Человек с самого рассвета разума мечтал расширить способности тела и расстаться с бременем своей биологии.Неограниченный интеллект, полет, бессмертие – все эти вещи прельщали еще древнейшие народы, а сейчас волнуют научный мир. Как никогда ранее технологии близки к долгожданному прорыву – от человека...

Необходимо разобраться в сути и истории современных концепций постчеловека, а также в аргументах людей, желающих наступления постчеловеческого будущего, и также его ярых противников.

В начале была смерть

В начале была смерть

Вряд ли существует в жизни человека более влиятельный фактор, чем осознание своей собственной смертности. Человек получил этот фактор вместе с разумом, и поэтому носит в полном одиночестве данное бремя.
Природу человека насквозь пропитывает знание о смерти и оно находится в основе всего многообразия человеческой культуры. Стремление человека к бессмертию и его несогласие с естественностью и непременности смерти отражено во всех самых древних верованиях. На этом артхетипическом и глубинном страхе играли и все еще продолжают играть очень многие религии, которые обещают вечную загробную жизнь в новой, порой привлекательной реальности – от сурового и неприветливого подземного Аида до садов Рая и блаженных объятий множетсва черноглазых девственниц.

Человечество+

 Рэймонд Курцвейл

На данный момент самым крупным международным движением, прямо нацеленным на достижение постчеловеческого будущего является трансгуманизм. Именно трансгуманистам–футурологам, философам и ученым - удалось ввести понятие «постчеловек» в обороти его популяризировать.

Получив еще в конце 1920-х годов начало, трансгуманизм разделился сразу в несколько внутренних течений, однако идеологический фундамент, который был заложен основателями этого движения, остался целым – всевозможное содействие развитию технологий для того, чтобы с их помощью сделать человека еще более совершенное существом – постчеловеком.

Людей, разделяющих трансгуманистические взгляды и стремя хотят приблизить постчеловеческое будущее, трансгуманисты называют транслюдьми, подчеркивая этим переходный характер современной человеческой сущности.

Трансгуманизм касается очень многих областей генетики,биоинженерии, нанотехнологий, кибернетики и других. Целью является не только достижение бессмертия, но и увеличение интеллектуальных и физических способностей человека, улучшение его органов чувств (и даже добавление новых).

Среди самых популярных современных трансгуманистов можно назвать известного футуролога и изобретателя Рэймонда Курцвейла. Он развил и обосновал понятие технологической сингулярности – момента, после которого научно-технический прогресс окажется настолько быстрым, что его дальнейшее развитие попросту невозможно будет предсказать. Как считает Курцвейл, технологическая сингулярность, возможно, произойдет уже в 2045 году из-за того, что появится мощный искусственный интеллект и произойдет активная киборгизация людей.

Центральное место в его прогнозах принадлежит нанотехнологиям. Как полагает футуролог, благодаря эволюции нанотехнологий бурно разовьется медицина и промышленность (уже в 2020-х годах), что не только постепенно сделает человека бессмертным, но и сильно удешевит производство разных продуктов, решив раз и навсегда все проблемы продовольственной безопасности.

В настоящее время Всемирная ассоциация трансгуманистов называется Humanity+. Такое переименование, скорее всего, произошло в целях ребрендинга движения под давлением критиков, которые обвиняюттрансгуманистов в стремлении к чересчур радикальному изменению человека.  В настоящий момент трансгуманисты сконцентрированы на этическом использовании технологий и науки для совершенствования человеческого тела.

Лики постчеловека

Аватар

Переход от человека к постчеловеку может происходить сразу в нескольких формах. Каждая из них, так или иначе, приведет неизбежно к каким-либо социальным конфликтам, которые могут варьироваться от временного дискомфорта при появлении нового вида человека до тотальной войны, которая опустошит планету.

По данной причине эта тема - потрясающий драматический материал, который уже не однократно использовали в научной фантастике. Некоторые писатели сумели развить эту тему и тему конфликтов постчеловеческого будущего довольно оригинальным образом. Не все из этих сценариев воплотятся, но каждый из них возможенв определенной мере. Стоит взглянуть, какие в различных художественных мирах доминирует основные темы в этом контексте.

«Классических» постлюдей можно встретить, к примеру, в романах американского писателя Дэна «Илион», Симмонсаи «Гиперион». В первом случае это раса Бродяг – бывших HomoSapiens, которые путем генной инженерии эволюционировали для космических путешествий (так как человеческое тело, как уже давно известно, неэффективно и очень уязвимо в условиях невесомости и длительного воздействия космической радиации).

В «Илионе» (и его продолжении – «Олимпе») тема постлюдей раскрывается подробней. С одной стороны это группа постлюдей, накачанная нанотехнологиями,обосновавшихся на марсианском Олимпе. По ходу сюжета становится понятно, что они позабыли свое человеческое прошлое и поверили в то, что они действительно олимпийские боги (от Зевса до Гефеста), а потом начали грандиозный многолетний спектакль по божественному вмешательству в осаду легендарной Трои в альтернативной вселенной, в которую иногда наведывались при помощи телепортации.

С другой стороны это группа самых первых постлюдей, поселившихся на орбите Земли (чтобы избежать конфликтов с обычными людьми, оставшимися на планете) и выбравших облик исключительно женских тел с идеальной и нестареющей физиологией.

Еще один классический вид постчеловека – это искусственное тело-аватар, в которое можно «переселить» человеческое сознание (как в цифровой форме, так и с помощью пересадки органического мозга), достигнув, таким образом, бессмертия через воплощение древней идеи о переселении душ.

Концепция тела-аватара сильно разнится – от сосуда в лице инопланетного организма (например, фильм «Аватар») до полностью идентичных копий своего тела, переселение в которые осуществляется после смерти предыдущей оболочки (сериал «Звездный крейсер Галактика»). Иногда тело-аватар используют лишь временно, подсоединившись к нему через интерфейс мозг-компьютер (к примеру, фильм «Суррогаты»).

Стоит отметить, что именно в этой плоскости – создание тела-аватара – работает в данный момент российский проект «Россия 2045».

Следующая разновидность постчеловека, которая встречается в научной фантастике, касается темы цифрового бессмертия. Например, в романе «Ложная слепота» американского писателя Питера Уоттса описано не очень далекое будущее, в котором человечество находится на пороге переселения в цифровую реальность – практически в компьютер, в котором оцифрованное сознание способно практически вечно существовать в индивидуальном виртуальном раю.О том же примерно самом писал еще Филипп Дик в своем романе «Убик». Учитывая современные темпы развития технологий виртуальной реальности, эта перспектива кажется из представленныхнаименее фантастичной.

Встречаются и такие концепции постчеловека, которые и вовсе не затрагивают тему технологий. К примеру, в «Гадких лебедях» братьев Стругацких мы знакомимся с «мокрецами», которые учат человеческих детей раскрывать свой большой, ранее скрытый потенциал, который взрослымнедоступен. Дети затем, исключительно через саморазвитие, становятся в некотором роде сверхлюдьми, сильно превосходящими  нравственно и интеллектуально своих родителей, что приводит к драматическому конфликту.

Конечно, это не все возможные концепции постчеловеческого будущего, которые описаны в футурологии и научной фантастике. При желании можно найти еще десяток оригинальных концепций, однако мы подобрали, на наш взгляд, сымые любопытные из них.

Человек против постчеловека

Человек против постчеловека

Но не все разделяют энтузиазм футурологов и трансгуманистов. Каким бы ни было постчеловеческое будущее ––оно безусловно приближается благодаря развитию технологий. Но при переносе концепций в реальные социально-политические условия обнаруживается ряд неразрешимых, порой катастрофичных в своем потенциале подводных камней.

Наиболее влиятельным и последовательным критиком трансгуманизма можно назвать известного американского политолога Фрэнсиса Фукуяму. Подробно разобрав возможные последствия идеологический победы трансгуманистов над правительствами мира, Фукуяма делает ряд выводов, которые ставят под сомнение не только трансгуманистические ценности, но и весь вектор движения современной науки как таковой.  

В частности, в своей книге «Наше постчеловеческое будущее» он говорит, что «наука сама по се­бе не способна установить те цели и пределы, для достижения которых она предназначена» (об опасностях неконтролируемого технологического прогресса писал и Станислав Лем в своем труде «Сумма технологии»).

В той же самой книге Фукуяма (кратко с тезисами политолога можно ознакомиться в его статье, опубликованной в 2004 году в журнале ForeignPolicy) делает ряд логичных и подкрепленных аргументами умозаключений о том, почему трансгуманизм может быть опасен для человечества.

Среди них можно выделить два главных тезиса. Во-первых, человек довольно долго развивался эволюционным путем и содержит в себе множество как позитивных, так и негативных черт – но именно это очень сложное сочетание делает нас людьми и дает возможность развиваться как виду. Радикальное вмешательство в этот процесс при помощи технологий может не возвысить человека, а, скорее, дегуманизировать его, полагает политолог.

Во-вторых – и эта проблема наиболее очевидная – появление первых постлюдей автоматически разделит людей по беспрецедентному ранее принципу и создаст огромный конфликтогенный потенциал в социальной, экономической и политической сферах. Другими словами, это породит непредсказуемых масштабов неравенство, а также неразбериху в сфере права (какими правами обладает человек, а какими – постчеловек Является ли постчеловек человеком и так далее).

Последствия этого искусственно созданного неравенства буду беспрецедентными, так как ранее, несмотря на все различия, людей объединяло одно важное обстоятельство – они были единым видом HomoSapiens. Теперь же человечество разделится на два (или может даже более) вида. Вероятно, что по финансовому признаку, ведь технологии «постгуманизации» могут бытьдля обывателей слишком дорогими.

Это фактически разрушит всю систему либеральной демократии, которая существует в данный момент в странах Запада и основывается на определенном философском фундаменте – к примеру, на концепции естественного права (все люди рождены равными в правах и от рождения наделены определенными правами), котораяс появлением первого постчеловека просто потеряет всякий смысл. Как можно постулировать подобные идеи, если люди разделятся на несколько видов и не будут разделять общую человеческую природу.

Во времена, когда человек только лишь выбрался из неравенства, царствовавшего на протяжении почти всей его предыдущей истории, он рискует оказаться в еще более несправедливом мире, чем когда-либо ранее – и все это благодаря биотехнологиям и трансгуманистам, какими бы благими их намерения ни были, полагает Фукуяма.

Российское трансгуманистическое движение, например, отвечает на подобную критику так «подобные измышления основаны либо на неполном представлении о будущем, либо на произвольном предпочтении автора. Как правило, не учитывается всеобщая тенденция к удешевлению различного рода услуг,  в том числе медицинских, развитие робототехники и получение прибавочной стоимости путём роботизации, возможность перераспределения этого дохода государственными структурами в пользу населения, не учитывается развитие нанотехнологий и - особенно – прогнозируемое появление наноассемблеров и нанофабрик.  Также не учитывается возможность интеллектуального апгрейда каждого человека».

В риторике сторонников трансгуманизма также можно встретить такие контраргументы, как присутствие технологического компонента в модификации жизни человека на протяжении уже нескольких столетий – это, например, медицина - лекарства от болезней, антибиотики, которые уже давно вмешались и значительно изменили естественный ход эволюции человека (теперь выживают даже изначально слабые и больные, что полностью нивелирует естественный отбор).

Величайшие достижения науки и технологий, считают трансгуманисты, всегда воспринимались обществом как извращение и оскорбление природы, прежде чем обосноваться в массах. Поэтому и можно заметить столь сильное неприятие технологического вмешательства в человеческое тело (особенно в религиозной среде), которое, с другой стороны, со всевозможными имплантантами и пересаженными (или даже искусственными) органами происходит довольно давно.

Кто окажется прав, видимо, покажет только время, которое неумолимо приближает постчеловеческую реальность одновременно в нескольких ее потенциальных формах. Мощность компьютеров растет – в этой сфере ожидается «квантовая революция»; нанотехнологии идут вперед семимильными шагами, и уже в ближайшие годы мы, вероятно, сможем увидеть высокоточную доставку лекарства к определенной клетке с помощью наноустройства; методики продления жизни имеют все больше и больше успехов на мышах, а технологии вроде OculusRift позволяют окунуться в виртуальный мир глубже, чем когда-либо ранее.

Вряд ли все эти процессы удастся замедлить, не говоря уже об остановке. Остается лишь наслаждаться благами технологического прогресса и следить за развитием событий.