Роль русских в будущем России
 Один из ключевых вопросов национальной политики сегодня – это вопрос русского народа, который является не только большинством населения России, но и функции которого выходят далеко за рамки лишь только количественных характеристик русских.
 
Сейчас обо всём этом говорится много и на самом высоком уровне. В частности не так давно об этом упоминал и Владимир Путин в своей статье о национальном вопросе, в котором, правда, оказалось очень много «но» и «если».
С одной стороны, выстраивая в нашем многонациональном государстве национальную политику и какие-то гармоничные межнациональные отношения, мы должны иметь внятные условия и правила интеграции, для чего необходим также и сам интегратор, который сведет разрозненные «ниточки» национальной жизни в некое «единое полотно». Очевидно, что в России это могут сделать только русские – во многом из-за того, что история формирования страны была таковой. А также и потому, что никто другой этого сделать в принципе не сможет.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель.
 
В этом процессе первую часть должно формулировать государство: создавать условия интеграции и формировать правила этнической игры. А вот с интегратором всё намного сложней, ведь его вырастить нельзя – он у Вас либо есть, либо же его нет. Но, к счастью, он у нас имеется – это русские! Однако, за последнее время роль этого интегратора серьезно скорректировалась.
 
Тот же Путин в его вышеупомянутой статье ссылается на известнейших и самых выдающихся русских мыслителей. Но не стоит забывать, что все они представляют прошлое – тот же Достоевский, который так хорошо пишет о русских, писал о них более чем столетней давности и они были совсем не такими, как сегодняшние.

Фёдор Михайлович Достоевский – выдающийся русский писатель XIX века.
 
Что происходило с русскими в XX веке.
 
Русским достался очень сложный XX век и, пожалуй, всем народам нашей страны было нелегко и каждый из них имеет право говорить о своих проблемах и отчаяниях. Но у всех они разные.
 
Основная хронология тех событий с точки зрения ресурсозатрат:
 
Все началось с очень обидного поражения в русско-японской войне.
 
Далее Первая мировая война, которая вообще была не нашей войной и совсем не была нам нужна. Но, несмотря на это, русские положили столько жизней и вдобавок потеряли немало территорий.

Царь Николай II с семьей
 
За этим следовал распад Русской империи и Октябрьская революция. Эти события стали в первую очередь психологически тяжелыми для народа. Не меньший удар нанесла иммиграция заграницу большей части тогдашней национальной элиты.
 
Гражданская же война и вовсе носила катастрофические последствия для русских, поскольку она проходила в основном в славянских регионах. Не стоит забывать, что на тот момент еще сложно было четко разделить русский, украинский и белорусский народы.
 
За революциями и гражданской войной следовали индустриализация, коллективизация, рассказачивание, раскулачивание и т.д. Стоит признать, что не все эти процессы проходили насильно и некоторые из них были объективны – к примеру, раскрестьянивание(переход сельского населения в городское). Но, тем не менее, эти процессы серьезно меняли жизнь русских.
 
Потом наступила чудовищная Великая Отечественная Война, на которой русские положили в процентном соотношении, жизней не меньше чем другие народы. В первую очередь, потому что самые активные боевые действия проходили именно на наших землях. В этот страшный период мы потеряли «цвет нации», поскольку с войны вернулись израненные, искалеченные мужчины, а многие, конечно же, и вовсе не вернулись. Как итог, целое поколение новых русских мужчин воспитали женщины, потому что мужчины уже не могли в том же объеме что и раньше взять на себя эти функции.
 
Не успели мы отдохнуть от великой отечественной войны, как началась «Холодная война» и гонка вооружений. Затем нам пришлось восстанавливать свою собственную экономику. Вслед за этим мы создали атомную бомбу и запустили первого человека в космос.


Первый космонавт, побывавший в космосе, был русским.

 

А потом следовала долгожданная историческая передышка – эпоха брежневского застоя. Но и этот отдых длился не долго – вскоре начался предраспадный период Советского Союза. Да и после распада СССР, как мы знаем, были не самые лучшие времена для русского народа – тяжелые 90-е.

Вообще распад СССР был настоящей геополитической катастрофой. Для русских же это была еще большая катастрофа, ведь они многие столетия выстраивали свой мессианский проект. Всё началось еще с «Москвы – третьего Рим», потом он много раз видоизменялся, но всегда был некой миссией. И всё это время наши предки видели себя одним из крупнейших мессианских народов мира.
 

Создание России как многонационального государства – также было мессианским проектом. И СССР, как бы кто к нему не относился, возвел этот проект в наивысшую его стадию. Теперь мы были не для славян и не для православных – главной задачей стало строительство новой более совершенной формы мироустройства для всего мира. И все эти энерго- и ресурсо- затратные факторы советского периода были вполне логичными в рамках достижения этой цели.

В злополучном 1991 году мы не только не достигаем этой цели, но заодно еще и уничтожаемся, а вскоре и вовсе перенимаем модель поведения вчерашнего врага. Как следствие, возникает чудовищный диссонанс в сознании. По мнению психологов в этот период у русских возникла фрустрация – этакая потеря ориентации в пространстве. Вдобавок к этому появилось еще и состояние посттравматического синдрома после ВОВ.

Важным является то, что все вышеописанные проблемы не начинаются сразу, а лишь спустя одно-два поколение, то есть уже сейчас. И те проблемы, которые были вызваны войной, мы на самом деле еще до сих пор не пережили. Именно в таком тяжелом состоянии сейчас и находятся русские.

Самовар известен, как изобретение русских.

Соответственно возникает очень важный: как же при таких обстоятельствах русские могут выполнять свою интегративную роль?

Выражением всех этих проблем стали, например, демографические процессы в России последних лет. В межперепесной период с 1989 по 2002 год русские потеряли около 8 миллионов человек. Эта цифра получается при условии, если произвести всё необходимые вычитания и добавить миграционный прирос. Таким образом, за 10 лет мы потеряли больше 6% населения без каких-либо крупных войн и катаклизмов. Это и есть главным и самым болезненным последствием тяжелого национального кризиса.

Традиционные русские матрешки – один из самых узнаваемых символов России в мире.

Таким образом, с одной стороны мы стоим перед необходимостью активизации интегративной роли русских, а с другой стороны мы понимает, что русские сегодня в глубоком кризисе.

Как же должна тогда выстраиваться национальная политика в таких сложных условиях?

Существует всего два варианта – поддерживать разные народы по-разному или всё-таки проводить универсальную и одинаковую для всех национальностей процедуру.

И когда мы знаем, что на Кавказе есть экономические проблемы и колоссальная безработица и для устранения их, даем туда деньги, то делаем, скорей всего, правильно. Другой вопрос, что всё эти финансовые процессы необходимо тщательно контролировать.

Подбные фото с главой Чечни Рамзаном Кадыровым заставили многих россиян усомниться в правильности дотаций в эту республику.

Когда же мы видим, что у русских есть свои проблемы (демографические, культурные), то в первую очередь нужно уделять внимание именно этому. Ведь за последние 20 лет мы не получили ни одного яркого культурного образца именно от русских. Например, нам нечем гордится в отечественном кинематографе последних лет – конечно, были локальные успехи, достижения, но нельзя говорить, что это тренд.

Сейчас же мы массово перенимаем западную культуру, и это характеризует то, что сегодня наша собственная культурная традиция не является для нас привлекательной. А это уже в известной степени культурная деградация.

Все эти культурные проблемы и отсутствие вложений в неё требуют иного подхода и дополнительного внимания. А именно: к литературе, кино, театру и к образованию, в конце концов. Необходимо научится дифференцировать разные проблемы всех народов и таким же образом их решать. Потому что если мы не начнем уделять этому внимания, то Россия потеряет интегратора и её основополагающий народ превратится из народа «для других» в народ «для себя». И если это, не дай Бог, произойдет, то скорей всего мы потеряем Россию.

Реконструкция Большого театра – один из важных шагов к культурному возражению нации.

Когда политическая власть говорит о такой роли русских, то она делает очень правильно, потому что когда какая-то социальная группа должна выполнять ту или иную социальную роль, но политического запроса на эту роль нет, то элита этой группы не очень понимает «необходима ли государству эта роль вообще». В итоге, она может переориентировать свою активность в другое русло. Но когда от государства возникает такой запрос, то это, как минимум, первый шаг к достижению нужных результатов.

Также одновременно должна возникнуть дополнительная поддержка, а именно: сначала анализ русских проблем, а затем и активная поддержание направления. Только после этого мы восстановим активность русских как интегратора... но уже на других правилах. И хотя всё будет уже не так, как было раньше, но таким образом мы, по крайней мере, сумеем гармонизировать ситуацию.