Раньше возможность цифрового взаимодействия с умершими друзьями или родственниками являлась материалом только лишь для научной фантастики. Разные предприниматели все время разрабатывают нейросети и чат боты, которые способны общаться с родными погибшего его языком, от его имени постить в Facebook и Twitter и искать аккаунты покойных пользователей похожие по интересам. Такое явление назвали digital-afterlife.

В этой статье мы вам расскажаем о стартапах, которые продвинулись намного дальше крионики в вопросе продления жизни человека — хотя бы, в интернете.

Расцвет активности стартапов, которые работают с digital-afterlife, выпал на 2014 год — тогда возникло несколько больших виртуальных кладбищ и сервисов, позволяющих в социальных сетях сохранять память о покойном. За следующие 3 тогда предприниматели  сконцентрировали свое внимание на проектах, которые позволяют  создать виртуальную копию умершего — как оценивают аналитики, данное направление развивается очень быстро, а проекты, которые создают цифровые аватары, станут популярным и через несколько десяткой лет.

Приложения, которые позволяют взаимодействовать с покойными, способны оказывать терапевтический эффект — людям намного проще справиться со своей утратой, если они продолжают общаться с покойными близкими голосовыми или текстовыми сообщениями. Более того, подобные сервисы дают возможность снять с темы смерти табу и начать эту тему обсуждать в кругу близких и друзей, полагает АндреаВарник  - танатолог университета Торонто.

Многие люди в современном обществе не решаются о ком-то говорить, кто умер, боясь огорчить тех, кто скорбит. Общение в чате с погибшим человеком поможет эту проблему решить — пользователи сумеют получить совет от покойного или послушать какую-нибудь историю из его жизни и о нем начать говорить.

DeadSocial

Этот стартап из Великобритании предлагает пользователям в LinkedIn, Instagram, Facebook, Twitterвести аккаунты после их смерти.Человек может при жизни заготовить посты (к примеру, записать прощальное видео или поздравления на дни рождения или новый год для своих родственников, написать мужу или жене любовное письмо на годовщину свадьбы и прочее) и устновить периодичность их выхода.

После смерти владельца аккаунт в DeadSocial активирует доверенное лицо выбранное им. Приложение после этого автоматически публикует загруженные посты. Создатели рассказывают, что пока еще могут технически оставлять аккаунты пользователей в социальных сетях активными в течение тысячи лет.

Подписка на DeadSocial полностью бесплатная, но в приложении зарегистрироваться можно только лишь в определенный период. Следующий сеанс регистрации наметили на весну 2018 года, когда будет впущена обновленная версия приложения. На сайте проекта рассказывается, что этот проект является благотворительным.Партнеры и инвесторы не раскрываются.

Spot Message

В августе 2016 года ритуальным бюро японской префектуры Тиба было разработано приложение к игре дополненной реальности Pokemon Go, которое называется Spot Message. С его помощью можно ловить послания от мёртвых на кладбищах. Пользователи могут записать сообщения и сделать свой виртуальный аватар, его разместив на кладбище, в своем родном доме или в других локациях. После смерти его друзья и родственники получат сообщения с координатами аватара, и сумеют с ним поговорить: к примеру, попросить поддержки и совета.

«Мой дядя, владелец магазина красок, восемь лет назад погиб, во время ремонтных работу пав с высоты. Его смерть оказалась очень внезапной. Я очень уважал дядю, и постоянно ходил на его могилу, чтобы с ним поговорить и посоветоваться по поводу моего бизнеса. Тогда меня заинтересовал вопрос: как было бы замечательно, если бы он мог со мной говорить на своей могиле, интересоваться, как мои дела, и меня подбадривать.

Чтобы активировать Spot Message необходимо навести камеру на объект смартфона,обозначенный заранее усопшим. Каториговорит, что приложением можно пользоваться и в других целях — к примеру, в значимых местах передавать послания: около замков, музеев, в разных национальных парках и в прочих локациях.

Приложение можно скачивать на Android и iOS, часовое размещение сообщения стоит примерно восемь йен, постоянное — от тысячи до четырех с половиной тысяч йен. Число пользователей Spot Message остается тайной.

Loggacy

Консультант по технологиям Томас Стоуни в бизнес-инкубаторе при университете Лидса разработал социальную сеть Loggacy, пользователи которой могут на своей странице хранить только самые важные воспоминания: к примеру, личные достижения,рождение ребенка,  фотографии семьи и прочее. Идея Стоуни заключается в том, чтобы дать людям возможность оставить в истории свой след —о своей жизни рассказать и передать следующим поколениям знания. «Хотя может изобрести лампочку не каждый, мы полагаем, что каждый имеет свой опыт и достижения, которыми они хотели бы поделиться. Здесь мы даем вам возможность ценить эти моменты, одновременно предлагая возможность ими поделиться со своей семьей и своими ближайшими друзьями» — рассказывается в описании проекта.

Стоуни говорит, что, по сути, платформа представляет с собой музей, экспонатами в котором выступают отдельные люди и их истории. В будущем Loggacyхочет стать «крупнейшим хранилищем семейных историй в мире».

С конца 2015 года Loggacy развивается на средства гранта, предоставленные бизнес-инкубатором Лидса, регистрация в ней бесплатная. При этом посматривать страницы могут лишь зарегистрированные пользователи.

Elrois

В начале 2017 года южнокорейская компания Elrois выпустила приложение With Me, которое позволяет создать трехмерный аватар покойного человека. Пользователи могут общаться с аватарами, задавая им простые вопросы, а также делать совместные селфи при помощи дополненной реальности.

«Мы этот проект создали для людей, которые потеряли своих дорогих и близких людей. Аватардает возможность с ними общаться, делать фото и таким образом помнить их всегда», — рассказала представитель Elrois Ен Юн Лим.

Eterni.me

Другой сервис, который позволяет создавать трехмерные аватары — Eterni.me.  «Любой человек, даже не знаменитый, не будет забыт, пока оплачивается серверный счет Eterni.me», — говорится в рекламном материале стартапа, обещающего создать виртуальные аватары пользователей, чтобы после их смерти родственники и друзья смогли с ними общаться.

С аватаром можно общаться с помощью простого микрофона — создатели обещают, что он будет вести диалог как живой человек, и повторять некоторые движения погибшего. В основе технологии Eterni.me обучаемая нейросеть, которая собирает фотографии, записи в соцсетях и показания фитнес-трекеров своих клиентов. Электронный аватар будет говорить также как умерший, копировать некоторые его эмоции и движения, утверждает основатель и CEO стартапа – медик из Румынии Марк Урсач. Он создал сервис в рамках стартап-акселератора Entrepreneurship Development Program при Массачусетском технологическом университете.

Чем раньше человек сделает аккаунт, тем лучше нейросеть обучится и тем более реалистичным получится аватар. При жизни пользователь может модерировать информацию о себе, и исключать ту, что не хочет обнародовать после смерти. У него также есть возможность определить круг людей, которые смогут общаться с его посмертной цифровой копией.

На данный момент существует бета-версия Eterni.me. Число зарегистрированных в ней пользователей – около сорока тысяч человек. Регистрация в сервисе бесплатная, планов по монетизации Урсач не раскрывает.

Everplans

Сервис для тех, кто предпочитает все планировать — даже свою собственную смерть. Everplans позволяет создать подробную инструкцию по подготовке к смерти шаг за шагом. К примеру, оформить страхование жизни, выбрать одежду, в которой вас похронят и спланировать саму процедуру похорон. Кроме того, сервис позволяет родственникам выполнить прописанную в завещании последнюю волю умершего и предлагает психологические консультации. Владельцы премиум-аккаунтов Everplans могут хранить в его базе документы, а также назначать членов семьи ответственными за выполнение каких-либо обязательств. Стоимость подписки на сервис колеблется в диапазоне от $10 до $30 в месяц.

Сервис основан консультантами стартапов Эбби Шнейдерман и Адамом Сейфером в 2010 году, и с тех пор привлек более $10 млн от инвесторов, связанных с Aging.

Replika

В марте 2017 года компания c российскими корнями Luka, основанная бывшим обозревателем «Афиши» Евгенией Куйдой и экс-сотрудником «РИА Новости» Филиппом Дудчуком, запустила сервис Replika. Проект позволяет создать полноценного виртуального собеседника — например, копию умершего друга или родственника, либо человека, которого никогда не существовало. С ботом, работающим на основе нейронной сети, можно общаться голосом через приложение на смартфоне или текстом через SMS. Сейчас приложением пользуются около 80 тысяч человек — и число пользователей постоянно растет.

В отличие от голосовых помощников вроде Siri, Replika не ищет информацию по запросу пользователя, не вызывает ему такси и не заказывает пиццу. Вместо этого она разговаривает с пользователем, спрашивает, как прошел его день, и присылает ему картинки, обучаясь на его ответах. За каждый ответ начисляются баллы в зависимости от его ценности для обучения бота — так робота можно прокачать от 0 до 50 уровня (создатели обещают, что тогда он будет максимально хорошо понимать пользователя, сочувствовать и принимать его).

Пока проект работает только на английском языке, но в ближайшее время его создатели планируют перевести Replika на другие языки, среди которых португальский, китайский, и, возможно, русский. За полтора года стартапу удалось привлечь более $11 млн от основателя Evernote Фила Либина и других инвесторов.

С ботом люди не чувствуют, что им надо стараться, и говорят вдруг по-честному, что у них на уме и на сердце. Даже возможность просто сказать это уже обладает некоторым терапевтическим свойством, она вдруг заставляет тебя подумать. Вместо того чтобы забивать свободное пространство листанием Instagram, ты вдруг находишься с собой в диалоге и что-то про себя понимаешь.

Разработки в области создания цифровой копии человека также ведут компания OculusRift, ученые из лаборатории MIT MediaLab и другие.

Это уже второй проект Luka в области создания цифровых «копий» людей. В мае 2016 года стартап создал чат-бота, воспроизводящего манеру общения погибшего в ДТП бывшего арт-директора «Стрелки» и основателя стартапа Stampsy Романа Мазуренко.