МЫ и мигранты
Проблема взаимоотношений между детьми различных культурных традиций и происхождения

Впервые за последние десять лет количество родившихся в Москве людей превысило число умерших, о чем на днях сообщила заместитель столичного мэра Людмила Швецова. Однако, несмотря на радостный прецедент, прогнозы ученых относительно демографического будущего России в целом остаются невеселыми. Ожидается, что к середине века убыль населения составит чрезвычайно внушительную цифру, которую едва ли удастся изменить на более приятную.

А потому, как водится, закономерен наш извечный вопрос о том, а что, собственно, делать. Ведь, вопреки сокращению основного населения, количество проживающих в государстве российском, как известно, неуклонно растет за счет притока людей извне. Кроме того, особую роль играют и перемещения внутри страны. Потому-то и возникают вопросы о самой возможности и характере взаимодействия постоянно живущих в стране людей, приезжих и переселенцев местного значения. Тех, кто продолжает и, безусловно, продолжит видоизменять и восполнять уже имеющийся человеческий дефицит.

Не случайна в этой связи проблема взаимоотношений между детьми различных культурных традиций и происхождения. И, несомненно, что этот «детский» уровень не только не уступает «взрослому» по серьезности, но в кое в чем даже его превосходит. Ведь именно на этом, начальном этапе что-то еще можно исправить, разрешив в режиме опережения те противоречия, которые, не будучи снятыми, в дальнейшем нередко приводят к проблемам масштаба недавнего бунта на Манежной площади.

Традиционно принято считать, что основным раздражающим фактором, мешающим межэтническому взаимодействию, является языковой барьер. Однако к настоящему времени учеными уже установлено, что сами слова, как ни странно, играют крайне незначительную роль при передаче информации (всего семь процентов). Тогда как более половины (пятьдесят пять процентов) сведений при общении усваивается посредством невербальных средств коммуникации: мимики, жестов, межличностной дистанции, тактильных контактов, пластики, контакта глаз и т.д. Эти нормы перенимаются еще с младенчества, а обнаруживают себя непроизвольно, становясь порой причиной непонимания и даже открытых конфликтов между представителями разных этнических групп. Так, предпочитаемые народами Кавказа более близкие тактильные контакты и меньшая дистанция общения нередко (как минимум) не комфортны для людей из более закрытых культур.

Разумеется, трудно поверить, что неосознаваемые, но уже усвоенные с младенчества нормы поведения можно хоть как-то откорректировать. Казалось бы, препятствие непреодолимое. И все же современная наука предлагает один из способов, на удивление простой и даже парадоксальный.

И он озвучен в старом лозунге «учиться, учиться и еще раз учиться», однако непременно совместно и в общеобразовательных школах. С тем, чтобы у представителей разных этнических сред либо сформировалась обоюдная терпимость, либо выработалась некая усредненная модель невербального поведения, которая устроит всех. Другими словами, национальные различия детей удачней всего сгладятся, если их носители будут как раз тесно общаться друг с другом. Тогда как национальные школы, размежевание по признаку этнической принадлежности лишь усугубит и без того существующие проблемы диалога разных культур. Такого мнения, в частности, придерживается антрополог, сотрудник Российской академии наук Юлия Николаевна Феденок, занимающаяся данной тематикой не один год.

В результате ее исследований, в частности, установлено, что дети мигрантов, пробывшие в Москве даже менее пяти лет, естественным образом постепенно вписываются в уже имеющийся контекст общения. А те дети, которые живут в столице еще дольше, и вовсе склонны применять усвоенные нормы поведения принимающей стороны даже при общении с представителями своей культуры.

Кроме того, проведенные в 2006-2009 годах в общеобразовательных школах России и Украины изыскания показали, что в рамках межэтнического общения толерантней, как правило, проявляют себя девочки, принимая, в частности, либо более открытую, либо, наоборот, более зависимую ориентацию тела по отношению друг к другу. Тогда как мальчики, напротив, зачастую склонны все же доминировать, диктуя свои поведенческие нормы. Кстати сказать, при изучении пространственного поведения тогда были охвачены дети от девяти до семнадцати лет, при этом было задействовано около полутора тысяч детских и подростковых пар.

Отдельного упоминания заслуживает выработка детьми разного происхождения компромиссной, промежуточной модели поведения. Так, например, в Ульяновской области контакты русских и чувашей привели к появлению и соблюдению дистанции общения, отличной от дистанции как в парах чувашей, так и в парах русских. Так в этом регионе был достигнут оптимальный комфорт при взаимодействии разных культур.

Интересные нюансы были отмечены и во Владикавказе. Изучение образцов детского межнационального поведения выявило, что при контакте с армянами, чья культура тяготеет к экспрессивному общению, дети ведут себя эмоциональней, свободней, громче говорят. В то время как при взаимодействии с более закрытыми вайнахами дети (армяне в том числе) как раз стараются себя сдерживать.

Наблюдения также показали, что важную роль в интеграции детей мигрантов играет длительность их пребывания в принимающем пространстве. Зависимость обнаружена прямая. Чем дольше они находятся в многонациональном школьном сообществе, тем успешней они адаптируются к местным нормам поведения. Обычно это происходит к моменту достижения старшего школьного возраста, то есть подразумевает все-таки вполне обозримые сроки.

Взаимовыгодная нужность близких контактов детей разного происхождения, с точки зрения антропологов, могла быть подкреплена разъяснительной работой относительно понятия персонального пространства и его межкультурных отличий. По мнению ученых, раннее знакомство с этими знаниями в дальнейшем избавило бы представителей смешанных этнических коллективов от ряда предубеждений, заблуждений и даже прямых ошибок при оценке той или иной ситуации. В частности, характерная для детей-осетин меньшая по сравнению с русскими дистанция общения не означает угрозу. А большее расстояние, к которому в общении тяготеют деревенские жители, не указывает на их неуважение по отношению к городским.

Оптимизм отечественных исследователей в отношении полиэтнических сообществ показался бы безосновательным, если принять во внимание даже указанные факты: нужно немалое количество времени, различий в нормах поведения так много, усваиваются они с малолетства и бездумно. И все же наряду с отличиями специалисты обнаружили немало точек соприкосновения, того самого сходства, которое нередко облегчает нелегкую задачу сближения. Так, например, и осетинские, и русские школьники мужского пола общаются в парах на всегда более существенном расстоянии, нежели девочки обеих национальностей между собой. Более того, наука при этом утверждает, что в установлении дистанции между женщинами определяющую роль играет взаимная симпатия, тогда как в мужском парном общении это пространство к дружбе не имеет никакого отношения.

Таким образом, одно из решений наболевших демографической и этнической проблем в России видится все же в том, чтобы все-таки всячески помогать сближению различных этнических групп с самого детства, дабы во взрослом состоянии инакость не воспринималась как вызов или даже прямое оскорбление.