Русский арт-рынок к 2017 год-Владимир Богданов
 Реакцию скептиков на постановку вопроса предугадать не сложно. В пятилетней перспективе трудно избегать навязчивых мыслей о рисках крушения евро, особенностях избирательного цикла, расширяющейся воронке финансового кризиса и прочих. Не игнорируя сложностей момента, предлагаю все-таки вывести за скобки условно апокалиптические сценарии и ограничиться тактическими предположениями на перспективу от одного года до пяти лет. Назову это даже не прогнозом, а размышлениями на тему, как может измениться русский рынок искусства в обозримой перспективе. Итак, без магического кристалла можно предвидеть, что:
 
1. Расширится предложение качественного искусства в нижнем и среднем ценовом диапазоне. Рынок будет разворачиваться лицом к клиенту с начальным уровнем платежеспособности. Сегодня де факто люди с бюджетами до 1000 долларов не обеспечены качественным предложением. Это не нормально. В всем мире за такие деньги можно выбирать графику современных художников, тиражную графику, компактную живопись и скульптуру, а также качественные работы художников, находящихся в начале карьеры. Да и у нас при большом желании можно, если места знать. Но потенциальный покупатель, который «не знает мест», в первую очередь сталкивается или с вещами явно ему не карману, или с ярмарочным хламом. В результате разочарованный средний класс купит скорее айфон, чем искусство. Многие участники рынка эту проблему понимают. Разговоры на эту тему уже идут. И ситуация, возможно, начнет меняться если не в этом, то в будущем году.
 
2. Галереи начнут публиковать каталоги своих предложений с ценами. Почему их нет сейчас — вопрос на самом деле очень не простой. Да, ряд известных галерей, которым скрывать нечего, уже давно публикуют свой ассортимент с ценами. Но большинство по-прежнему не спешит делиться информацией. На то есть разные причины. Кто-то торгует не своими работами, кто-то не желает обнародовать цены по желанию клиентов, кто-то назначает цены по ботинкам покупателя, а у кого-то просто не доходят руки. Тоже понять можно. Следить за ценами на сайте, обновлять их — это ведь дополнительная работа, дополнительные расходы. А у ряда галерей и сайтов-то до сих пор нет… На Западе, кстати, тоже ситуация неоднозначна. И сайты не у всех галерей есть. И цены многие не публикуют. Например, «Галерея Гагосяна» дает цены хотя бы на часть ассортимента в Сети, а галерея «Мальборо» — ни на что не дает. И вряд ли это происходит оттого, что руки у них не доходят.
Впрочем, один момент точно не вызывает сомнения: если бы открытие доступа к ценам на сайте сразу приводило бы к ощутимому росту продаж, то все осложнения от подобной «гласности» были бы в миг забыты. И цены публиковали бы все. А раз этого не происходит, значит, что-то не так. Но все равно это вопрос времени. Вспомним, что не так давно и на Антикварном салоне цены называли шепотом и с оглядкой. А теперь — без проблем: никто не тушуется и прайсы лежат на столе.
 
3. Критерий эффективности в работе в ближайшие годы станет определяющим. Важно станет не то, насколько это изящно или престижно, а работает или нет. Такой подход диктуют ужесточающиеся экономические условия. Это касается и рекламы, и затрат на пиар. Арт-бизнес начнет формулировать простые вопросы: работает реклама или нет, работают галерейные сайты или нет? Стоит ли довольствоваться посещаемостью в 30 человек в день или лучше бороться за внимание на специализированных «раскрученных» площадках с посещаемостью тысяч в пять? Стоит ли вообще делать собственный потенциально тоскливый сайт или можно обойтись мощностями современных социальных сетей? Если же сайт решительно нужен, то следует учитывать, что…
 
4. Сайты и информационные сервисы для рынка искусства вскоре перейдут на новые стандарты. Не все сразу, но тут как раз процесс вполне предсказуем. В этом году начнется стремительный переход на адаптивные сайты, подстраивающиеся под экраны конечных устройств, в первую очередь планшетов и смартфонов. Условно говоря, если раньше для сайтов приходилось разрабатывать специальные мобильные версии (что мало кто делал), то сайты нового поколения будут изначально универсальны. Если смотреть на экране ноутбука — будет все аккуратно. А если смотреть на смартфоне, то страницы сайта не уменьшатся пропорционально (как сейчас), а автоматически переформатируются в колонку для удобного просмотра. Для айфонизированного донельзя русского арт-рынка это будет весьма кстати. Да и ролики Flash, не отображающиеся на айфонах-айпадах, тоже уйдут в прошлое. Это далеко не единственные отличия сайтов нового поколения, выполненных по стандарту HTML 5, но одни из самых очевидных.
 
5. Резко возрастет число аукционов. Что тоже поддерживает прошлогоднюю тенденцию. Все хотят аукционов — такой момент. Его нужно пережить. Или, если угодно, в это нужно наиграться. Большинство аукционов будет носить ситуационный характер — разовый, эпизодический, под какое-то событие. Часть из них будет проводиться в Интернете (или только в Интернете). Большинство этих начинаний обречено на более чем скромный эффект. Но зато позволит накопить опыт, отладить технологию и быть во всеоружии, когда роль Интернета в жизни арт-рынка заметно возрастет.
 
6. Изменится роль галерей. По мере повышения прозрачности рынка (об этом позже) залогом коммерческого успеха станет умение качественно представлять своих художников, найти правильную нишу. Из относительно пассивных торговых структур, живущих на связях и круге клиентов, галереи будут превращаться в высокотехнологичные отделы маркетинга своих художников.
 
7. Печатные каталоги к выставкам и альбомы окончательно уйдут в прошлое. Хранить это обилие полезной информации на бумаге неудобно: печатные издания требуют слишком много места и плохо приспособлены для поиска, не говоря уже о том, что в редкий нужный момент необходимый каталог почему-то оказывается на даче... О стоимости печати — уже не говорю. Естественный выход — распространение в электронном виде. Дешево, всеохватно, надолго. Верю, что и возможность зарабатывать на продаже электронных каталогов тоже сохранится. Продаются же сегодня официально бестселлеры: хочешь, покупай книжку за 450 рублей, а хочешь — загружай на айпад за 200 рублей. Думаю, что недалек тот день, когда роль стола с пачками каталогов на вернисаже будут выполнять станции загрузки. Жаль только, подписать у автора будет нечего.
 
8. Появятся сайты — агрегаторы ценовой информации для рынка искусства. Это уже произошло на рынке электроники («Яндекс. Маркет», Price.ru и другие), где сайты-агрегаторы помогают покупателю сориентироваться и уложиться в свой бюджет. Но существующие агрегаторы обслуживают очень высококонкурентный рынок стандартизированных товаров. С искусством будет сложнее: произведение — это уникальный товар, который сложно объективно с чем-либо сравнивать, плюс существует своя специфика: работы не любят «засмотренности» (новому владельцу сложнее будет похвастаться новизной, раз все уже видели в Интернете), существуют «эксклюзивы» (когда работы художника продает только одна галерея и на особых условиях) и прочие нюансы. Кроме того, непрозрачность информации потенциально позволяет продавцам манипулировать ценами на произведения сопоставимого качества: продавать по ситуации значительно дороже рынка и покупать дешевле. Для покупателя же такая ситуация в корне не выгодна — ему, наоборот, интересно сравнивать широкий спектр предложений в доступном для себя ценовом диапазоне, выбирая лучшее. И в перспективе ответом на этот массовый запрос могут стать сайты-агрегаторы, позволяющие выбирать предметы по цене, направлению, жанру. Правда, для их появления нужно, чтобы хотя бы галереи решились публиковать свои цены.
 
9. Изменится структура потребительского спроса. В частности, можно ожидать роста потребления и производства тиражного искусства — графики, скульптуры, фото, видео. Аудитория отходит от прежних стереотипов об уникальности, ей уже не так, как раньше, необходимо, чтобы произведение «хранило тепло рук художника». Решающее значение будут иметь идея и замысел, а не то, как и кем технически было выполнено произведение (подмастерьями, бригадой на фабрике и пр.). В ряде случаев тиражирование работы позволит серьезно снизить цену на нее. Кроме того, поворот к мелкосерийному изготовлению будет подталкиваться и самим техническим прогрессом — доступностью 3D-принтеров (вырезающих объекты из материала с загруженного файла с цифровой моделью) и др. Можно также осторожно предположить, что в среднесрочной перспективе русский рынок начнет с аппетитом потреблять фотографию, видео, а также новые, альтернативные виды искусства.
 
10. Усилится «коллективизация» — стремление к формированию объединений у художников и у коллекционеров. Не один десяток лет русское искусство пыталось разделиться на «атомы», индивидуальности. Причины этого процесса понятны. Равно как и издержки. Но жизнь доказывает, что вместе не просто веселее. Мы уже с трудом перевариваем существующий шквал информации. А он будет только усиливаться. В перспективе и коллекционер, и зритель будут вынуждены фокусироваться только на крупных событиях, самых ярких сигналах. А локальные события вынужденно останутся незамеченными. В итоге без объединения, без групповых выставок и групповых стратегий поддерживать интерес публики будет все сложнее. Это касается не только групп художников, но и клубов коллекционеров. С меркантильной точки зрения «коллективизация» на руку и самим коллекционерам. Так проще ориентироваться, выбирать вещи по своей теме, ставить цели для покупки и структурировать свои коллекции.
 
11. Появятся первые русские онлайновые ярмарки искусства. «Ледоколом» темы виртуальных ярмарок выступает американская VIP Art Fair. За ее успехами и провалами следят сотни внимательных глаз. Через несколько лет к такому формату попривыкнут, изрядная доля скепсиса испарится и не исключено, что появится русская площадка, работающая по той же модели. Невысокие в сравнении с традиционным форматом операционные расходы, простота участия и возможность охвата огромной аудитории наверняка привлекут на такую площадку галереи, ориентированные на русский рынок.
 
12. Русскому искусству придется сильнее конкурировать с сопоставимым по классу зарубежным искусством на нашем рынке. Покупатели отходят от многолетнего принципа, что «в России лучше покупать русское». И смешанные коллекции в Москве уже не редкость. В будущем, по мере устранения ряда существующих барьеров (дорогая доставка, безопасность сделок и пр.), подобная «глобализация» в коллекционировании будет лишь усиливаться. В результате потребитель сможет купить больше качественных работ за меньшие деньги. Встречным курсом это приведет и к лучшему представлению русских художников на Западе. 
 
13. Эффект от негативного влияния политики ослабнет к началу 2014 года. Наступивший год обещает неожиданные кадровые перестановки и изменения в статусе различных кланов, по меньшей мере. Для многих «патронов», их свиты и бизнес-партнеров это означает период настороженного ожидания. В состояние комфорта и склонности к покупкам этот довольно многочисленный и чувствительный для нашего рынка искусства класс войдет года через полтора-два после суеты с выборами. То есть к началу 2014-го.
 
14. В Москве в ближайший год ожидается всплеск моды на культуру вообще и изобразительное искусство в частности. Конечно, одна только административная активность муниципальных властей в сфере культуры тут погоды не сделает. Скорее и проще сработает пружина отложенного спроса. Для многих в кризис искусство отошло на дальний план, но за три года люди устали — и начали потихоньку возвращаться к прежним ценностям, не дожидаясь, пока жить станет веселее. Это заметно уже по прошлогоднему успеху программных выставок, очередям в музеи и по небывалому количеству вернисажей. Другое дело, что с точки зрения рынка речь пока идет больше о том, чтобы увидеть, чем о том, чтобы купить. Но и такой чисто культурный интерес со временем имеет приятное свойство конвертироваться в деньги.
 
15. В ближайший год сохранится умеренно-благоприятная ситуация для инвестиционных покупок. Цены в течение года будут оставаться на привлекательно доступных уровнях. Покупательская способность среднего класса все еще не восстановилась, а чиновничьим и деловым «элитам», некогда задававшим тон на рынке, сегодня сильно не до того. Для рынка это минус. Но именно такие периоды «возле дна», когда решиться на покупки многим психологически сложно, оказываются выгодными для частных инвестиций. Посмотрите, например, как расчетливые немцы на волне еврокризиса и панических настроений стали активно покупать подешевевшие акции. Рынок и в 2012 году продолжит оставаться «рынком покупателя», когда владельцам денег продавцы будут чаще идти навстречу. Динамика нашего индекса покупательской активности ARTIMXba косвенно подтверждает этот прогноз.
 
16. Участники рынка будут смелее экспериментировать с ценовыми стратегиями. Иногда затоваривание на фоне высоких цен объясняется весьма банально. Долгие годы покупателей приучали к мысли, что искусство с каждым годом способно только дорожать, а дешеветь не может. А если что-то внезапно перестало продаваться, то, дескать, ничего страшного — «наш товар от времени не портится». Создать движение, адекватно моменту снизив цены, — на это пока смогли решиться лишь отдельные продавцы. В числе наиболее резонансных примеров можно вспомнить распродажи запасов Галереи Леонида Шишкина — аукционы «Все от 5000 рублей» и регулярные аукционы «Гелоса». Массовым этот почин не стал. Пока. Но по мере взросления русского рынка в выигрыше окажется тот, кто будет проявлять гибкость в ценовой стратегии, оперативно реагируя на изменение спроса.