, что имеешь

Итак, от материальной деятельности, это просто материальной, по-любому придет пресыщение. По-любому. Какая бы работа ни была. Если мы деятельность наш материальная, если мы думаем, деалем как материальную деятельность, там не вкладываем свой дух, то пресыщение придет, знайте, какая бы работа у вас ни была. Даже если будет у вас самая лучшая работа и будут огромные деньги за нее. Она вам всё равно надоест. И поэтому, можно так сказать, никто не удовлетворен тем положением, которое занимает. Ни один человек не удовлетворен тем положением, которое сейчас занимает, он все время хочет большего, лучшего, больше денег, больше того, больше сего. Счастья поэтому и нет. Потому что мы не умеем довольствоваться тем, что имеем.

Попробуйте довольствоваться тем, что вы уже сейчас имеете. Допустим: раньше люди жили в домиках. И многие щас люди думают: раньше было лучше. Так они думают. Раньше просто жили, знаете как? Выходишь, уголь собираешь, толкаешь его в печку, через каждые там шесть часов, потом этот же уголь убираешь, ты весь чумазый. Туалет на улице, душ раз в неделю холодный и, если нагреешь, ой, как сложно нагревать. Теперь смотрите, какое у нас хорошее положение: у нас есть вода в доме! Не надо на речку бегать. Нам освободили время для чего-то большего, да? Но мы его не воспользовались. Щас у нас вода в доме. Раньше люди, чтоб передать какую-то новость, они посылали какого-то человека, которого целый день приходилось ему бегать по всей деревне и одно и то же говорить. Сейчас у вас есть телефоны. Но нам уже это не радует, нам уже чё-то хочется еще. Представьте, что мы с вами аборигены, и нам щас сразу свалилось то, что мы щас имеем.

Вот что у нас щас есть, мы сразу должны увидеть это у себя. Вы были никем. Бомжом в Нью-Йорке или еще где-нибудь. И тут вдруг вам свалилось то, что вот щас вы имеете. Представляете? Можете себе такое представить? Поэтому вы должны быть довольны тем, что вы щас имеете. Если вы недовольны, вы неблагодарны миру, понимаете? Он вам всё дал, всё есть: вода же в доме есть, течет. Правильно? Немножко платить надо за нее, это не страшно, главное, что не надо вам никуда больше ходить за водой. Телевизор есть. Можно развлекаться, не выходя с квартиры. Раньше люди думали: «Вот в воскресенье приедет там цирк. Он приезжает к нам раз в год, и всё село у нас собирается, и целыми днями ждут, когда же они приедут, когда же». Вам сделали телевизор, он стоит дома, и там не только одна программа, не только один цирк. Там всё что угодно, любые развлечения.

Вот видите, мы неблагодарны. Он нам дал дома такие замечательные, где в каждом доме еще много людей, с ними можно пойти пообщаться, подружиться. Нам дал мир машины, мы можем кататься с огромной скоростью. Представляете, сколько всего уникального? Но мы неблагодарны, нам хочется еще чего-то, еще чего-то, почему? Потому что усталость ума. А усталость идет от загрязнения ума. Ум пресытился. Это пресыщение всему, это уже проблема, это болезнь. Пресыщение ума – это болезнь. Как это сказать? Если вы уже пресытились чем-то, запомните. И хотите че-то новенькое, понимаете? И, как только новенькое получаете, вы уже пресытились. Ко всему. Если у вас ум загрязнился, вы уже ко всему пресытились. Это вас новая вещь не спасет. Она у вас раз! – появилась, и некоторые люди, они просто целыми днями ходят по магазинам. И психологи выяснили: нужно просто делать такие большие магазины, где сразу всё. Так будет лучше. И люди часто гуляют по большим магазинам. Даже если у них нет денег. Слава Богу, добрые банки, видите, опять надо благодарить банки, они дали возможность людям покупать даже то, что они не могут себе позволить.

И это склонность ума: то есть если вы вдруг чего-то хотите, еще хотите, еще хотите, то посмотрите, что вы уже имеете, вот в чем дело. Потому что вдруг вы это уже имеете. Даже часто люди меняют лучшее на худшее, вот даже такое бывает. Потому что пресыщение есть, у нас есть пресыщение, к пище есть пресыщение, к продуктам питания определенным. Раньше люди любили что-то одно, щас уже другое. К вещам есть пресыщение.

Откуда берется мода?

Поэтому пресыщение возникает, появилась такая вещь, как мода. У людей пресыщение есть, да, уже не знают, что им надо, поэтому появляется мода. Там им говорят, что им надо. Понимаете хитрость? Там им рассказывает: вот это вам надо, это мода, это щас модно. Раньше люди придумали утюг. Для чего? Чтоб одежда была красивой и немятой. А щас всё наоборот: щас специально одежду продают мятую, люди довольны. Скоро придумают нестиранную одежду продавать. Зачем нужны стиральные машины? И грязную такую. А, ну да, уже джинсы такие специально там мнут, чем-то мажут, даже режут. Там везде дырки. Это говорит о том, что пресыщение. Мода, вот эти все вот эти извращения, которые существуют, - это говорит о том, что пресыщение. Даже если вы наденете на себя такие мятые, грязные, рваные джинсы, всё равно вы будете несчастным. Вы захотите че-то новое. И вы будете листать эти журналы такими пачками и смотреть: что же новое, что же новое надеть? Вот так может быть.

И потом, что нужно делать? Покупать же. Это, если просто посмотреть, это одно дело. Вы посмотрели, ум запланировал: мне бы такую. Или просто позавидовали, ум запланировал: мне бы такую. Всё. Он вам спать спокойно не даст. Все вы это знаете. Вот в чем проблема. И как сложно реально! Ты даже всё знаешь: нужно его контролировать, ты уже всё понимаешь, что нужно его как-то обуздать, потому что у меня уже целый гардероб, там, допустим, каких-то вещей. Вот еще одна красивая. А на те мы даже не смотрим, они висят. Раньше, например, в коммунистические времена, были одни трусы для мужчин. А, две разновидности: синие и черные. Всё. Было всё просто. Люди себе мозги не парили. Просто приходили и брали. И так же один вид носков был. Всё было просто. И не дай Бог кто-то что провезет из Запада. Это будет сразу цениться.

От духовной практики не устают

Это усталость ума. И часто бывает… То есть на самом деле мы не устаем. Мы устаем сами от себя, вот в чем дело. И часто даже люди не могут спать. И во сне часто даже человек устает. Когда много снится то, что он хочет, или он участвует в каких-то делах. По большому счету, если мы занимаемся какой-то деятельностью и называем ее духовной, но при этом от нее устаем, знайте: это материальная деятельность. Вот такой простой критерий. Если вы говорите: «Я занимаюсь духовной практикой», - но при этом устаете, - она еще не духовная. Вы еще только с умом разбираетесь, и потом только переключитесь на духовную практику.

И в основном люди говорят: «Не думайте о материальном». Да, вот я щас говорю: «Не думайте о материальном». Это подобно тому, как сказать: «Не думайте о красном попугайчике. Не думайте, пожалуйста, сейчас о красном попугайчике. Пожалуйста, не думайте о нем» (смеется). И в итоге что будет? В итоге вы будете думать о красном попугайчике. Так устроена реклама. И любая реклама, как хорошая, так и плохая, но она приведет вас к покупке этого предмета. Например: «Минздрав предупреждает: курение опасно, алкоголь опасен». Человек: «Надо попробовать». На самом деле, он даже не думает – надо попробовать, просто, как я вам уже сказал, простой критерий: если 30 раз услышали, ум воспринимает как свое, вы будете пить эту гадость, она будет травить ваш организм. И что дальше будет? И чтобы так, чтобы вам слишком больно не было так жить, с каким-то, то ваш ум начинает сам оправдываться, говорит: «Нет, все-таки врачи где-то там сказали, что, допустим, пиво хорошо влияет на сердце и на печень. В нормальных количествах – две бутылки в день. Если ему две бутылки не хватает, ум сам себе придумывает самооправдание, скажет: «Три бутылки – это нормально. Для меня вот, для всех не может быть равного, для меня я могу и три бутылки. Потом четыре бутылки, пять бутылок, шесть бутылок.

На самом деле, реклама алкоголя и сигарет – это настоящий геноцид. Просто законный. Просто узаконили и еще на этом зарабатывают деньги. То есть, смотрите, раньше убивали, тратили свои деньги, сейчас людей убивают, уничтожают, и еще на этом зарабатывают деньги, потому что мы покупаем какие-то плохие товары. Это всё свойства нашего ума. Поэтому мы должны за собой наблюдать. И самый лучший психолог тот, кто внимателен, тот, кто умеет наблюдать за собой и за другими.

Мы учимся только на своих ошибках

Часто люди говорят: «Мы учимся на ошибок других. Мы учимся на ошибках других». Так вот, это неверное утверждение. Нет ни одного человека, который учится на ошибках других. Нет ни одного человека, который учится на ошибках других. Знаете, почему? Если бы кто-то из вас, вот хотя бы один человек, сказал: «Я умею учиться на ошибках других», - тогда бы я ему сказал, что он совершенная личность. Потому что ошибок мы видим много. Мы видим много проблем. Если б мы учились по-настоящему над ошибками других, мы бы уже были совершенными. Вот такая хитрость. И мы сами себя обманываем: «Я учусь на ошибках других», - ну, ничё подобного! Мы не учимся на ошибках. Итак, поэтому, по большому счету, пока человек не поймет истину, он все равно будет о материальном, то есть будет думать о материальном.

Поэтому нужно стремиться понять истину. И для начала надо знание, оно дает силу. Оно дает понимание. Но еще не дает возможности, не дает вам силу, силу воли, чтоб это преодолеть. Допустим, вы захотели что-то, и вы понимаете, что у вас этого «что-то» в гардеробе много. Но вы захотели. Что дальше происходит? И вы понимаете, вы слышали лекцию, что это всё ум, он просто хочет наслаждаться. На самом деле у меня это всё есть. Вам тяжело, и в конце концов, в конце концов ум вас убеждает: «Покупай». И вы покупаете, но вы боролись, понимаете? Вы немножко боролись. Люди есть, которые вообще не борются. И, чем больше борьбы, тем больше силы. Мы все знаем: если борец борется один раз и проигрывает, он разочаровывается и говорит: «Всё, я не борец», - то так он ниче не достигает. «Борец» означает: я попробовал, меня победили, я еще раз попробовал, меня победили, десять раундов проиграл и в конце концов выиграл. Вот это называется борец. Любая духовная практика помогает. Поэтому я не говорю, что не думайте о материальном. Невозможно не думать о материальном, нужна альтернатива, другие мысли должны быть, и эти мысли, они должны быть направлены на духовные темы. Духовные темы, они связаны с Богом, связаны с душой, с самореализацией, с йогой, с истиной и даже со Вселенной. Хотя бы понять, расширить свое сознание.

В доме сознания – четыре стены

И в доме нашего сознания должны быть четыре стены, чтоб человек ощутил счастье. Четыре стены: социальная, запишите себе, социальная. Шо такое социальная? Это умение вести себя в социуме, то есть в обществе. Также должна быть стена интеллектуальная, то есть мы должны немножечко что-то изучать, что-то читать, анализировать. Третья стена физическая, то есть мы должны все-таки понять: тело – оно есть, вот это физическое, да? Мы не должны про него забывать, иначе оно заболеет, и вы уже не сможете видеть свою социальную стену, потому что друзей будет мало, вы будете в больнице лежать, и интеллектуально вы не сможете заниматься, потому что всё тело болит, вот в чем дело. И последняя, четвертая, стена – это духовная. Четыре стены: социальная, интеллектуальная, физическая и духовная. Некоторые говорят – материалисты: «Духовной не надо, это всё промывка мозгов. Или еще что-то, или секта, или еще что-то», - он сам себе говорит. У него будут проблемы.

Есть духовные люди, которые говорят: «От материального откажитесь! Выбросьте всё мясо из холодильника. Нужно только духовное!». Итак, в итоге физическое тело начинает страдать, уже духовностью тяжело заниматься, когда вы не можете сидеть нормально, у вас там че-то болит, голова болит, у вас астма началась, там еле ходите, сидите на коляске, понимаете? Всё, вы духовной практикой не сможете заниматься. Социальная: да где вы жить-то будете? В лесу, что ли? Большинство из вас не готовы жить в лесу. Интеллектуально: если духовная личность не будет немножко развиваться, то у нее будет, ну, думать, то у нее, немножко не будет думать, то это будет просто фанатизм: «Там написано, и всё. Я сам не знаю, там сказано, и всё. Не убий, и всё. Кого не убий? Так только этих, а этих можно. И всё. Видите, как? Интеллектуально, если не понимают, что значит «не убий» - значит вообще никого не убивай. Правильно? Почему одного можно, другого нельзя? Кто решает этот вопрос?

Человек бегает, сейчас на самом деле я вам скажу такую истину: люди щас хуже животных. Давайте возьмем, к примеру, собак. Я наблюдал за собаками специально, шоб сравнить их с человеком. Смотрите: человек живет – собака живет, человек кушает – собака кушает, человек совокупляется – собака тоже это делает, да? Но я никогда не видел, чтоб собака убивала другую собаку. Она может покусать, они разойдутся, они подерутся даже. Но, как правило, никогда не бывает, если бывает, это редкий случай, когда собаки друг друга убивают. Если же, конечно, люди их специально на это не делают, ну, там такие есть выступления собак. Так люди друг друга убивают. Собака откровенно говорит: «Не подходи к моей кормушке, я тебя щас укушу», - и всё. Люди обманывают, еще как, причем на много – на много миллионов долларов. Не на кусочек пищи, который стоит там – буханка хлеба… То есть люди сейчас хуже, чем животные. Так кого лучше убивать? Есть такой принцип «не убий». Люди часто говорят: «не убий» относится к человеку, - так вот, людей-то нету уже, человека-то трудно найти сейчас. Собаки бывают более человечны, чем люди. Потому что люди не только себя убивают, они убивают окружающую среду, они убивают животных, они непонятно кого едят, представляете? Поэтому принцип уже не работает. Оказывается, людей надо уничтожать – можно так подумать. А животных не надо, у них гармония с природой, одни друг друга поедают, чтобы тот вид не увеличился слишком много. На самом деле животные нас защищают. А то как саранча налетит на поля Америки и всё съест. Скоро и до нас долетит, допустим, такой пример.

Поэтому по большому слу… по большому смыслу, человек должен иметь четыре стены, не одну. Часто люди, когда проблема с материальным, они думают: всё, я от всего отказываюсь, иду в духовное. Это проблема. Он там побудет 10 лет, 20 лет, в итоге он обратно вернется, но уже к разбитому корыту. Мы не должны слушать тех людей, которые нам говорят: «Духовное превыше всего!» - или, - «Материальное превыше всего! Занимайся бизнесом, всё остальное чушь!». И у тех, и у других будут проблемы. И вы должны все знать, должно быть четыре стены. Вы должны немножечко работать интеллектуально, слушать что-то, изучать что-то. Если вы это прекратите, у вас будут проблемы, вы начнете тупеть, реально тупеть, и на вас легко будет повлиять. Вы сами себя уничтожите. Как я вам рассказывал на первой лекции, сам человек сам себе будет врагом. Мы выяснили, что если не контролируется ум, то мы сами себе вредим, причем очень сильно.

Память оперативная и глубинная

Итак, наш с вами ум имеет активную и пассивную природу. Активную и пассивную природу. И все мы знаем, что такое память, да? Так вот, память – это умение сохранять информацию. И у памяти есть две, две составляющие: это глубинная память и активная память, или оперативная. То, что сейчас. Глубинная наша память - это означает подсознательная память. Можно также сказать, кто не понимает, - подсознательная память. Итак, что такое активная память, или операционная память? Это то, что происходит, то, что вы осознаёте, то, что проявлено именно сейчас у вас. То, что вы осознаёте именно сейчас, то есть: вы себя осознаёте, что вы слушаете меня сейчас, в данный момент. Вы осознаёте, что вы там женщина или мужчина, вы осознаёте, в какой вы именно одежде или, по крайней мере, что в одежде, вот так вы можете осознавать себя, что я в одежде. Ну, и так далее. Вы осознаёте себя до какой-то степени. Это называется активная, оперативная такая память. Если вдруг вы забудете, что вы человек, да, вы можете ни с того, ни с сего проснуться и подумать, а кто я? То есть вы забыли. Поэтому оперативная, или активная, память – это то, что вы сейчас есть. Вы себя точно установите. Если [неразборчиво] «Кто вы?», - вы скажете: «Меня зовут так». Если вдруг вы это забыли, вы будете вспоминать: «Кто я? Подожди, я забыл».

И существует глубинная память, или подсознательная память. Допустим: «Как этого человека зовут? Надо вспомнить». То есть, понимаете, информация зашла уже в глубинную память, и вы пытаетесь вытащить ее, вспомнить. Вот такой хитрый момент. Вы пытаетесь ее вспомнить. И, чем дальше эта информация была, и чем меньше ее повторяли в течение жизни, тем она забывается вообще. То есть мы пытаемся достать из глубинной памяти. То есть, даже если было это очень давно, даже в детстве, знайте, что вы можете ее достать, сами, без гипнотизера. С гипнотизером проще, но вы в это сами уже не поверите. Когда вы сами достаете, с помощью своей силы, вы точно знаете, что это с вами было. Почему в глубинную память всё отходит? То, что вам щас не нужно, в данный момент, всё откладывается в глубинную память, или подсознательную память. То, что в данный момент не нужно. Для чего это делается? Чтоб ваша активная память была немножко разгружена. Ваша активная память, или оперативная память, была немножко разгружена, чтоб вам было легче жить, чтоб вы в конце концов заметили, что небо есть, понимаете, в чем хитрость? Поэтому вот то, что не нужно в данный момент, сейчас, и завтра не нужно будет, хранится буквально три дня, если вы один раз что-то услышали, хранится три дня. Потом это всё откладывается туда. Это нужно для того, чтоб вы, вам было легче жить, чтоб вы могли немножечко, у вас крутились мозги чуть-чуть. Чтоб вы воспринимали мир.

Поэтому так и говорится: повторенье – мать ученья. Если вы хотите что-то запомнить, нужно повторять. И нужно запоминать огромные стихи. Я уже говорил, просто вы повторяете каждый день в течение 30 дней. Вы можете наизусть потом всё это воспроизвести. Даже не уча, просто так повторяя, просто повторяя, у вас заходит, и вы это начинаете уже помнить. Если у человека перегружается оперативная память, или активная память, человеку трудно понимать, кто он на самом деле. То есть он начинает раздваиваться. У него начинается состояние тяжести в голове и может начаться начальная стадия шизофрении. Когда он много всего знает, и это всё пошло вовнутрь, может начаться стадия некоторой шизофрении. И тогда что делают врачи? Они вкалывают ему определенные вещества, которые что делают? Что он всё забывает, он засыпает. И сон для таких людей – хорошее лекарство, почему? Потому что когда сон есть, то человек себя не осознает, особенно наркотический такой сон, когда таблетки дают человеку, он засыпает, и он себя перестает осознавать. То есть когда человек пытается всё сразу осознать, очень много информации вот здесь, наверху, в активной памяти, он может сойти с ума. Поэтому есть несколько вариантов: это такие таблетки, которые человек засыпает, ему становится легче, и есть таблетки, которые отупляют, он забывает, кто он: «Подожди! Какое седня число?». Вот так бывает. Какое сегодня число? Он уже не помнит, сколько он уже в этой психушке сидит. Может быть, уже 20 лет.

Мы помним эту жизнь и прошлые

Но, что самое интересное, в нашей подсознательной памяти находится вся информация, которую только вы видели, которую вы только слышали. Вся информа… она сидит там, внутри. Поэтому часто ученые говорят, что мы не используем свой разум, ну, как бы свое сознание на сто процентов. Мы используем его всего на семь процентов. Вся эта информация, которую мы видели, просто даже видели и не обратили внимания, всё это оста… находится там. Вы можете вернуться к этому и увидеть всё это, как было. То есть всё это закладывается в подсознательную память, всё это там есть, и даже там есть информация о прошлой нашей жизни. Вы можете сказать: «Я не помню своей прошлой жизни, поэтому ее нет». Это всё сказки. Востока. Сказки сто одной ночи, что-то в этом роде. На самом деле, мы не помним свое детство. Это означает, у вас детства не было. Вы родились приблизительно в 25 лет – то, что мы сейчас помним. Детства у вас не было. Понимаете, если вы забыли про детство, это не означает, что его не было. Это означает, что это было очень давно, и вся эта информация ушла в подсознательную сферу ума. Вы можете вспомнить при определенных стрессах, при определенных обстоятельствах, вдруг вы проходили то место, где вы когда-то давным-давно играли в футбол. Вы тут раз – вспомнили: «Я играл в футбол в такое-то время». Вы… так бы вы не вспомнили, если бы я вас спросил, понимаете, в чем хитрость? Вот в чем дело, оказывается, возможно, что мы с вами жили много-много раз. В различных телах.

Мы с вами определили, что ум, разум, эго – это всё тонкая сфера, тонкое тело наше, или линга шарира – тонкое тело. Оно не уничтожается с уничтожением этого грубого тела. Оно переходит в другое тело. Если тело не дают, человек становится духом. Он летает где-то там, кого-то, пугает всех. Итак. И сейчас очень модно лезть в прошлую жизнь. Залезать в прошлую жизнь через гипноз, всяческие тренинги. И есть даже такая идея в современной психологии: пока ты не решишь проблемы прошлой жизни, настоящего у тебя не будет нормально, потому что те проблемы, которые ты совершил в прошлой жизни, мешают тебе реализоваться в этой жизни. Вот такие есть течения. И человек погружается в гипноз всё дальше, дальше, дальше, раз ! –в утробе матери первый стресс такой страшный. «Ой, как же так, меня начинают выталкивать какие-то воздушные потоки, и вдруг я попадаю в непонятное место, непривычное для меня, какое-то светлое слишком, яркое, ослепительное. Где как-то холодно», - так человек себя… и первый стресс во время родов. И люди погружаются в ванну с водой в таком скрюченном виде и долго там сидят, чтобы понять, как им было тяжело в утробе матери. Чтобы как-то попытаться в этой ситуации решить эту проблему, которая была у них в детстве. Некоторые лезут в прошлую жизнь, туда аж, пытаются вспомнить.

Не лезьте в прошлую жизнь!

Так вот, оказывается, всё просто. Можно так сказать: психические силы человека рассчитаны на эту жизнь, чтоб решить проблемы этой жизни. Наши с вами силы рассчитаны на то, чтоб решить проблемы этой жизни. Если мы полезем в прошлую жизнь, мы не сможем решить. Как пример простой: вдруг вы в прошлой жизни, вы щас женщина, а вдруг в прошлой жизни вы были мужчиной. Как, будучи женщиной в этой жизни, вы сможете решить мужские проблемы? Даже проблемы разные у женщин и мужчин. А вдруг у вас стресс начался из-за того, что у вас какой-то орган не работает? А вы щас в другом уже теле, то есть такой грубый пример, понимаете, в чем хитрость? Как можно решить проблему, если вы щас мужчина, а у вас были женские проблемы в той жизни. А, да если даже проблемы-то, вы увидите эти проблемы, вы их решить-то не сможете, знаете, почему? Всё просто: мы даже эти проблемы не можем решить, которые в этой жизни, их много, мы даже эти проблемы не можем решить. Куда мы лезем? Как это потом свалится на нас всё? Как нам страшно станет, как тяжело нам станет. Многие так и не возвращаются, потому что не хотят снова видеть проблемы, они остаются в детском возрасте.

Был такой дядя-верзила, его погрузили в детство, чтобы он решил детскую проблему. н нечаянно прыгнул с трамплина и головой задел табурет, с которого прыгал. Ему нужно решить эту проблему. И он погружается в детство, такой человек, его погружают в гипнотический сон. Он видит, как он прыгал в детстве там с трамплина, да? И как классно там было, ни каких проблем не было, не нужно было работать. И потом, когда его гипнотизер пытается обратно затащить, он говорит: «Зачем? Тут так хорошо. Нет таких проблем, там не надо на работу идти. Там у меня куча долгов, куча кредитов, там меня не понимают, и никому этот бизнес вообще не нужен». И он остается там. Сознание начинает сопротивляться, и гипнотизер не сможет его вытащить. Такой дядя, с такими плечами – сознание ребенка. «А-а-а, - такой, сделал, - а-а-а». Ему хорошо. Таких случаев много. Потому что человек не готов был к этому.

Так вот, правильная работа с подсознанием проста: это одухотворение нашего сознания в настоящий момент, а не лезть в прошлое. В настоящий момент если мы меняемся, меняется наше будущее и меняется наше прошлое. То есть, если в настоящий момент мы занимаемся самосознанием, работаем над своими качествами, то одновременно вы блокируете свои прошлые проблемы и постепенно избавляетесь от них. Это правильная методика, о которой говорит ведическая традиция.

В прошлом были великие йоги. Они могли вам показать не прошло… не просто вашу прошлую жизнь, они могли вам создать иллюзию такую. Он вас погружает в иллюзию, и вы живете, что… бы… Ну, там был такой случай, я сейчас не помню, полностью, ну, всё просто. К одному йогу пришел мужчина, который захотел понять женщин. И йог создал ему иллюзию. Он стал, вот реально вот, в таком теле он вдруг стал женщиной. И он ходил туда, у него появился муж, прошло пять лет в такой иллюзии, представляете? У нее, точнее, у него, будучи в женском теле, уже появились дети, они выросли, состарились, и он уже состарился, и вдруг раз! – он появился мужчиной молодым в тот момент. То есть йог создал ему иллюзию, в которой прошло 60 лет буквально за каких-то пять минут. И он в них прожил такую жизнь, представляете? Вот такие бывают йоги.

Так вот, эти йоги, они вообще говорят, что зачем туда лезть? Задавит. Поэтому правильное решение проблемы – это сейчас надо меняться, в настоящий момент. Когда мы меняемся в настоящий момент, наша прошлая карма, или прошлые проблемы, они очищаются, и у нас будет хорошее будущее, потому что мы в настоящий момент действуем правильно.

Как одухотворить сознание?

Одухотворение сознания – это направление нашего сознания на высшее сознание, то есть на Бога. На духовные вещи, такие, как душа и Бог. Тогда человек одухотворяется. Потому что только самое чистое, самое сильное может нас очистить. В нас появляется… Это молитвы, пожалуйста. Это медитация. Это карма, карма-йога, то есть работа ради высшего. Работа ради помощи, работа ради, деятельность ради высшего, направленная на помощь, на давание знания людям, это всё делает так, что вы улучшаетесь. Также такие вещи, как рытье колодцев, сажание деревьев, даже очистка территории, являются хорошей, благочестивой деятельностью, которая приносит нам хорошие плоды.

И люди думают: «Я думаю о Боге. Всё, я занимаюсь духовной деятельностью». И перед носом у него человек страдает. Это означает, человек сам себя обманывает. Такое тоже можно видеть, что часто духовное людям по барабану, что творится. До конца это неверно. Если человек почувствовал божественное, он не может проходить и быть, как говорят: «Ему всё по барабану». Не может просто пройти и сказать: «А, там Бог сам разберется, я пошел о Боге думать», - это не совсем правильно.

Итак, все наши плохие качества, на самом деле: там гнев, зависть, вожделение – всё, что вы можете себе придумать, - они очень крепко сидят в подсознании. Они очень крепко растут там, приросли корнями. И часто человек может бороться на протяжении всей своей жизни с каким-то плохим качеством, оно всё время вылазит, вылазит, или прорастает, в сознании. Только эффективные медитационные практики, направленные на божественное, на чистоту, на Бога, на душу, они по-настоящему начинают проникать также в подсознание и уничтожать вот эти сорняки плохих качеств, которые находятся у нас в глубинной памяти. И в глубинной памяти, почему я говорю, что вы сами себя не знаете, всё очень просто: вот щас вы живете, всё нормально, и вдруг вы замечаете, что у вас появилось то или иное качество. Вы были нормальным, и вдруг у вас появилось очень много гнева. Так вот, гнев уже был, просто он пророс оттуда. Он просто проявился, потому что появились обстоятельства. Вам стали грубить, у вас вдруг гнев появился. Поэтому каждый человек себя не знает. У меня был друг, который, представляете, был таким тихеньким и никогда особо себя не проявлял. И однажды его просто достали на улице какие-то хулиганы, и он вышел из себя, и он просто начал их избивать с огромной жестокостью. Хотя до этого у него такого никогда не было, он [неразборчиво] «Только бы ой…», - представляете? И потом вошел во вкус. То есть у него не было никогда гнева такого, потом он вошел во вкус, у него такое проявилось. Это у него было в подсознании, оно просто проросло. Поэтому мы не знаем друг друга. То есть мы не знаем сами себя, а шо там сидит. При определенных обстоятельствах это может всё проявиться. Всё – проявиться.

Самскары

И что же это такое там, внутри? На санскрите это «внутри» называется самскары. Самскара. «Самскара» можно перевести как «собственное» или «впечатление». Самскара буквально – впечатление, которое у вас там сидит. Это самскара. И каждая мысль, которая у вас возникает, каждое действие, оно проникает внутрь и откладывается. Это, то, что отложено, называется самскара. Вот так можно сказать. То, что откладывается, - это самскара. Допустим, у вас здесь ездит троллейбус. Вы зашли в троллейбус и решили не оплатить, не купить себе талончик. И всё было нормально, контролеров не было. У вас откладывается туда, вовнутрь, в ум, самскара: «Я проехал бесплатно, и меня не оштрафовали». Так вот, в следующий раз, когда вы поедете на трамвае, вам будет сложно оплатить. Почему? Потому что вы один раз уже, у вас впечатление уже сидит, что вы проехались и не оплатили. Это называется самскара. Когда вы в следующий раз поедете, вы уже будете долго думать: стоит оплачивать или не стоит? Потому что уже такое есть. И, чем больше вы не оплачиваете, тем больше не хочется платить, вот в чем дело. Так же со всем.

И однажды вас оштрафуют. И тогда у вас появляется новая самскара: «Меня могут оштрафовать». И в этот момент, в следующий раз, когда вы опять едете, начинают бороться две самскары. Одна: «Возможно, не будет контролера», другая: «Может, будет». И какой самскары больше по количеству, та и выигрывает. Если вы слишком много ездили на трамвае и много раз вас не штрафовали, это большая самскара. Если один раз оштрафовали – это совсем маленькая. В итоге вы просто посчитаете и поймете: вам выгодней ездить бесплатно. И это какая-то мелочь, правда? Это мелочь. Но эта мелочь находится внутри как самскара, то есть такое впечатление. И она потом лезет еще больше, она растет-растет-растет, и вдруг вы выясняете, что вы еще и за электричество не оплатили в доме. И вообще вы не хотите ни за что платить. Потому что внутри самскары вот эта привычка, она есть, она зародилась, хотя мы это не отследили, просто не отследили. Мы подумали: «Как классно я обманул государство, проехал бесплатно». На самом деле это огромный вред вашей психике может принести. Может принести. Потому что потом вдруг вы не захотите вообще ни за что платить. Как говорят в России, на халяву всё. И бывшие – СНГ – любят на халяву. Поэтому, когда приезжают в другие страны, они часто обманывают всячески, потому что есть привычка.

Вот это называется самскара. Так вот, всё остальное – то же самое. Всё остальное – то же самое. Проехали один раз на красный свет – это не уходит. Один раз проехали на красный свет – вас не оштрафовали. И всё остальное так же. Один раз сказали плохое кому-то – в следующий раз вам будет легче сказать еще раз плохое. Много раз говорите плохое людям – эта самскара увеличивается, и вы уже просто вот так направо-налево всем плохое говорите. И не чувствуете совести, потому что другой самскары, хорошей, нету уже. Совесть ушла, потому что ее просто в уме не осталось, вот в чем дело. Поэтому так это всё в уме происходит, и наша с вами задача – уметь наблюдать за умом.

Всё, что вы делаете сейчас, вы делаете за счет этих самскар на самом деле. Всё, что вы щас вообще делаете и как вы живете, всё это на самом деле идет оттуда. Вот такой момент. Вы не можете поступать иначе, нежели как там всё сидит. Никак иначе. У вас нет варианта, вы поступаете по самскарам. Как они там сидят, так вы и поступаете. Чем больше одной самскары, так вы в основном и поступаете. И эти самскары есть плохие, есть хорошие. Если много плохих самскар – можете себе представить ум таким кругом, - и там есть такие самскары. Их много, на всё причем. Вас ударили по голове, вы поскользнулись на дороге – всё что угодно может быть.

Болезни – от плохих самскар

И у вас от этих самскар потом могут появиться страхи. Страхов моет быть очень много. И каждая самскара вот эта, или плохая, или хорошая самскара, она потом проявляется на грубое тело. То, что сидит внутри, оно в конце концов проявляется на грубом теле. И болезни – это проявление самскар, или плохих впечатлений, или плохих вот этих шаров, которые в уме сидят. Это болезни. Они проявляются, то есть человек, по заслугам ему дается, то есть чё-то сделал плохое, по-любому получит плохое. Поэтому есть болезни. Болезнь – это не плохо. Болезнь – это знак – что-то мы не так делаем. А люди привыкли кушать таблеточки. И мы знаем, что таблеточки не помогают. Мы знаем, что такое, если человек чем-то заболел… То есть одна и та же болезнь человека может преследовать на протяжении тридцати – двадцати лет, а то и всю жизнь. Одна и та же болезнь, и у человека уже всегда в кармане таблеточки. Куда бы он ни поехал, он берет с собой определенные таблеточки. То есть, она вроде вылечивается, вдруг опять появляется, опять вылечивается – появляется. То есть корень находится внутри подсознания. Что-то мы не так делаем постоянно.

Как я вам рассказывал на прошлой лекции про то, как человек ударил молотком себе по пальцу. Еще раз ударили – палец заживает. Десять раз ударили – надо идти к врачу. То есть мы что-то делаем постоянно не так, поэтому возникает проблема.

Семя, росток и дерево

Итак, и вот эти самскары, они бывают двух видов: они в форме семени бывают. То есть они просто находятся, но еще не проросли. Они где-то там глубоко сидят. Называются биджа, или в виде семени, то есть они еще не проросли. А есть самскары, которые уже проросли. Так вот, медицинские препараты, они не меняют наши самскары. Они просто убирают следствия. Но это не означает, что их не надо употреблять, потому что есть болезни по глупости. Надо вылечиться, и больше они так и не придут. Мы знаем, что многие болезни, они пришли, и больше мы их не видели. Поэтому нужны лечиться. По глупости означает – я вышел, забыл одежду надеть. Зимой вышел голый и заболел. Это по глупости.

Пока человек не поймет причину своих проблем, он до конца от них не вылечится, не вылечивается. Поэтому есть такое понятие, как хронические заболевания. Итак, человек бросил курить, допустим, да? Человек бросил курить. Можно сказать, что он как бы убрал курение из своего сознания, так как он бросил курить. Но подсознание, если он много раз курил, много раз курил, и ему это нравилось, да, вот что главный момент, да, если вам это нравилось, и вы очень много курили, и вдруг через 20 лет решили бросить, потому что вам что-то там сказали, новая информация в ум зашла, и вы решили увеличить новую самскару, что курить – это плохо. Вам будет очень сложно побороться с той самскарой, которая уже 20 лет у вас сидит и растет. В виде таком – ростке, - то есть это семя, оно проросло, чем больше росток, тем тяжелее его, знаете, выдернуть. Вот как дерево такое. И бывают самскары в виде дерева, которое вырвать практически невозможно. Можно спилить, то есть не курить. Можно не курить. «Я бросил, - люди говорят, - я бросил». Раз – через год опять начал. Он спилил дерево, оно опять проросло. Нужно убрать корень. Пока мы корень не уберем, всё это будет бесполезно.

Понимаете теперь процессы нашего сознания, что там творится вообще? Если вдруг вы один раз пришли домой, и там начался хороший фильм в десять часов вечера, и вы покушали бутерброды в этот момент. Если фильм очень хороший, знайте: отложилось впечатление, или самскара. Так классно! И вдруг вы замечаете, что каждый вечер начинаете кушать одни и те же бутерброды и смотреть уже не тот фильм, но бутерброды уже – костяк. Фильма уже такого нет хорошего, вы пытаетесь новый фильм купить, новый фильм купить, но бутерброды уже проще сделать. И человек уже не может отказаться от бутербродов на ночь. По 6 – 7 штук съедает.

Щас уже по-другому: чипсы и пиво. И если вдруг вы поедете там в Россию и на Украину, вы удивитесь, что женщины, даже красивые, идут с сигаретой и пивом. Везде практически. Так вот, знаете, почему люди пьют пиво? Не потому что пиво лучше стало, раньше пиво было лучше (подавляет смех), потому что самскара сидит, впечатление: «У нас классная компания, и мы классно выпили». Всё.

И такому человеку можно избавиться двояко: первое – переосмыслить, а второе – отпоить его так, чтобы было так плохо ему, тогда у него есть шанс. То есть если так каждый раз делать – он хочет пива, и отпоить его, чтоб ему плохо было, смешать там вино с пивом, чтоб ему там вырывало его там, и так каждый раз делать – он вылечивается. У него новая самскара появляется: «Щас опять начнут пить пиво, подойдет мой друг, опять отпоит просто!». И всё. Друг должен быть всё время рядом. Иначе он – раз! – у него еще самскара та сидит: «Классно выпивать, по чуть-чуть…». Он где-то в подъезде: буль-буль-буль, друг пришел, понюхал – ага. Давай. И заливает ему побольше. И знаете, можно так вылечить, нет проблем.

Итак. Поэтому вам говорят: «Меняйте свой характер!». А как вы будете его менять? Вот в чем дело. «Надо улучшить свой характер». Шансов нет, почему? Потому что вот эти самскары мешают. «Вставать рано утром!» - вам говорят. Вы пытаетесь – не получается, пытаетесь – не получается, а, ладно! И забыли. «Не кушайте на ночь!» - и забыли. И всё хорошо, понимаете? Пока эти самскары не вырвать, пока их оттуда не убрать, это всё будет продолжаться, продолжаться и продолжаться. И те же самые ситуации с нами будут продолжаться, продолжаться и продолжаться.

Сильная самскара вытесняет слабую

Поэтому я с самого начала говорил, что нужно заниматься, одухотворять сознание. Что это означает? Нам нужна новая самскара. Как бороться с теми самскарами? Нам нужна новая самскара, более сильная самскара, которая будет сильнее тех самскар-впечатлений. И тогда, даже та, которая захочет вылезти, ей скажет: «Подожди, не надо глупостей». Всё, та еще меньше стала. Она еще раз: «Ну, давай, еще раз попробуем, может быть, все-таки на этот раз пиво будет классным, и мне будет классно!». Та скажет: «Да глупости это всё». Она раз – опять. Она, та самскара, уже совсем маленькая стала, говорит: «Давай, там новое пиво появилось, давай хоть глоточек вот пригуби! – вот так часто говорят, да? – Просто пригуби!». Всё, не надо пить, не надо пить, просто пригуби! Всё, это та маленькая самскара, которая пытается реализовать свое желание, свое впечатление из прошлого. Если вам говорят: «Пригуби», - это плохо. Не позволяйте, скажите: «А зачем? Если пить, так пить, и всё». А если не пить, так и не пить вообще, зачем там пригубить, я не знаю. Вот и всё.

«Вино хорошо, да? Просто из сока». Просто начинают с вина, может начаться всё с вина, потом идет алкоголь, потом постепенно заходит, заходит, он расслабляет сознание как-то, у-у! Спокойнее стало. И у человека всё есть: у него есть жена, у него есть работа, у него есть бизнес, всё нормально. И он вино пьет. Допустим, такой пример, да. Я щас не говорю, пить вам или не пить, мы просто обсуждаем, шо там полезно, что неполезно, есть разные мнения. Сам принцип. Смотрите: и потом человек теряет работу – такие случаи часто бывают, - и даже теряет жену. Где-то там, далеко, по дороге домой. И представляете, и он просто спивается. Вот в чем дело. То есть даже маленькое количество алкоголя может быть опасно, почему? Потому что это самскара. С алкоголем отношения простые: выпил – и легче стало на время. Поэтому, когда возникают серьезные проблемы, даже человек, который считает, что я никогда не буду алкоголиком, он может стать алкоголиком – я таких встречал очень много. Он никогда бы не подумал, что стал алкоголиком, а теперь он не может ниче сделать с этим. Это называется самскара, то есть я вам сейчас показал, как работают самскары не для того, чтоб вы сейчас думали: пить – не пить, пить – не пить – это ваше дело, вам пить или не пить.

И нам нужно увеличить хорошую самскару, тогда у нас появляется воля и сила, чтоб противодействовать маленьким и злобным, плохим самскарам. И поэтому любая концентрация на духовном, любое чистое знание, любая молитва, любая свечка, поставленная с правильным умонастроением в церкви или в храме… Не просто поставили, ладно там, глядишь, легче станет, нет, вот с правильным сердцем, с чистым сердцем, оно дает силу. Вот в чем дело. Любые мысли о духовном, о чистом, о мире, оно дает силу. Оно увеличивает силу. И в какой-то момент у вас не получается вставать рано, у вас только получается кушать на ночь, в основном, то знайте: когда-то это кончится. На самом деле, не так страшно, когда вы устаете, главное, что там, как вы себя ведете.

Для людей есть разное время: некоторые спят семь часов, некоторые восемь. Но, если вы встаете более-менее раньше, допустим, хотя бы в шесть часов утра, вам будет легче жить, то есть будет легче жить. Но это не как самоцель! Есть люди, которые встают с рассветом солнца – это птички, но мозгов у них мало. У них здоровье хорошее, у них веселое настроение, они чирикают, туда-сюда, летают, чё-то бегают там, травинку несут. Но так и остаются или свиньей – радостно хрюкает, когда солнце встает, – или птичкой. То есть время, режим дня не должно быть как самоцелью. «А я всё! Вот, моя духовная практика заключается в том, что я рано утром встаю, желаю всем счастья, всё, до свиданья!». Главное – утром вставать. Вот, я могу, всё, мне остальное ничего не надо. Вот в чем дело может быть. Крайности могут быть.

Самскары и современная психология

Итак, как убирается самскара, я сказал. Современная психология убирает какие-то, борется немножко не так. Например: если вы заядлый курильщик, то каждый раз, когда вы захотите закурить, кушайте сухарик. Такой, грызите его, грызите. Другой вариант: заядлый курильщик пришел к психологу и говорит: «Я вот курю, не знаю, чё делать». Он говорит: «Всё просто, каждый раз, когда захотел закурить, соси леденец». Работает? Работает. Но, пока самскару не уберешь, бесполезно. Накушается сухариков, начнется язва желудка, он подумает: «Сухарики вредно, надо курить. Когда я курил, было всё хорошо». И всё. То есть это до конца, это как бы сбивает человека с толку, как бы его, его ум перенаправляет просто, и всё. Это помогает, на время, но до конца не помогает.

И часто люди собираются в группы поддержки, они друг друга поддерживают. И каждый разговаривает, говорит свою проблему. Помогает! И потом ведущий-психолог этой группы поддержки говорит: «Представьте, что вы находитесь на прекрасном лугу. Светит солнце, чирикают птички, летают бабочки. Тепло, рядом озеро, и вы чувствуете, как ваше тело, оно такое замечательное, не тяжелое, нет никаких болезней, ничё не беспокоит, у вас нет проблем. Проблем у вас нет, у вас нет проблем. И только одно хорошее: одно замечательно». И человек выходит из транса, говорит: «Как классно!» - и идет домой. И тут одно и то же: «Опять эти негодяи наступили мне на ногу! Опять…» – и понесло. То есть мы просто взяли и отвлекли свое сознание от проблем, на время – раз! – куда-то. И потом обратно же они остаются, они никуда не деваются. Нам нужно их заменять хорошим, заменить в хорошем смысле.

То есть, вы можете, конечно, в группы поддержки ходить каждую неделю, выходить умом на природу. Но вы же не сможете каждый день там быть, на этой природе. Если бы вы могли каждый день, это подействовало бы, понимаете, хорошо, заменилась бы самскара. Поэтому наша задача с вами – одухотворить свое сознание и постараться найти в нашей жизни хорошие моменты и одухотворить нашу жизнь в этом плане, то есть постараться поменять наше настроение к работе, к семье, к друзьям, даже к себе. Даже к себе, вот в чем дело. Иллюзию можно создать: «Я самая хорошая, я самая привлекательная», - а пока будете действовать плохо, не будете такой, вот в чем дело. Это всё работает, причем даже эффективно. На время. Только чистота очищает. Только чистота. Только чистые мысли. И именно на практике, а не где-то там, в иллюзии. Иллюзия помогает, поэтому люди смотрят фильмы, они входят в фильм, они играют главную роль там, сражаются с кем-то переживают за кого-то. Фильм кончается, проблема у нас решается в жизни? Есть очень много хороших фильмов, очень замечательных.

Ум-воображала

Итак, наш ум также имеет свойство воображать и планировать. Как я уже сказал, что если вы что-то запланировали, то вам будет тяжело перепланировать потом. То есть если вы уже решили покупать прекрасную блузку, уже запланировали, то сто процентов вы ее покупаете потом. Может быть, даже через… не сразу, а через неделю, через две недели. Вот в чем дело. Поэтому одновременно нужно научиться планировать свою деятельность и одновременно нужно научиться не планировать свои наслаждения чрезмерные. Если запланировали – всё, конец. Не достали путевку, но так хочется, и начинаются проблемы. Потому что уже план есть, ум уже представил себя в такой ситуации, а билеты вам не достались. Допустим, запланировали: «Приду домой, там будет хороший фильм», - вы запланировали, а его отменили, понимаете? И у вас начнется – ах! – помните, там в «Ну, погоди!» действие? Вы спешите, будучи маленьким, играя со своими ребятами, знаете, что во столько-то будет «Ну, погоди!». Вы уже запланировали его посмотреть, вот о чем я говорю, да? Вы прибегаете, а вам говорят: а его отменили. Что у вас возникает? очень сильная проблема. Вы переживаете: «Так как же так, когда будет следующая? Ой, кошмар!».

Нужно поощрять себя за работу!

Итак, воображает – что значит? Ум так думает: «Если я этого достигну в своей жизни, я буду счастлив! Вот так. Вот, если я этого достигну, я буду счастлив». Он строит. Он строит определенные планы и воображает. И ум всё время ищет счастья во внешнем. То есть, если вы ищете счастья во внешнем, это ум работает так. Если вы ищете счастья в духовном, - это разум. К разуму мы еще перейдем. Простые критерии. И, если вы ищете счастья в материальном, - это ум. Он хочет наслаждаться. И сам ум, когда уже что-то сильно навоображал, он стимулирует нас к этому. «Давай, давай! Работай больше, надо поехать в Крым, надо поехать в Турцию! Надо работать больше!». А тут под боком – прекрасные места, прекрасные озера. Нормально, да? Ну, немножко холодновато, конечно, но можно тепло одеться, или лучше взять велосипед, на велосипеде всегда жарко. И так далее. Но выезжать надо.

То есть в психологии есть такое понимание, как мы должны себя поощрить за хорошую работу. То есть, знайте, если вы вот так хорошо напряглись, хорошо поработали и получили зарплату – знайте: обязательно себя нужно вознаградить. Пускай по чуть-чуть, купить себе маленькую шоколадку. Но это нужно сделать, себя, как бы сказать, поощрить. Это очень важно. Это снимает очень многие проблемы, очень многие стрессы. Я работал, я получил, значит, вот, моя работа привела меня к этому. Когда у вас возникает такая ситуация, что вы целыми днями работаете, работаете, работаете, работаете, у вас начинается перегрев сознания, и начинается сумасшедший стресс. И даже потом, вы начинаете себя поощрять, когда совсем уже падаете уже: «Всё, еду в Турцию», - и бесполезна эта Турция. Потому что такое напряжение, что уже Турция не снимает, или Египет – уже не снимает такой стресс. Поэтому каждая работа должна поощряться. Пускай даже маленькая, должна поощряться: сходить куда-то, желательно на природе, погулять. «А сегодня я могу себе позволить пройтись по лесу, пособирать мусор».

Когда мы думаем, что нас что-то ожидает в будущем счастье, то есть мы находимся в ожидании, и мы строим планы, как обрести его, знайте: вы несчастный человек. Само по себе такое умонастроение означает, что счастья у вас сейчас нет, потому что вы думаете, что вот там будет счастье. Вы живете в ожиданиях: «Щас мне плохо, но я щас приду домой, покушаю хорошо и посмотрю телик». И вы счастливы! Но вы будете счастливы, когда это произойдет, вы сейчас несчастливы. Сейчас вы сидите и ждете, когда это произойдет. Вот в чем дело. То есть человек, он ждет, он в ожидании находится. И когда это подходит к нам, вот она, оно! И нет там счастья, оно убегает всё время, туда и сюда.

Итак, вот желания «я хочу обрести…». Когда такая мысль есть, что я вот буду счастлив тогда-то в будущем, это находится в страсти, такое желание. Оно, как правило, не в благости. И вот это качество страсти никогда не удовлетворено. Его невозможно удовлетворить вообще. Невозможно удовлетворить желание в страсти, потому что все время хочется нового, нового, нового, нового. Вот так можно сказать, и это плачевно. Но стоит с этим бороться, стоит.

Наш враг – внутренний диалог

И еще есть такое качество ума, как внутренний диалог. И внутренний диалог – это означает, что вы разговариваете сам с собой. Внутренний диалог. И когда этот внутренний диалог происходит в нашем сознании, мы тратим колоссальную энергию. Внутренний диалог постоянно. И задача молитв, медитаций и других практик духовных – сделать так, чтоб снизить внутренний диалог. В свое время, такое есть историческое событие, когда Цезарь пошел на Англию, он переплыл через море, вышел на море, и они забрались на скалу, они забрались на скалу, чтоб завоевать Англию. И тогда Цезарь сказал: «Посмотрите все назад». И когда всё войско посмотрело назад, знаете, что они увидели? Они увидели горящие корабли. Понимаете, в чем хитрость? Они увидели свои горящие корабли. И они завоевали Англию. Назад пути нет! Внутреннего диалога нет. Что такое внутренний диалог? Они пошли войной, корабли стоят. Они всегда думают: «Корабли есть, если что, я уплыву». Человек теряет силу, у него есть альтернатива, внутренний диалог, он как бы забирает нашу силу психическую. Убрали корабли, нет диалога, всё, только туда, всё. Они завоевали Англию. А так бы каждый думал: «Ой, как тяжело, там столько моих друзей умерло, надо как-то раз-раз-раз – и убежать обратно на корабли. Вот так Цезарь схитрил. Видите, как – сжег свои корабли. Знаете, какой это убыток? Реально, какой убыток – сжечь очень большие корабли. Их строили месяцами, если не годами. Если внутренний диалог есть у армии, она проигрывает. Так же и здесь: если в нашем уме есть внутренний диалог, который постоянно идет, то мы с вами будем терять много силы.

Шо такое внутренний диалог – когда внутри у нас идет разговор какой-то. Как пример: вам наступили на ногу в троллейбусе. Это мой любимый пример. Или просто вас пнули чем-то так, или так локтем, знаете, вы аж упали. Начинается после этого что? Внутренний диалог: «Какой он плохой!». И внутренний диалог начинает развиваться, и вы его приносите домой. Вы начинаете рассказывать всем подряд, что с вами там случилось, это внутренний диалог, вы представляете, сколько вы теряете силы? И, как правило, человек помнит этот момент сколько лет? Очень много может помнить. И это всё мешает человеку жить. Это внутренний диалог. Если у вас пошел внутренний диалог, все знают, как тяжело от него избавиться. И он может даже, вы можете уже лечь спать, он будет крутиться, крутиться, вы думаете: «Хватит мне об этом думать!» но не можете, то есть самскара большая, не дает вам жить нормально, она мешает нам жить.

Начало внутреннего диалога - претензии

То есть следующее качество нашего ума – это претензии. То есть откуда начинается внутренний диалог? С чего он берется – с претензий. Вот в чем дело. Там так всё хитро устроено, в голове. Внутренний диалог начинается с момента претензии к кому-то: «Ах, он такой!» Все знают, что такое претензия, да? «Семья мне должна! Эти мне должны! Нам должно государство!» Бывает даже так: «Нам должен Бог! Я ему молилась, чё не дает?» Вот так. «Нам обязана жена!» Такие претензии могут быть к миру, к людям. «Почему плохая погода? Я хотела лучше!», - претензия пошла, да? И мы обсуждаем: погода испортилась, становится всё хуже! На самом деле у вас будут проблема потом. Растет претензия, от претензии растет внутренний диалог, и в итоге вы теряете колоссальную силу и время. Потому что постоянно это всё происходит. От претензий мы теряем хорошее отношение к людям. Чем больше этих претензий, тем хуже мы к людям начинаем относиться.

И, когда претензии увеличиваются, что проявляется в нашем сознании? Раздражение и гнев. Видите, как тонко всё происходит. Если вдруг вас что-то раздражает, знайте: у вас есть претензии. Это означает, также есть внутренний диалог. Если что-то раздражает, у вас есть претензии к этому. Погода раздражает – у вас есть претензии к природе. Государство раздражает, в котором вы живете, - у вас есть претензии к жителям этого государства и к правительству. Поэтому мы должны постараться уменьшить наши претензии, чтобы уменьшить внутренний диалог. То есть если вы вдруг у вас есть в таком сознании, что вы заметили за собой внутренний диалог, у вас часто бывает: «Ой, как тот поступил!» - и начинаете обсасывать с этой стороны, с этой стороны, с этой стороны, с этой стороны. Если вдруг у вас это появилось, знайте: это из-за претензий. Постарайтесь подумать и понять, насколько это всё неправда. Постарайтесь проанализировать ситуацию.

Ну, допустим, претензия: у меня внутренний диалог: «Почему сегодня такая плохая погода?». Сразу вспоминаем: так, это претензия от внутреннего диалога, претензия к чему? К природе, по большому счету. Теперь давайте подумаем, как эту претензию решить. Очень просто, есть даже такая песня: «У природы нет плохой погоды». Там, как там дальше? Каждая природа хороша, да? (смеется). Каждая погода… да, точно. Вот так надо подумать, и тогда у вас вдруг нормальная погода, она такая и должна быть, дождик нужен, чтобы радовать, чтобы росло всё. И также ко всему мы должны думать, так мы должны анализировать, если не анализируем, будут проблема.

Итак, чем меньше претензий, тем больше счастья, оказывается. Вот в чем, от чего зависит счастье. Чем меньше претензий – к миру, к людям, к себе даже, да? Но про себя мы еще поговорим. Тем больше у вас вдруг счастья появляется. Оказывается, вы счастливые люди, вы щас счастливые. Просто ум – это зеркало, это как стекло, вы не можете это увидеть, потому что стекло грязное. Потому что много претензий налипло на него, поэтому вы не видите счастья, мира не видите, любви не видите. Но, когда претензии убираются, вдруг вы видите, как всё замечательно. Вы живете в раю! Просто в раю. И частенько людям нужно поехать в Индию, чтоб увидеть, как там люди живут. Они там счастливо живут! При этом у них такие условия жуткие. Они счастливы, но жуткие условия. И, когда вы сюда приезжаете, думаете: «Я вообще какой-то сумасшедший, тут всё замечательно». Всё замечательно: есть где спать – дома у себя, есть чё есть, слава Богу. Там едят рис и дал. Что такое рис и дал? Дал – это гороховый суп такой индийский, а рис – это все знают. Всё! И чапати, чапати – это такая лепешка худая, иногда сухая. И всё. Вы думаете, ужас? Вы видели, как они счастливо ее едят, они еще говорят друг с другом!

И, насчет еды на ночь: знайте, что, когда вы смотрите фильм и едите, это неправильно. Потому что если хороший фильм, вам еда будет нравиться. Если плохой фильм, вам эта еда потом не понравится, что самое интересное. Поэтому и говорится во всех восточных учениях, что человек должен кушать в тишине. Да, желательно, чтобы не привнести определенную самскару себе в ум еще раз.

http://audioveda.ru/audio?id=4057 http://paranormal-news.ru/_nw/86/48340255.jpg