Притормозить, разлогиниться и начать жить: 5 примеров медленной и ответственной жизни


Slow Life — образ жизни, который предполагает ответственное отношение к повседневности. Его сторонники призывают прекратить спешку и начать действительно проживать каждый день. Например, научиться уделять внимание родным, избавиться от интернет-зависимости и вернуть себе способность думать, а не просто принимать спонтанные решения. Т&P собрали 5 концепций медленной жизни и выяснили, почему она может спасти западную цивилизацию.

Канадский журналист и писатель Карл Оноре в 2004 году выпустил книгу под названием «Похвала медлительности» (In Praise of Slowness), которая быстро стала бестселлером и была переведена более чем на 30 языков. «Мы превращаем свою жизнь в бесконечную спешку вместо того, чтобы действительно ее прожить, — уверен Оноре. — Живем быстро вместо того, чтобы жить хорошо. Иногда для того, чтобы мы поняли это, необходим «тревожный звонок». Для многих таким «звонком» становится болезнь, истощение физических и душевных сил, когда наше тело говорит: «Я так больше не могу». Или же отношения разрушаются, поскольку нам не хватает времени, терпения или спокойствия для того, чтобы проводить время с другими людьми и прислушиваться к ним».

По мнению Карла Оноре, причина всеобщего стремления жить быстрее кроется в том, как на Западе воспринимают время. «В других культурах время нередко представляется в форме неспешно вращающегося колеса, которое самостоятельно обновляет себя, — рассказывает писатель. — А в нашей культуре время линейно, оно всегда истекает. Это ресурс, который можно либо использовать, либо потерять».

Для того, чтобы бороться со всемирным ускорением, Оноре предлагает исключить из жизненного распорядка лишние элементы: например, отказаться от одного из видов спорта (в случае Карла это был теннис), сократить время просмотра телевизора, выключать телефон и компьютер всегда, когда это можно сделать, научиться выбирать важное и говорить «нет», чтобы не переполнять собственный график как в области работы, так и в области личных встреч.

«Все мы связаны, и если человек решает изменить образ жизни, сделав ее медленнее, нужно принять во внимание то, как это повлияет на окружающих людей. Необходимо предупредить друзей и коллег, объяснив, почему вы собираетесь делать меньше, чаще отключать свои электронные устройства и просить больше времени на выполнение рабочих заданий. Я сначала боялся, что Slow Life отдалит от меня людей, и некоторые из них сперва действительно относились к моему решению скептически. Но очень скоро окружающие начали понимать, почему я больше не могу ответить им в любое время и не соглашаюсь на все предложения подряд. Вскоре я обнаружил, что люди, увидев, как я стал жить, начали вносить те же самые изменения и в свой распорядок жизни».

Движение пропагандистов медленного и вдумчивого приготовления и поглощения пищи Slow Food, которое позже превратилось в некоммерческую общественную организацию, возникло в 1989 году и дало жизнь всему современному «слоулайфу». Сегодня у Slow Food есть представительства в разных странах, фонд для защиты биоразнообразия сельского хозяйства и гастрономических традиций, издательство, Университет гастрономических наук и сообщество производителей продуктов питания, продавцов, поваров и ученых под названием Terra Madre, которое ежегодно проводит встречи.

Философия Slow Food — это не только гастрономический гедонизм. Организация пропагандирует идею ответственного питания, выбор экологически чистых продуктов и поддержку местного производства, в особенности, фермеров.

Базовые правила сторонника Slow Food таковы: 1) Покупайте продукты. Готовьте их. Ешьте. 2) Избегайте еды, которая уже подверглась обработке, и продуктов со сложным составом. Ешьте настоящую пищу. 3) Выращивайте что-нибудь сами. Даже если это растет у вас на подоконнике. 4) По возможности старайтесь узнать, где и в каких условиях производится еда, которую вы покупаете. 5) Покупайте местные и сезонные продукты.

Чтобы усилить свою роль в гражданском обществе и укрепить сотрудничество с властями ЕС в области сельскохозяйственной и промышленной политики, в 2013 году Slow Food открыла офис в Брюсселе. На территории Евросоюза организация постоянно проводит мероприятия, поощряет экологичное рыболовство и работу фермерских хозяйств. Правда, в странах Балтии, чье сельское хозяйство и пищевая промышленность сильно пострадали из–за действий ЕС в последние годы, Slow Food отчего-то совсем не проводит мероприятий.

Американский психолог и социолог, Нобелевский лауреат Даниэль Канеман уверен, что человек располагает двумя системами мышления: «медленной» и «быстрой». Он рассказывает о них в своей книге «Думай медленно… решай быстро» (Thinking, Fast and Slow). По мнению ученого, «медленная» система — это мышление в узком смысле слова: преднамеренное и осознаваемое формирование мыслей. Мы используем медленное мышление, например, когда решаем уравнения, анализируем научные тексты, принимаем решения о том, куда поехать в отпуск или что приготовим на ужин.

«Быстрая» система, напротив, отвечает за сиюминутное познание мира, каталогизацию инстинктивных ощущений и естественных потребностей, добавление новых данных к опыту прошлого и поддержание стабильности воспринимаемого мира, его непрерывности во времени, пространстве и в области причинно-следственных связей. При этом, система медленного мышления расходует очень много энергии, ее работа выматывает человека, так что при любой возможности сознание стремится переключиться на менее энергозатратную «быструю» систему. В результате таких скачков мы можем, к примеру, купить в супермаркете больше, чем собирались лишь потому, что были голодны. Книга Даниэля Канемана позволяет понять, почему мы совершаем подобные иррациональные поступки и научиться находить ошибки решений, суждений и выбора. Ведь кажется, в конечном итоге все снова упирается в то, что мы слишком спешим, не давая себе возможности действительно мыслить.

Некоммерческая организация Long Now Foundation была основана в 1996 году в Сан-Франциско. В фокусе ее внимания — долгосрочная ответственность перед поколениями, которые будут жить на Земле через 10 000 лет, и идеология медленной и качественной жизни в противовес господствующей идеологии жизни быстрой и дешевой. При этом число 10 000 является для Long Now Foundarion знаковым, и в рамках проекта даже принято писать не «1996» или «2014», а «01996» и «02014».

«Наша цивилизация загоняет себя в патологически краткосрочное планирование, — говорит один из основателей Long Now Foundation, американский писатель Стюард Бренд. — Причины этого — ускоряющееся развитие технологий, краткосрочные критерии развития рыночной экономики, ориентация на избирательные циклы политиков, безумная привычка каждый день решать несколько задач… И эти тенденции неуклонно нарастают. Для коррекции всеобщего близорукого поведения необходим какой-то механизм, идея, миф, который поощряет долгосрочное мышление, планирование, ответственность — по крайней мере, в масштабах веков».

Для того чтобы сделать земное «завтра» немного более светлым, — да что уж там, немного более возможным, — Long Now Foundation ежегодно проводит семинары по обучению долгосрочному образу мыслей и курирует несколько проектов. Самый значимый среди них — проект «Розетта», в рамках которого специалисты со всей планеты создают всемирный языковой архив. Это позволит сохранить все языки человечества (всего более 1500), в том числе исчезающие и исчезнувшие, и в будущем при необходимости восстановить их.

Сегодня архив «Розетта» существует на нескольких носителях: в форме гигантской книги, онлайн-библиотеки и так называемого Розеттского диска — небольшого шарика из никелевого сплава, на поверхности которого выгравирован текст. Диаметр диска составляет всего 7,6 см, однако умещается на нем более 14 000 страниц с информацией о происхождении, географии распространения, грамматике, фонетике, лексике и письменной системе каждого из 1500 языков, а также тексты на них. Прочитать все это можно под микроскопом с 650-кратным увеличением. Технология создания диска позволяет хранить данные от 2000 до 12 000 лет.

Британская писательница, эвентменеджер, модель и блогер Флер МакГерр пропагандирует медленный образ жизни в стиле винтаж. Она носит платья ниже колен, регулярно ходит в салон, чтобы сделать прическу, готовит обеды и ужины, проводит время с подругами за чаем и маникюром и придерживается традиций прошлого в повседневном общении и образе жизни. «Мне нравится, как относились к телу наши бабушки, — говорит одна из подруг Флер, Лиза, которая также увлекается винтажной медленной жизнью. — Им был неведом культ худобы, они умели ценить свои формы. А одежда, которую носят современные женщины, подогнана под несуществующий стандарт».

Тем не менее, Флер удается успешно интегрировать в свой распорядок жизни вполне совре-менные вещи: бег, йогу, поездки на велосипеде и танцы. Идеология МакГерр — это не классическая Slow Life в чистом виде, а скорее рассказ о том, в какую «обертку» можно завернуть медленную жизнь. В блоге писательницы можно найти массу полезных рекомендаций по покупке винтажной обуви, выбору мест для фотосессии, прогулки или проведения стилизованных мероприятий. Кроме того, Флер — это отличный пример того, как зарабатывать, а не терять деньги из–за своего стремления к неспешности в мире, где все торопятся.

http://theoryandpractice.ru/posts/8671-slow_life