Теория радости


Счастье можно купить, нужно только знать, на что потратить деньги

На что бы вы пошли, чтобы получить миллион долларов? 65% людей были бы готовы провести год на необитаемом острове, а 30% — в тюрьме. За три миллиона около 7% могли бы пойти на убийство. Это результаты одного из опросов, которые проводила исследовательница материализма Марша Ричинс (Marsha Richins) из университета Миссури.

Все хотят обладать деньгами, однако, как показывают работы на тему уровня счастья, они могут легко осчастливить только очень бедных. «За последние 40 лет уровень жизни американцев повысился минимум в два раза, при этом уровень счастья остался практически неизменным», — пишет ученый из Института психологии Польской академии наук Якуб Крысь (Jakub Kryś). Оказывается, что если у нас есть крыша над головой, набитый до отказа шкаф и холодильник, то деньги приносят нам радость лишь тогда, когда мы знаем, на что их потратить.

Жернова гедонизма

Продажа iPhone 5 в Париже

Деньги нужны людям не для того чтобы их экономить, а для того чтобы их тратить. Новая машина, чтобы безопаснее и удобнее путешествовать, дорогой телевизор, чтобы иметь идеальный звук и изображение, туфли и платье модного цвета, чтобы красиво одеться на работу, последняя модель iPhone, потому что она лучше предыдущей... Даже самые рациональные поводы очередных покупок не объясняют, почему ради обладания предметами мы готовы рисковать собственным спокойствием и безопасностью, влезая в кредиты. Становясь богаче, мы повышаем комфорт своей жизни, но не становимся довольнее ей, подметил покойный американский экономист Тибор Скитовски (Tibor Scitovsky).

По данным Марши Ричинс, истинная причина попадания в порочный круг покупок кроется в желании перемен и искренней вере, что чудесные блага помогут нам наладить общественные связи и увеличить продуктивность, что наша жизнь наладится. При таком подходе покупки становятся самодостаточной целью. Поэтому мы так легко влезаем в долги, пишет Ричкинс в своей статье, опубликованной на страницах Journal of Public Policy & Marketing.

Удовольствие от самого желания чем-то обладать в большей степени испытывают материалисты, чем нематериалисты. Ощущение счастья, предшествующее покупке, тем сильнее, чем больше вера в «волшебный потенциал» того или иного продукта. К сожалению, даже самое сильное удовольствие от запланированных покупок, моментально растворяется, когда мы приносим их домой. «В этот момент начинают работать так называемые жернова гедонизма. Положительный опыт, а в особенности материальные удовольствия, очень быстро становятся обыденными. То что доставляло нам огромную радость через какое-то время перестает на нас действовать, становясь привычным», — объясняет Якуб Крысь.

Приключения за деньги

Психологи пристально изучают процесс покупок, разделяя его на малейшие детали. Выводы, появляющиеся в их работах, звучат оптимистично: оказывается, что благодаря деньгам все же можно стать счастливее. Мало того, что не менее приятно, ключ к счастью — это не количество денег, а способ их траты. Нужно стремиться, чтобы внутренние жернова не перемололи в один миг наше удовольствие и радость. Имеет смысл покупать впечатления и опыт, потому что мозг дольше к ним привыкает. Память отодвигает материальные блага на второй план, превращая их в малозначимый фон будничной жизни, и защищает от забвения опыт, в особенности положительные эмоции. Со временем пережитые события становятся более выразительными, подвергаются переосмыслению, и в итоге не слишком удачный отпуск спустя годы может превратиться в чудесный эпизод. Вместо того чтобы обрастать предметами, лучше «потреблять» театральные спектакли, концерты или спортивные мероприятия. Кругосветное путешествие можно назвать инвестицией в счастье, а ту же самую сумму, оставленную в автосалоне, — уже нет. Вещи, которые мы покупаем, редко отвечают нашим завышенным ожиданиям. Удовлетворение от покупки улетучивается окончательно, когда мы начинаем размышлять, что можно было иметь вместо этого. Ученые проверили, что меньше вреда приносят человеку траты, например, на неудачный поход в ресторан (официант облил нас вином, галстук попал в суп, блюда пришлись нам не по вкусу), чем на приносящий разочарование гаджет.

Путешествие

У впечатлений есть еще одно важное преимущество: их сложно сравнивать. А именно сравнения — главный враг счастья. Мы гораздо меньше радуемся продвижению по службе, покупке большой квартиры или новой машины, если наш сосед или коллега получили еще более удачное повышение, приобрели дом с садом или несравнимо лучшую модель автомобиля. В исследовании, проводившемся 20 лет назад, респондентов спросили, что они предпочтут: получать 50 тысяч долларов, когда знакомый получает 25, или 100 тысяч, когда тот зарабатывает 200 тысяч. Почти половина опрошенных предпочла первый вариант, хотя при втором они сами были вдвое богаче. Респонденты отвечали более «нормально» на вопрос об отпуске: что вы предпочитаете — две недели против одной у знакомого или месяц, когда кто-то другой отдыхает два? В этом случае завистников нашлось только 15%. Большинство предпочло долгий отпуск, даже если бы у коллег он оказался еще длиннее.

Мозг любит сюрпризы

Мы ценим наш опыт еще и потому, что он дает нам ощущение развития. Посещение музея, даже если выставка оказалась необычайно скучной, становится ценным из-за мысли, что мы чему-то научились или повысили свой культурный уровень. Такое чувство не посетит нас во время охоты за распродажами даже на самых лучших парижских и лондонских улицах.

Деньги, потраченные на переживания, помогут вам проявить себя на дружеской вечеринке, советуют Элизабет Дунн (Elizabeth Dunn) и Майкл Нортон (Michael Norton) в книге «Счастливые деньги» (Happy Money: The Science of Smarter Spending). Рассказы о пережитом бывают обычно интересными, в них есть сюжет и напряжение. Беседы о впечатлениях позволяют заново порадоваться эпизодам из прошлого и улучшают настроение тех, кто слышит их в нашем пересказе. О заграничных покупках лучше промолчать, потому что выпячивание имущественного статуса переведет нас в разряд не самых приятных людей.

Материализм оказывает негативное влияние на общение со знакомыми, а именно от этих связей в значительной мере зависит ощущение счастья. Профессор Лиф Ван Бовен (Leaf Van Boven) из университета Колорадо доказывает, что трата денег исключительно на материальные блага уменьшает популярность среди знакомых. Согласно распространенному представлению, человек, занятый накоплением вещей, эгоистичен и сосредоточен на себе, а тот, кто собирает впечатления, считается открытым и дружелюбным альтруистом. Впрочем, люди, которые говорят только о своих приобретениях, просто скучны.

Покупки

Покупая материальные блага, следует избегать рутины и излишества. Мозг обожает сюрпризы. Даже самая небольшая неожиданность приносит много радости, потому что сознание стирает плюсы заведомо известных событий. «В нашей природе есть небольшая странность: неважно, как сильно мы любим какие-то вещи — если мы получаем их слишком часто, они приедаются. Исследования показали, что это касается самых разных сфер. Мы реагируем на шопинг почти так же, как на самый вкусный торт: первый укус восхитителен, а от пятидесятого уже тошнит», — рассказывает Focus профессор Майкл Нортон из Гарвардской школы бизнеса. В своей книге «Счастливые деньги» он советует использовать простую стратегию: если вы перестанете на время, например, покупать утром кофе, через какое-то время вы вновь испытаете от него наслаждение. Покупая какую-нибудь мелочь для близкого нам человека, мы испытываем больше удовольствия, чем тратя деньги только на себя. Даже небольшие суммы могут способствовать усилению наших общественных связей, а чем они будут сильнее, и чем более близкие контакты мы установим с окружающими, тем счастливее мы будем себя чувствовать. Наше настроение улучшается также от помощи бедным. Лучше давать, чем брать — это правило работает независимо от места проживания и размера дохода, что доказал опрос компании Gallup, проведенный в 2006-2008 годах с участием 235 тысяч респондентов из 120 стран мира. В свою очередь, Лара Акнин (Lara Aknin) из университета Британской Колумбии попросила 820 студентов из университетов в Канаде и Уганде описать ситуации, в которых они в последний раз тратили деньги на себя и окружающих. Само воспоминание о ситуации траты денег на кого-то другого усиливало ощущение счастья.

Сила материализма

Если мы хотим чем-то обладать, расплачиваться за это следует сразу же. Обратная последовательность (сначала потребление, а потом изнурительное погашение кредитов) убивает значительную часть доступного за деньги удовольствия. Платить всегда неприятно, поэтому этот процесс лучше не растягивать. Вообразите, что во время романтического ужина в ресторане у вашего стола постоянно стоит официант стоит и просит плату за каждый следующий кусок. Такой вечер не оставит приятных воспоминаний, а еда покажется невкусной, даже если ее готовили величайшие кулинарные виртуозы. Однако в разделении благ на те, что не доставляют удовольствия, и те, что могут нас осчастливить, кроется ловушка. Все согласятся, что новые часы это на 100% материальный предмет, а поездка на музыкальный фестиваль — чистое переживание. Но к чему отнести новый велосипед или байдарку? Что это: материальные предметы или новые средства для путешествия в мир мечты? Будет ли велосипед одним и тем же для человека, который собирается пересечь на нем в каникулы Низкие Бескиды, и для человека, пару раз в год катающегося в городском парке? Некоторые ученые разделяют покупки на две категории: гедонистические (способствующие получению удовольствия) и чисто практические, которые позволяют достичь определенных целей. Но и здесь остается место для вопросов. Как, например, оценивать газовый гриль, который стоит в 10 раз дороже угольного? Это гедонизм или чистая практичность?

Велосипедист

Тратить деньги и получать от этого удовольствие не так просто, как описывают в своих универсальных формулах ученые. Большинство из нас не осознает силы своего материализма. Стандарты жизни навязывает нам наше окружение, и вопреки советам специалистов мы обычно хотим иметь новую машину, обустроенную квартиру и предпочитаем тратить деньги на себя, а не на других. Дунн и Нортон советуют в рамках работы по смене потребительских навыков некоторое время тщательно записывать все сделанные покупки, разделяя их на две группы: чисто материальные и приносящие удовольствие.

Планируя расходы, следует помнить об относительно регулярной подпитке ощущения счастья: не реже, чем раз в несколько месяцев, ведь эта радость длится не так долго.

http://www.inosmi.ru/world/20131027/214182409.html?utm_source=tw1