Прочитай Чехова – стань успешным управленцем

Ученые объясняют, как чтение художественной литературы развивает эмпатию, повышает производительность труда, улучшает связи и лидерские качества
 
Представьте себе, но после прочтения короткого рассказа, например, «Хамелеон» Антона Чехова, вы на какое-то время начинаете чуть лучше понимать людей. Таковы результаты исследования ученых из New School for Social Research в Нью-Йорке, опубликованного в журнале Science.

Способность понимать чувства другого и на основе этого строить социальные отношения в психологии описывается как теория разума. Теорией это называется потому, что у нас нет прямого доступа к психике другого человека, мы только предполагаем, что он может думать и чувствовать так же, как и мы. Исследователи различают два вида теории разума: эмоциональную – способность замечать и понимать эмоции других, и когнитивную, то есть предположения об убеждениях и намерениях других. Обычно это называют одним словом: эмпатия.

Родители интуитивно учат детей этой теории, когда спрашивают: «Как ты думаешь, ей понравилось то, как ты себя повела»? Человечество, впрочем, создало культурные практики для развития этих способностей, и одна из них – художественная литература.

Художественная литература – маркер социального класса. Научный факт: человек, который прочитал хорошие произведения и наслаждался ими во время чтения. в самом деле стал лучше и благороднее.

Это отражается во всех сферах жизни: в семье, в кругу друзей, в карьере и общественной жизни. Было показано, что эмпатия, воспитываемая литературой, развивает креативность и увеличивает производительность труда.

Эмпатия чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Специалисты по управлению постоянно говорят об эмпатии как о необходимом качестве  успешного предпринимателя.

Почему же читать хорошую художественную литературу полезно не только для души, но и для успеха?

Знаешь писателей – разбираешься в людях

В серии из пяти экспериментов психологи из New School for Social Research как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (по размеру как «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) – и серьезную художественную литературу (классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы), и популярную.

Сразу после прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Один из них, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий с глазами людей: требовалось правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Второй тест – на узнаваемость писателей: из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы.

Результаты показали, что даже после краткого, 3–5-минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Причем она повышалась после текста с хорошей литературой, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.

Чем больше писателей из списка мог определить человек, тем лучше он различал эмоции. 

Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьезной литературе, почему такие изменения происходят за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов в тексте, тем выше оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе. Но это не главная характеристика, а указание на то, что есть что-то несравненно привлекательное, что мы ищем и находим в ней, несмотря даже не негативный фон.

Ученые задали вопрос, как долго длится эффект после столь короткого чтения, и почти ответили на него, обнаружив зависимость между лучшим узнаванием писателей и правильным определением эмоций.

Литература и социальные связи

И это отнюдь не первое исследование, обнаружившее связь между литературой и эмпатией. Лаборатория Мара  в Университете Йорка в Канаде уже на протяжении многих лет занимается этими вопросами. Их исследования показывают, что вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя» люди, которые много читают художественную литературу, поддерживают достаточное количество социальных связей. Иными словами, они не страдают от одиночества.

Зато с социальным общением есть отчасти проблемы у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.

Литература и быстрый мозг

Кое-что объясняет и нейропсихология. Так, в одном исследовании испанских ученых было показано, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируются так, словно мы на самом деле почувствовали запах.

Метафоры, например «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки», активируют  осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.

А французские ученые показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно: если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.

Чтение хорошей литературы захватывает воображение и неизбежно вызывает мультимодальную симуляцию мозга. 

Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные – так, словно происходят с читателем на самом деле. Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, – лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют забраться в голову другого человека, или посмотреть на мир глазами бога, или пережить то, что в действительности невозможно. Как правильно заметил какой-то писатель, книги дают возможность прожить тысячи ситуаций и сотни жизней, а тот, кто не читает, ограничивает себя лишь одной.

Эта уникальная возможность уже осознана и применяется. Так, есть программы чтения для трудных подростков или матерей-одиночек. Литература призывается для увеличения сочувствия у врачей и для заключенных. На очереди, я уверен, – предприниматели. У людей развиваются социальные навыки, они легче начинают понимать других и, как следствие, лучше адаптируются в мире.

http://slon.ru/biz/1004577/