Молодежная прослойка общества является важнейшим аналитическим объектом. Все взрослые члены общества пытаются изучить его под различными ракурсами. Как раз данная категория наиболее часто оказывается в центре внимания политиков, исследователей и ученых, как только разговор заходит о значительных экономико-социальных переменах. Молодое население оказывается индикатором грядущих перемен, какую бы общественную сферу мы ни взялись рассматривать. Для государственных представителей особенно любопытными оказываются планы в сфере трудоустройства, а также репродукционных и миграционных процессов. Бизнес следит за переменами в потребительских предпочтениях. Информационную сферу интересуют свежие течения с тенденциями. Среднестатистический современный молодой человек отображает общество, которое нас ждет завтра, в целом.

Не подлежит сомнению тот факт, что человек значительно влияет на пространство, которое его окружает. Важно помнить, что внешние признаки многое закладывают в процессе личностного формирования. Если в обществе существует стабильность экономико-социальной ситуации, обнаруживаются некие неизменные жизненные приоритеты, служащие молодому поколению ориентирами. К сожалению, как раз постоянством современное общество похвастать не может. А значит, оно не способствует выработке конкретных целей и единой стратегии. В начале девяностых годов прошлого столетия в государстве проявились значительные демографические проблемы, которые были приобретены в эпоху социальных трансформаций и привели в итоге к резкому уменьшению молодого населения. Это ведет к определенным проблемам в области образования и труда. Не стоит при этом забывать и о том, что лишь за последний год численность молодого населения достигла около 29,5 миллиона человек, сравнявшись с совокупным населением ряда европейских государств.

Нынешняя российская молодежь является уникальнейшим сообществом, неизменно сталкивающимся с радикальными переменами не только в экономике, но и в социальной политике государства. Актуальной становится проблема необходимости жизнедеятельности в весьма неопределенных условиях. У поколения молодежи есть ряд преимуществ: значительный уровень психологической гибкости и мобильности. При этом есть и недостатки, вроде отсутствия эмпирического опыта.

Поколение ПепсиЭкономисты и социологи активно пытаются осмыслить эффекты от глобальных экономико-финансовых кризисов и влияния их на развитие молодежи в течение последних лет. Поколение, чье детство с юностью пришлись на развал Советского Союза, получило неофициальное имя «поколение П». Поколение это вынудили стать активным экономически не только лишь в условиях переходной неустановившейся экономики. Они еще и столкнулись с кризисом 1998 года, разрушившим все заново созданные принципы рыночной работы.

Экономическая плановая система, которая существовала до 1991 года, искусственным образом маскировала происходящие в государственной экономике циклические кризисы. После перехода к экономике рынка и отказа от экономического централизованного регулирования выявилось огромное количество стихийных тенденций.

С одной стороны, они ставили перед большинством из нас вопрос элементарного выживания. С иной стороны, они дали возможность для повальной приватизации ранее государственной собственности, а также – для привлечения невероятного числа зарубежных дешевых товаров для последующей перепродажи. А ведь реального производственного сектора тогда не было. Подобные процессы ведут к быстрому расслоению общества на слишком бедных и слишком богатых. Средний класс, в норме являющийся базой для гармоничного экономико-социального общественного развития, в принципе перестает существовать.

Параллельно с крахом системы экономики негодной становится и прежняя идеология, более уже не актуальная в радикально изменяющемся обществе. Правда, для формирования свежей идеологии требуются не только четкие ориентиры, но и время, в количестве, достаточном для охвата значительной части общества.

Старт девяностых годов прошлого века, помимо всего прочего, ознаменовал невероятной мощности информационный поток. Речь идет не только об огромном количестве низкопробных телепрограмм и рекламы, но и о разнообразии появившихся брендов и названий, заполонивших рынок дешевых товаров. Все указанные причины и стали одной из причин негативного отношения к работе у подраставшего тогда поколения.

Обострилась ситуация и с ростом в государстве криминала, незаконными операциями приватизации. Бывали и рейдерские захваты собственности, бывшей некогда государственной. В этих случаях увольняли сотрудников прямо целыми предприятиями. Многократное увеличение общественного расслоения в обществе возрастало предложения доселе недоступных услуг и товаров. Зарубежные передачи, сериалы и фильмы формировали идеал успешного потребителя. У этого человека высок достаток, он исполняет все свои желания, начиная с качественных джинсов и завершая яхтами и загородными замками. «Поколение П» поставили в условия экономического краха и увеличившегося потока товаров. Но ведь культуры потребления просто не было, как следствие нерациональное поведение не только потребителей, но и продавцов. Произошедший в 1998 году российский экономический кризис стал сильнейшим ударом для лишь начавшей укрепляться государственной экономики.

Молодежь РоссииПоколение, родившееся в начале двухтысячных годов, требует не менее пристального рассмотрения. Западные исследователи подарили ему название «поколение рецессии», иначе: «поколение Р». Формировалось оно в условиях не очень-то благоприятных глобальных экономико-финансовых процессов. Второе после постсоветского, название «поколение Р» выражает всемирные экономико-социальные процессы. Использование данного имени в чем-то помогает проведению параллели с «поколением П». С другой стороны, оно включает нашу страну в глобальный контекст. Главным различием между данной парой поколений заключено в охвате молодого населения.

Если происходившие в финальном десятилетии прошлого века, описанные нами, процессы преимущественно влияли на людей в границах постсоветского пространства, события годов двухтысячных имели масштаб более глобальных. Они охватили большую часть стран: как развитых, так и развивающихся. Правда данная глобализация не вызвала унификацию кризисных эффектов, порождая в конкретном национальном контексте специфическое реагирование. В России, скажем, возросла коррупция, увеличилась безработица среди молодежи, ограничился доступ к хорошему образованию.

Изучать поколения в связке с характеристиками текущих событий любопытно по целому ряду причин. В первую очередь, важно это в связи с присутствием специфических черт у молодежи, как у обособленной категории населения. Кроме того, перемены в факторах внешней среды вызывают сдвиги в поведении, сознании и идентификации тех молодых людей, которые являются потенциалом общественного развития грядущих двух – четырех десятков лет.

Более того, нынешнее информационно общество вынуждает рассматривать «молодежную» категорию не только в отдельно взятых странах. Оно формирует термин «мировая молодежь». Приходится искать сходства и различия в условиях взаимодействия с остальным обществом и жизнедеятельности молодого поколения различных регионов.

У «поколения Р» есть несомненное преимущество перед «поколением П». У него существует эмпирический опыт жизни в условиях периода кризиса у более старших поколений. Они получили возможность выстраивать конкретную поведенческую линию в условиях социальной и экономической нестабильности. Они также могут, основываясь на имеющихся знаниях, давать довольно-таки достоверные прогнозы.

ШоппингНемалую роль также играет отсутствие перемен в государственном социальном и политическом курсе. Как результат – более значительная лояльность у представителей «поколения Р» относительно действующей власти. Эти молодые люди гораздо более уверены в стабильности власти и государственной поддержке, чаще дают оптимистические прогнозы касательно развития отечественного общества. Более того, у появившегося в двухтысячные годы поколения есть сложившаяся культура потребления. Этим людям не приходилось сталкиваться с продуктовыми талонами и пустыми полками в магазинах.

У современной молодежи, наоборот, особенно остро ставится вопрос потребительского выбора при наличии разнообразия и высокого качества товарного ассортимента. Любопытно и отношение этих ребят к обретению благ. С одной стороны, у них никогда не возникает ажиотаж – ведь есть возможность в любой момент приобрести желаемую вещь. Но при этом у представителей нынешней молодежи четко выражено желание получить самый модный и дорогой продукт, имеющийся в настоящее время. Более всего касается это товаров, отображающих статус их хозяина: компьютер, телефон, одежда, автомобиль и так далее. Молодое поколение очень зависит от современных технологий, это влияет и на сферу потребления. Приобретение вещей, чаще всего, теперь становится заказом через Интернет. В итоге скорость товарооборота резко возрастает.

Создание вероятного образа «поколения Р» является лишь попыткой сформировать образ, который соединил бы главные поведенческие линии исследуемой группы. Конечно же, для совокупного объединения информации требуется множество различных факторов. В результате реальная действительность искажается. Но существуют и совершенно измеримые, очевидные характеристики. К ним можно отнести рост молодежной безработицы, перемены в цене образования, расслоение в жизненных уровнях между сельской и городской молодежью, снижение или повышение потоков миграции.

Иные характеристики скрываются в жизненных повседневных принципах, в планах карьерного построения и достижения некоего жизненного статуса, в предпочтении какой-либо долгосрочной стратегии, в создании новых ценностей с идеалами, определяющих главное направление грядущего общественного развития.

ФлэшмобУ рассматриваемого нами поколения есть специфические черты, среди которых: постановка собственных интересов превыше общественных, эгоизм с самоуверенностью, наличие прагматичных конкретных целей, смешение субкультур, эксплуатация ответственности и чувства вины старшего поколения,прагматизм в применении ресурсов, эстетизация повседневности. Ключевым стержнем молодежи является необходимость в участии в текущих событиях, стремление к причастности к актуальным процессам. Характеристика эта может найти отражение не только в гражданской активной позиции, а также проявлении политических наклонностей, но и в желании относиться к категории «популярного и модного».

Необходимость пристально рассматривать молодежь связана со спецификой положения ее в обществе. Молодое поколения является не просто пластом, переходящим к зрелости от детства, но и отдельным экономико-социальным общественным явлением. Именно она уже ныне определяет, каким окажется будущее всего мирового сообщества. У молодежи есть свои особые функции, не заменимые представителями прочих социальных групп. Общественный статус позволяет ей максимально присваивать блага, как материальные, так и духовные. А ведь как раз уровнем развития общества в целом определяются возможности любого современного молодого человека.

Адекватное общественное развитие обычно приводит к тому, что стартовые позиции для входа во взрослую жизнь у каждого молодого человека становятся более благоприятными, нежели у представителей предыдущих поколений. При этом молодежь лишь приступает к самостоятельному существованию, принимая поступательно новые и новые социальные роли. Кризисные моменты переносить ей намного проще. Однако они же и ограничивают потенциал ее дальнейшего развития. На молодом поколении лежит ответственность за будущее своего государства. Вместо с тем, оно же отражает и решения, принятые раньше.