Наш мир меняется, и жить в нем не становится намного проще. Многие важные технологические прорывы и научные открытия вызывают этические споры. Сегодня нас интересует вопрос, можно ли заниматься клонированием живых существ, а через пятьдесят лет, вероятно, будем спрашивать, что нам делать с родительскими правами, когда ребенка имеет двух мам и одного папу.  Давайте рассмотрим семь важных моральных дилемм, которые в будущем могут встать перед нами.

Моральные дилеммы будущего

                                                                 Ребенок от нескольких родителей

В 2015 году в палате лордов британского парламента была утверждена поправка в так называемом «законе о троих родителях». Эта поправка позволяет скомбинировать при искусственном оплодотворении гены троих человек, так что женщины с генетическими мутациями митохондрий получают возможность завести здоровых детей. Эта методика технически — продолжение ЭКО, когда сперматозоиды и яйцеклетки соединяются в пробирке, а потом их подсаживают в матку в  момент, наиболее подходящий для наступления беременности. Только дело в том, что содержится генетический материал не только в ядре яйцеклеток, но и в митохондриях: здесь находится информация о разных наследственных заболеваниях. И если  в яйцеклетке одной женщины в ходе ЭКО «больные» митохондрии заменяют «здоровыми» митохондриями другой женщины, тогда дефект нейтрализуется.

Сейчас формально донор митохондрии не считается родителем ребенка, но в будущем может возникнуть такая необходимость: к примеру, в случае гомосексуальных или полигамных семей. Также, если методика создания «дизайнерских детей» окажется по-настоящему успешной, она может стать такой же востребованной, как ЭКО, — и в таком случае вызовет массу споров.

Моральные дилеммы будущего

                                                                          Консервация интеллекта

Можно рассматривать жизненный опыт человека как информационный блок, в теории который можно перезаписать на внешний носитель. Не раз появлялась в научно-фантастическом кино мысль о консервации интеллекта. К примеру, в короткометражном фильме «Последние минуты Карла Бранта» ученого-нейробиолога находят мертвым в его доме, и по ходу расследования оказывается, что у него получилось успеть создать технологию, позволяющую скопировать на жесткий диск человеческую память. Если подобный диск присоединить к специальному устройству, перед исследователями возникает в цифровой форме голова человека. «Я не мертв. Я здесь, — говорит новый Брант. — Мое тело — просто тело. Это настоящий я».

Уже не раз идея сохранить себя для грядущих поколений приходила в голову людям. В прежние времена чаще говорили о заморозке: например, в России  работала компания «КриоРус»,  специализировавшаяся на сохранении мозга и тела (стоимость нейросохранения была 12 тыс. $). Но с развитием компьютерных технологий сами ткани как носитель могут оказаться совсем не нужными, — во всяком случае, если идет речь не об «оживлении», а о консервации данных. Тогда, как это бывает бывает, первыми доступ к услуге получат наиболее богатые. Нужно ли будет выделять бесплатную квоту, и если да, то для кого? Как сделать отбор, если это необходимо, и как можно определить ценность того или иного интеллекта?

Моральные дилеммы будущего

                                                              Нейтрализация потенциальных убийц

За последние двадцать лет психологи и нейробиологи провели много тестов, которые доказывают, что во многом склонность к насилию определяется нарушениями в работе мозга. К примеру, таким образом нередко проявляют себя пограничное,  диссоциальное и нарциссическое расстройства личности (хотя, конечно, не все люди с подобным диагнозом склонны к насилию). У всех подобных патологий при исследовании обнаруживаются характерные физиологические проявления:  изменение уровня метаболизма в передней поясной коре, которая участвует в управлении импульсивными реакциями, изменения миндалин, участвующих в формировании эмоций и другие.
Пока такие исследования остаются только лишь исследованиями, — но, вероятно, в будущем они станут основой для создания технологии раннего определения склонности к насилию. Можно ли считать правданной превентивную слежку за потенциальным убийцей, если он пока ничего не сделал?

Моральные дилеммы будущего

                                                               Аборт по генетическим показаниям

В настоящее времяна ранних сроках беременности можно провести скрининг для выявления у плода синдрома Дауна и дефекта заращения невральной трубки (ДЗНТ). ДЗНТ приводит к возникновению spina bifida — расщепления позвоночника, которое можно исправить хирургическим путем, — и анэнцефалии, то есть, к отсутствию кожи,  костей черепа и тканей головного мозга, которое уже никак нельзя исправить. И если в случае с синдромом Дауна ребенок может прожить полноценную жизнь, то в случае с анэнцефалией он нежизнеспособен, так что беременность можно прервать по медицинским показаниям.

Вполне вероятно, в будущем список пренатальных анализов может расширится. Их станут проводить за счет исследования генетического материала, и таким образом родители смогут получить шанс определить, есть ли вероятность, что у ребенка возникнут серьезные заболевания, к примеру,  шизофрении в тяжелой форме или агрессивного рака. Приведет ли это к увеличению числа абортов? Вероятно, что да. Когда в Китае развернули демографическую программу «Одна семья — один ребенок», и многие семьи стремились родить сына, а не дочь, возможность определить пол плода позволила избавиться от нежелательных девочек. С развитием технологий традиционная дилемма «Может ли беременная женщина распоряжаться своим собственным телом или каждая жизнь священна?» получает новые измерения: станет намного труднее определить, кому стоит дать шанс.

Моральные дилеммы будущего

                                                           Трудовые права людей из плоти и крови

Олимпийский бегун на короткие дистанции, шестикратный чемпион летних Параолимпийских игр и участник Олимпийских игр в Лондоне Оскар Писториус принимал участие в состязаниях несмотря на то, что у него ампутированы обе ноги ниже колена. Оскар использовал изготовленные на заказ углепластиковые протезы под названием Cheetah Flex-Foot («Гибкие ноги гепарда») стоимостью 30 тысяч долларов. Из-за них у атлета возникли проблемы: его обвинили в том, что «ноги» дают ему слишком большое преимущество перед обычными спортсменами, и отстранили от участия в соревнованиях.

Регенеративная медицина развивается очень быстро: в настоящее время существуют не только протезы из высокотехнологичных материалов таких как углепластик, но и роботизированные конечности,  полностью заменяющие настоящие, а также экзоскелеты, которые способны в буквальном смысле «поднять на ноги» парализованного человека. Эти разработки направлены не только на то, чтобы скомпенсировать физические недостатки человека, но и на то, чтобы повысить его силу/выносливость/скорость. Что, если киберпротезы будут обязательным условием для работы в определенных профессиях? Будет ли такое справедливо?

В короткометражном фильме «Настоящая кожа» есть довольно мрачный сценарий. Бедняки, у которых нет возможности найти место из-за отсутствия неорганических частей тела, инвалиды, не имеющие денег на «нормальное» восстановление, и теперь безработные… «Никто не хочет быть целиком из мяса, —  с грустью размышляет главный герой картины. — Никому не хочется болеть. Не хочется стареть и умирать». Неравенство физических возможностей может оказаться настоящей катастрофой, когда к биологическим факторам прибавится разница в «апгрейде».

Моральные дилеммы будущего

                                                           «Нейронет» под присмотром спецслужб

Два года назад у группы американских исследователей получилось доказать, что взаимодействие «от-мозга-к-мозгу» (brain-to-brain interface) — это вполне реальная вещь. Контакт наблюдался у двух животных, у двух людей и даже у человека и лабораторной крысы. Для передачи сообщения потребовался электроэнцефалограф (он позволяет записывать электрические сигналы мозга) и аппарат транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), выборочно повышающий активность коры при помощи коротких магнитных импульсов. А в другом университете ученые также использовали транскраниальный фокусированный ультразвук (transcranial focused ultrasound, или FUS), способный модулировать нейронную активность в нужных зонах, и интерфейс для перевода электрических импульсов мозга в компьютерные команды.

Технологическая «телепатия» позволяет трансформировать и передавать сигнал, возникающий в результате синаптической передачи — процесса движения между нервными клетками веществ, вызывающих в них вспышки электрической активности. В будущем эта технология, возможно, позволит нам обмениваться телепатическими сообщениями с помощью носимых гаджетов, причем эти сообщения будут передаваться напрямую от мозга к мозгу. Такой «нейронет» наверняка окажется под наблюдением спецслужб, как это произошло с интернетом. Кроме того, наверняка найдутся хакеры, которые смогут его взломать. Стоит ли развивать технологию, которая позволит непосредственно влиять на наши умы? Это, конечно, большой вопрос.

Моральные дилеммы будущего

                                                                                   Cекс с роботом

Люди часто чувствуют себя одинокими, даже когда супруг или супруга номинально присутствует. Уже сегодня в мире есть несколько сотен инженеров, которые разрабатывают новейшие электронные устройства для удовлетворения эротических аппетитов. Специалист в области психологии секса, доктор Хеллен Дрисколл из Университета Сандерленда (Великобритания) уверена, что к 2070 году секс с роботами станет общественной нормой и даже может оказаться популярнее традиционного варианта.

«Сейчас это может шокировать и показаться необычным, но мы не можем не признать, что виртуальные отношения люди ценят так же, как реальные, — говорит доктор Дрисколл. — Люди уже влюбляются в вымышленных героев, с которыми никак нельзя пообщаться, это факт. Недостаток контакта с другими может быть болезненным для человека: чувство одиночества становится основой для многих психических проблем. Однако со временем технологии, вероятно, помогут нам справиться с этим. Когда в конце концов появятся роботы, неотличимые от людей, — и у таких роботов не будет вредных привычек и недостатков, — мы не только станем чаще предпочитать их «реальным» людям, но и перестанем испытывать душевную боль».

Кем же окажется робот с точки зрения этики отношений: «устройством» или все же «значимым другим»? Будет ли такая связь считаться изменой? Сможет ли она стать легальной и закончиться браком? Об этих вопросах стоит задуматься уже сегодня.