Захват всего банковского бизнеса
Аналитики Deutsche Bank написали сценарий смерти всех традиционных банков от рук новых технологических монстров. Интернет-компании сначала отнимут у них рынок платежей, а потом - и кредитование с депозитами. На революцию уйдет всего несколько лет. У банков просто не хватит средств и духу, чтобы противостоять инноваторам. Борьба для банков осложняется высокими рисками: альтернативный сценарий подразумевает, что все, кто вложит деньги в мобильные платежи сейчас, просто потеряет их

В будущем людям не нужны будут ни наличные деньги, ни пластиковые карты - будет достаточно телефона, чтобы оплатить покупки.

Эта только что начавшаяся технологическая революция бросает вызов традиционным банкам. Несмотря на снижение прибылей и более жесткое регулирование, им нужно собраться с силами и инвестировать в новые технологии. Иначе они просто не выдержат конкуренции с Google Bank или Apple Bank, которые рано или поздно появятся и захватят большую часть розничного рынка, похоронив столетние традиции счетов, чеков, переводов и т.д., пишут озабоченные аналитики Deutsche Bank.

Кризис подкосил доверие к банкам
 

Таблица 1

Традиционные крупные банки проворонили начало бурного развития современных платежных систем. Да и денег на нововведения у не так уж и много, ведь приходится увеличивать резервы и расходы, связанные с исполнением требований регуляторов, жалуются аналитики Deutsche Bank.

Они подготовили прогноз развития современных платежных систем, который оказался крайне неутешительным для банковского сектора.

Смартфоны захватывают мир


Таблица 2
У традиционных банков появляются неожиданные конкуренты - Google, Apple, Amazon и Paypal. Они уже создают модели для проведения мобильных платежей. Их клиентская база - не меньше, чем у банков. И их клиенты, как правило являются настоящими фанатами, особенно лояльными этим компаниям - в банковском бизнесе такого не встретишь.

При этом, что самое печальное для банков, рынок платежей им терять никак нельзя: после кризиса он для них вновь стал одним из самых важных.

Почему платежи так важны для банков?

Другие доходы банков снизились, но комиссия от платежей по-прежнему предоставляют им хорошую возможность заработать:

Комиссия за проведение платежей и обслуживание банковского счета составляет доход банка, который не зависит от уровня процентной ставки по кредитам и депозитам.

С помощью развитой службы платежей банки привлекают дополнительных клиентов на депозиты - клиент приходит в банк, привлеченной одной услугой, и в итоге покупает весь комплект. Депозиты населения - это 60% всех пассивов европейских банков.

В последние 5 лет количество платежей в среднем растет на 6,7% в год в мире. Росло оно даже в кризисные 2008-2009 годы. В 2010 году в мире было проведено 283 млрд таких сделок.

На США и Европу по-прежнему приходится примерно 70% безналичных сделок, хотя в последние годы и развивающиеся страны показывают хорошие результаты. При этом правительства пытаются всячески способствовать развитию безналичных расчетов, например, ограничивая оплату наличными крупных покупок, как это пытаются сделать в России и других странах.

Количество безналичных сделок во всех регионах мира неуклонно растет

Таблица 3

Пока значительная часть платежей проходит через банковскую систему. В 2011 году из 90,6 млрд платежей 51% были выполнены в форме обычных трансфертов, а еще 41% - с помощью кредитных и депозитных карт.

В США и Канаде на карты приходится 60,8% и 72,7% сделок соответственно. В Европе в 2010 году - 40% против 28% в начале десятилетия. В странах БРИК на карточки приходится 38% сделок против 14% 10 лет назад.

Карточки достигли популярности наличных
Таблица 4

Однако безналичные расчеты с помощью мобильных и интернет-кошельков также растут очень быстро. Небанковские структуры занимают примерно 6% рынка безналичных расчетов, но уже в 2013 году их доля вырастет до 8%.

Интернет-платежи...


Таблица 5
... и мобильные платежи - лидеры роста

Таблица 6
Как технологии меняют мир

Интернет из платформы для развлечений и общения постепенно стал драйвером для роста экономики и бизнеса.

С 2006 по 2011 годы в Германии было закрыто 6,6% подразделений банков - их количество снизилось до 39 643 штук. В Великобритании было закрыто 5525 подразделений - сокращение на 19,8%. Это связано с тем, что многие стандартные процедуры теперь выполняются онлайн. В 2030 году 44 млн немцев будут пользоваться онлайн-банкингом против 27 млн в 2010 году.

Банкам уже не нужные десятки тысяч отделений

Таблица 7
Мобильное устройство становится основным средством доступа к интернету. В США за последние шесть лет количество людей, владеющих стационарными компьютерами, снизилось на 13%.

Американцы предпочитают на мобильный доступ

Таблица 8
В последние годы онлайн-магазины показывают стабильно более высокий рост продаж, чем обычные магазины. Самые популярные товары в сети - книги, одежда и электроника. Однако все чаще потребители онлайн заказывают в сети еду и лекарства.

Торговля онлайн переживает бесконечный бум

Таблица 9
Постепенно современные технологии будут охватывать все больше повседневных процедур.

Нет никаких ограничений по привыканию огромных масс клиентов к новым продуктам. Все готовы сходу принять новые технологии - продукты становятся все более сложными, но при этом они быстро находят своих пользователей и завоевывают популярность.

Преступники уже переключились на новый рынок. Количество мошенничеств с использованием банковских карт в Европе уменьшилось, а преступлений в сети - неуклонно растет.

Мобильные платежи: на пути к виртуальным экосистемам

Пока банки пытаются интегрировать новые технологии оплаты в свои бизнес-модели. Но рынок развивается так быстро, что технологические лидеры (интернет-компании) уже убежали далеко вперед: скоро они интегрируют реальные, интернет и мобильные каналы оплаты. Это может полностью изменить существующую систему платежей. В DB рассмотрели все системы новых мобильных платежей:

Офлайн платежи, например, мгновенная плата покупки в супермаркете с помощью мобильного устройства.

Оплата онлайн-покупок с помощью счета мобильного устройства.

Оплата покупок, сделанных в офлайн магазинах, с помощью интернет-кошелька.

А так же - компании всех видов, которые могут и хотят получить доли на этих рынках:

Виртуальные платежные системы

В Европе и США значительную часть рынка автоматизированных систем покупки и платежей занимает система Paypal. Она быстро разрастается, и сейчас пытается продвигать мобильные платежи и платежи в точках продаж. Для этого используется чип NFC мобильных устройств.

Интернет-гиганты

Рынком мобильных платежей заинтересовались Google, Amazon и операторы мобильной связи. Они также развиват технологии NFC ("коммуникации ближнего поля"), превращающие телефон в платежную карту.

Кошелек Google, представленный в 2011 году позволяет проводить бесконтактные расчеты в офлайн магазинах. Партнерами Google стали Citi, MasterCard и другие. Правда, мобильные операторы борются с Google, который мешает разработке их собственных аналогичных решений.

Apple оставила Iphone 5 без чипа NFC, но у компании уже появилось приложение Passbook, которое позволяет хранить информацию о посадочных билетах, купонах и т.д. Производить расчеты с помощью этой системы нельзя, но Deutsche Bank считает ее первым камнем в будущей системе расчетов от Apple.

Компании, занимающиеся пластиковыми картами

Лидеры пластикового рынка также пытаются выйти на рынок мобильных платежей. У них есть огромное конкурентное преимущество: они владеют развитой инфраструктурой платежей, наработанной базой клиентов - как пользователей, так и магазинов. Им нужно просто расширить уже существующую модель, чтобы завоевать значительную часть нового рынка.

MasterCard, например, предложила систему PayPass - в обычную карту встроен чип NFC. Visa уже предложила схожую систему Paywave.

Кроме того, как было сказано выше, обе компании сотрудничают с Google.

Операторы мобильной связи

Традиционная модель бизнеса операторов мобильной связи исчерпывает себя. Именно поэтому операторы, которые не могут наращивать доход от услуг связи, вот-вот ринутся на рынок мобильных платежей. Для этого у них есть все возможности - от налаженной системы финансовых взаимоотношений с клиентами до прекрасных связей с производителями телефонов. Vodafone в сотрудничестве с Visa уже в во втором квартале 2013 года собирается запустить первый электронный бумажник.

Стартапы

На быстро развивающемся рынке наверняка появятся независимые от игроков из смежных отраслей стартапы, которые предложат самые инновационные проекты.

А вот место банков на этом рынке не вполне понятно. Большинство европейских банков сложно назвать инноваторами в области мобильных платежей, признают аналитики DB.

В США и Японии банки продвинулись в этой области чуть дальше. Но и в этих странах банки не выдумывают ничего нового, а скорее идут на поводу у технологических лидеров, например, у того же Google. Все, что они могут предложить - это клиентская база.

Четыре сценария для мобильных платежей на ближайшие 3-5 лет:

Сценарий 1. Мудрые банки не ввязались в гонку мобильных вооружений

Банки не заинтересовались технологиями мобильных платежей. Или, они решили не рисковать, подождать и войти на рынок, когда он будет окончательно развит.

И правильно сделали: рынок вопреки всем прогнозам просто не состоялся. Потребители решили, что с помощью кредиток расплачиваться вполне удобно и новые инновационные способы им не нужны. Магазины также посчитали, что технологии довольно дорогостоящие, а старые терминалы и взаимоотношения со старыми добрыми банками их вполне работают.

Банки не понесли потерь и сохранили весь свой бизнес.

Сценарий 2. Деньги на ветер

банки решили рискнуть воспользоваться новыми возможностями и заранее предложили системы мобильных платежей. Они заключили союзы с компаниями, создавшими виртуальные системы оплаты и даже изменили свою структуру, создав новые подразделения, чтобы справиться с рынком.

Но, как и в предыдущем сценарии - магазины и потребители новой технологией не заинтересовались

Деньги были просто выброшены на ветер, а инвестиции - списаны на убытки.

Сценарий 3. Первые ласточки

Магазины решили потратиться и приобрели терминалы для новых расчетов. Потребителям также понравилось рассчитываться с помощью мобильных телефонов.

В электронные бумажники, услуги которых предоставляются с помощью облачных технологий, также были включены различные программы лояльности - скидки, купоны и так далее.

На рынке появилось огромное количество решений в рамках мобильных платежей. Сначала появились стартапы. Затем они были вытеснены крупными проектами и альянсами, например, между представителями онлайн-инфраструктуры, компаниями, обслуживающими кредитные карты, и мобильными операторами.

Рынок стал крайне удобным для покупателя: любое операцию по оплате можно было сделать за один клик. Мобильные платежи интегрированы во все операционные системы. Появился удобный интерфейс.

Банки смогли вовремя поймать эту волну: они использовали современные технологии и заключили выгодные партнерства. В конце концов, они предложили и собственные системы мобильных расчетов.

При этом платежи наличными окончательно сходят на нет. Банки лишились части дохода от перевода денег. Теперь это делается через систему мобильных платежей, где комиссия куда меньше, чем в традиционных клиринговых системах.

Банки также лишились части дохода от пластиковых карт. С одной стороны, этот бизнес бурно развивается - новые технологии пластиковых карт привлекают клиентов. Но с другой стороны, растет конкуренция. Сохранять высокие комиссии уже невозможно. Однако рост количества трансакций компенсирует потери от снижения цен.

Постепенно процесс оплаты услуг отделяется от счета клиента, а отношения банков с клиентами становятся более свободными. Мобильный кошелек необязательно привязан к какому-либо банку. Однако банки, ставшие более инновационными, потеряли лишь небольшую долю на рынке. Доля компаний, не относящихся к банковскому сектору, соответственно, выросла лишь незначительно.

Сценарий 4. Apple Bank и Google Bank опередили традиционные банки и захватили рынок

Как и в предыдущем сценарии, потребители и бизнес охотно приняли нововведения. Новые технологии захватили рынки.

Но банки опоздали и не смогли занять существенную долю на рынке. Из-за чего это произошло - не суть важно: либо у них не хватило ресурсов, либо они не захотели рисковать.

Клиенты банков начали массово уходить к другим компаниям, предлагающим надежное решение, а банки потеряли значительную долю на рынка платежей.

На рынке популярность получили различные виртуальные кошельки, интегрированные с аккаунтами в различных интернет-системах. Так потребители были просто "автоматом" включены систему инновационных расчетов.

Компании, захватившие рынок платежей, следом атаковали и другие виды деятельности банков - депозиты и кредитование. Появляются Apple Bank, Google Bank и другие. Традиционные банки теряют своих клиентов.

Банки, потерявшие комиссию с переводов, пытаются отвоевать рынок - они предлагают похожие решения, но они уже не пользуются спросом.

Кредитные карты также пользуются популярностью, но вот выпускают их уже не банки. При этом даже по выпущенным картам банкам приходится снижать комиссию - конкуренция слишком высока. Рост количества платежей по картам уже не может компенсировать потери.

Отношение банка и клиента становятся еще более свободными, чем в предыдущем сценарии. Все больше клиентов пользуются другими сервисами. У них теперь помимо счета в банке есть еще множество различных аккаунтов, интегрированных с системой платежей и оказания услуг, ранее полностью принадлежавших банкам.

В конце этой грустной истории банки полностью теряют традиционные элементы своей бизнес-модели - кредитование и депозиты. Так проходит их мирская слава, длившаяся много столетий.


http://digest.subscribe.ru/economics/news/n969338593.html