Журналист Джоэл Штайн опубликовал в журнале Time неоднозначную статью, ставшую настоящей пощечиной всей современной молодежи, их иногда называют миллениалами, или поколением ЯЯЯ.

Достаточно заглянуть в профили «юзеров» соцсетей, в фотоальбомах которых в разделе «Немножко меня» могут содержаться сотни фотографий. А если потратить время на чтение твиттера человека, пишущего так же, как и фотографирующего в инстаграм, то обнаружится, что там нет ни идей, ни смысла. По сути – просто пусто! Становится ясно, что проблематика, затронутая в этой статьей чрезвычайно актуальна.

Правда Джоэл Штайн склонен в чем-то оправдывать миллениалов. Конечно, одержимость славой и эгоцентричность присутствуют. Но существуют и хорошие черты: практичность, а также оптимизм, как способ реакции на безумие современности. Статья позволяет вновь посмотреть на вещи, ставшие уже привычными.

Селфи

Штайн признается, что делает то же, что и все «старики»: называет молодежь лентяями, поверхностными эгоистами. Однако, в отличие от предков, у него есть соответствующие исследования, мнения авторитетных ученых, статистика. Иными словами – целый набор доказательств.

Название «поколение ЯЯЯ» происходит от английского МеМеМе: эти люди родились в промежутке между 1980-м и 2000-м годами. Например, у нынешних «двадцатилеток» нарциссическое расстройство личности можно встретить втрое чаще, нежели у тех, кому сейчас от 65 лет. Студенты 1982-го года на 58 процентов менее нарциссичны, нежели студенты 2009-го.

Взрослея, миллениалы получают великое множество поощрительных призов за то, что приняли участие в различных соревнованиях и конкурсах. В итоге 40 процентов из них рассчитывают получать повышение раз в два года, независимо от их успехов.

Им свойственна одержимость славой. Проведенный в 2007 году опрос продемонстрировал, что школьницы втрое чаще мечтают стать личным помощником известного человека, нежели сенатором. А тех, кто предпочтет должность такого ассистента работе на позиции генерального директора – вчетверо больше!

Они не сомневаются в своей крутизне. Шестьдесят процентов из них полагают, что могут определять интуитивно, что именно правильно, а что – нет. И в то же время большая часть тех, кому сейчас от 18 до 29 лет, пока еще проживает с родителями. Они при этом потрясающе ленивы. В 1992 году примерно 80 процентов людей моложе 23 лет желали иметь работу со значительной степенью ответственности. Всего лишь десятилетие спустя показатель этот упал до 60 процентов.

Правда, индивид стал сильнее благодаря индустриальной революции. Появилась масса возможностей: перебраться в город, открыть бизнес, организовать собственное дело. Процессы эмансипации были углублены информационной революцией. У человека появились технологии, позволяющие бросать вызовы крупным организациям: режиссеры в YouTube – против голливудских студий, блоггеры – против крупных СМИ, индивидуальные хакеры и разработчики – против корпораций и индустрий, одиночные террористы – против государств… Список можно продолжать бесконечно.

Поколение Я привело нас к Поколению ЯЯЯ, технологии эгоизма которого стали лишь мощнее. Если еще в середине прошлого столетия типичное американское семейство из среднего класса украшало стены дома школьными, свадебными и, вероятно, армейскими фотографиями, то сейчас его окружают десятки фотографий людей и их питомцев. Миллениалы росли в условиях приумноженного Я. Ими фиксируется: любой шаг – FitBit, местоположение – Foursquare, даже генетические данные – 23 and Me.

Соцсети

Однако, если сравнить их с прошлыми поколениями, гражданская активность у них меньше. В политической жизни они практически не участвуют. Ведь молодежь не только не уважает власть, но и не возмущена ею. Так что как раз они оказались первыми подростками безо всякого бунта.

Кроме нарциссизма, можно отметить, такое ключевое качество молодежи, как «оборзевшесть». Хочешь сделать популярный и полезный для менеджеров среднего звена семинар? Посвяти его проблеме управления молодыми сотрудниками. Они могут написать письма прямо генеральному директору, а с показавшегося им скучным проекта могут запросто слиться. Невзирая на уверенность в собственном будущем, молодежь склонна затягивать жизненный этап между подростковым возрастом и итоговым совершеннолетием. Идея о подростках появилась в 20-е годы прошлого века. Еще в 1910 году лишь малая часть детей училась в средней школе. Их социализация преимущественно происходила совместно со взрослыми членами их же семей, или непосредственно на рабочем месте.

Сейчас благодаря мобильным телефонам дети могут социализироваться ежечасно. По информации Pew, ежедневно они отправляют около 88 сообщений, пребывая под постоянным влиянием со стороны своих друзей. Марк Баурляйн, профессор английского языка в Emory, утверждает, что давление со стороны сверстников является анти-интеллектуальным. История не знает людей, которые повзрослели под влиянием одногодок. Для развития нужны старшие товарищи: 17-летние люди, общающиеся только с 17-летними людьми, никогда не повзрослеют.

Семья

Креативность снижается в условиях постоянных поисков порции дофамина: «Кто-то лайкнул мой пост на фейсбуке!». Тесты Торранса показали, что с середины 60 годов до середины 80 годов прошлого века креативность молодежи возрастала. Затем она падала, и в 1998 году резко обвалилась. Стартуя с 2000 года аналогичное падение цифр наблюдается касательно эмпатии, необходимой для возникновения интереса к иным точкам зрения и людям вообще. Возможно, это вызвано увеличением нарциссизма и недостатком общения «лицом к лицу».

Они действительно показывают себя мастерами в таком деле, как превращения себя в бренд с невероятными хвостами из «фолловеров» и «френдов». Кейт Кембл, профессор психологии из университета Джорджии, заверяет, что в Фейсбуке молодежь раздувает себя подобно шарам. Неудивительно: ты можешь превратиться в микрозвезду, просто активничая в твиттере, YouTube и инстаграме. Современная молодежь росла на реалити-шоу, являющихся, по сути, документальными фильмами о нарциссах. Эти люди готовы к жизни в подобном жанре.

Кристофер Лэч еще в 1979 году написал в своей «Культуре нарциссизма», что медиа только подпитывают «нарциссические мечты о славе». Они воодушевляют простых ребят идентифицировать себя со звездами, ненавидя при этом «стадо». Таким образом, «банальность повседневного существования» становилась для них все более невыносимой.

Актуализация миллениалами самих себя является скорее продолжением некоей историко-культурной тенденции, а не революцией относительно прошлых поколений. Это – никакой не новый вид людей, а просто мутация старых. Надменная их дерзость не стала защитной реакцией. Это лишь технология их адаптации к миру изобилия, ставшему средой их обитания.

Джефри Арнетт, профессор психологии из университета Кларка, утверждает, что в течение всей истории большая часть людей вынуждена была довольствоваться скромной ролью фермеров. Конечно эта роль не способствовала полноценной реализации индивида.

Невзирая на собственную уверенность и дерзость, миллениалы не торопятся принимать жизненные серьезные решения. Ведь они выбирают из невероятного количества карьерных возможностей. Еще лет десять назад многие из этих возможностей и вовсе не существовали. Какой идиот станет ползти вверх по карьерной лестнице в одной компании, если до 26-летия он сменит порядка семи работ? По той же причине и женятся молодые люди теперь гораздо позже. Скажем, средний возраст для вступления в брак у американки еще в 1967 году составлял 20 лет, а в 2011 – уже 26 лет.

Стивен Фридман, президент MTV, в наши дни чуть ли не в каждое собственное шоу включает родителей. Он утверждает, что MTV традиционно являлось «территорией, свободной от родителей». Теперь же молодежь свое суперэго склонна делегировать родителям. Даже принимая самое простейшее решение, аудитория канала обращается к маме с папой за советом.

Реклама браузера Google Chrome уже в 2012 году показала студентку, которая все мелочи собственной жизни обсуждает с отцом. Клише «родители не поймут» давно устарело, так полагает Джессика Бриллхарт, автор упомянутого выше рекламного ролика и режиссер из Google’s Creative Lab. По ее словам, родители большей части ее друзей активны в соцестях, совместно с детьми расшаривая и лайкая разные шутки.

Семья

Тем временем, компании уже подстраиваются не только под привычки молодежи, но и под их ожидания относительно рабочей атмосферы. Четверть из 2 200 сотрудников компании DreamWorks сейчас моложе тридцати лет. Как полагает Дэн Сатервайт, в течение двадцати трех лет, отвечающий за департамент межличностных отношений в DreamWorks, пирамида Маслоу велит организации не только оплачивать работу людей деньгами, но и обеспечивать сотрудникам самоактуализацию.

У работника DreamWorks во время рабочих часов существует возможность посещения мастер-классов на выбор по: живописи, фотографии, кинематографии, скульптуре, карате. А когда один из сотрудников смог объяснить руководству, что каратэ и джиу-джитсу – совсем разные вещи, добавили еще и класс по джиу-джитсу.

В одном сошлись все психологи — миллениалы милы. Шейн Смит, генеральный директор VICE говорит, что поражается этому позитиву. Интернет традиционно был наполовину позитивным и наполовину негативным. Теперь же соотношение в пользу позитива составляет 90 к 10.

Они склонны к принятию различий, причем относительно всех, а не только меньшинств, геев или полов. Семнадцатилетняя Тави Джевинсон в свободное от школы время управляет фэшн-журналом Rookie. Она говорит, что понятия «мы против них» больше нет. Возможно это и является причиной отсутствия бунта у современной молодежи.

Как полагает Том Брокоу, создатель понятия «величайшее из поколений», жизненная осторожность данных людей является разумным ответом на весь их мир. Бросая вызов привычному, они пустились на поиск новых путей для решения вопросов. Так и рождается новейший индивид, создающий новые приложения и новую экономику.

Милениалы оптимистичны и настойчивы. Они используют систему, будучи прагматичными идеалистами. Они скорее не мечтатели, а лайфхакеры, мыслители. Лидеров у них нет, так что у Occupy Wall Street и площади Тахрир шансов на успех было менее, нежели у любой революции прошлого.

Они преимущественно нуждаются в неизменном одобрении, публикуя фото даже из примерочных в магазине. Жутко опасаясь упустить хоть что-либо, они из всего делают символы. Не идеализируя знаменитостей, они все же одержимы ими.

Не желая идентифицироваться с крупными институциями, они не посещают церковь. Религиозными не являются около трети людей моложе тридцати лет. Такой процент – высочайший в истории.

Новый опыт для них важнее материальных вещей. Будучи сдержанными и спокойными, они не слишком пассионарны. Они информированы и при этом неактивны, хотя выступают за бизнес. Обожая свои телефоны, они не любят разговаривать по ним. Они абсолютно уверенны перед камерами. Современный младенец имеет больше портретов, чем, скажем, французский король 17-го века.

Да, конечно, исследователи сходятся на том, что миллениалы нарциссичны и ленивы. Однако не только это определяет величие поколения. Важнее то, как это поколение способно справиться с обрушивающимися на него вызовами.