Tesla объявила, что начинает производство машины с полноценным автопилотом, который по словам Илона Маска, будет работать уже через год. Итак, появятся ли в 2017 году серийные автомобили-роботы?

Автопилот или ассистент

АвтопилотВ сентябре Министерство транспорта США впервые выпустило документ, который регламентирует использование автономного транспорта. В нем не содержится ничего принципиально нового  – все стандарты создатели документа взяли из промышленной робототехники. Но стоит отметить тот примечательный факт законодательной и политической поддержки отрасли, описания механизмов финансирования и направлений ее развития. Теперь, по сути, в США определены правила игры. Это сократит время внедрения технологий на три–пять лет и помочь привлечь дополнительное частное и государственное финансирование. Главным политическим лозунгом документа стала фраза: «В США ежегодно каждый год гибнет в авариях 35 тысяч человек, в 94% случаев это происходит из-за ошибок человека. Есть возможность это исправить и спасти множество жизней». В России, как как мы знаем, ситуация со смертностью людей на дорогах совершенно не лучше. Как же автономные автомобили смогут изменить это?

В мире существуют две самые известные классификации автомобилей с автопилотом – NHTSA и SAE. Все современные ассистенты водителя (driver assistant), включая тот, который  установлен на Tesla, движутся сейчас по этим классификациям ко второму уровню от первого. Если нулевой уровень автопилота – это системы оповещения, которые не имеют возможности управлять (сюда включаются, к примеру, парктроники), то первый и второй предполагают уже полную передачу функций управления автомобилем роботу – такие действия как руление, парковка, торможение,  удержание полосы и прочее.

По сути, разница в уровнях оказывается в степени контроля за автопилотом, который осуществляет водитель. На первом уровне водителю надо не отрывать взгляда с дороги и быть готовым в любой момент продублировать действия автопилота. На втором ему можно лишь наблюдать в целом за ситуацией на дороге и быть готовым в случае приближения к перекрестку взять управление на себя. При первом уровне автопилота от водителя требуется самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу, а при ошибке взять управление на себя и блокировать перестроение. На втором автопилот перестраивается самостоятельно –нужно только дать команду, скажем, как в Tesla, включив необходимый поворотник.

При третьем уровне предполагается полный контроль автопилотом автомобиля на отдельных участках дороги, скажем, на автобанах. Volvo уже анонсировало полномасштабный тест ста автомобилей на дорогах общего пользования в ближайшее время. Уровень 4 предполагает полный контроль автомобиля автопилотом во всех ситуациях, кроме форс-мажорных – например, сильного ливня или зимней Москвы. Уровень 5 – это уже как в фильмах о будущем: на нем можно отправить автомобиль с автопилотом привезти тещу с дачи, ткнув точку на карте.

Современные ассистенты поначалу сильно раздражают водителя, их хочется отключить. Я накатал на автомобилях с разными ассистентами водителя не одну тысячу километров. Некоторые не дают перестроиться в другой ряд, если не включен поворотник, другие при повороте даже на небольших скоростях могут неправильно оценить траекторию и включают систему экстренного торможения. В плохих метеоусловиях эти системы работают еще хуже, а некоторые ситуации вообще не распознают – например, белый автомобиль при ярком солнце на светлом асфальте. Но большинство водителей все-таки отмечают, что ассистенты чаще помогают при потере концентрации, чем подводят. Каждый водитель с ассистентом скажет, что пару раз система его по-настоящему выручала.

Сейчас я езжу на Tesla и после громкой аварии могу сказать, что проблема компании в том, что в погоне за PR производитель назвал своего ассистента некорректным в данном случае словом «автопилот». От Илона Маска все настолько ждут чудес, что презентовать автомобиль с функционалом, который есть у конкурентов уже пару лет, он просто не может.

В пользовательском соглашении все написано более корректно с точки зрения полной ответственности водителя, но слово «автопилот» все же присутствует. Да, ассистент водителя в Tesla выглядит как автопилот и ведет себя как автопилот, но автопилотом в общепринятой классификации не является. Отраслевые эксперты в один голос заявляют, что автопилот Tesla создает у водителя чувство ложной уверенности, а на самом деле вероятность эксцессов по-прежнему достаточно велика, в этом кроется довольно большая опасность.

Куда поедет робот

АвтопилотВ мире индустриальных роботов уже есть стандарты безопасности, которые позволяют им работать вместе с человеком, но полностью автономно. Если вкратце, существует консенсус, что вероятность эксцесса при такой работе не должна превышать 10–8. Все идет к тому, что такой стандарт (IEC 61508) будет использоваться и в автопилотах. Понятно, что на дороге общего пользования датчики, которые используются в современных промышленных роботах, работающих в защищенной среде, не могут дать надежность 10–8: максимум, на что они способны, – это 10–4. Но это уже лучше, чем надежность большинства водителей, хотя и не настолько, чтобы общество считало автопилоты приемлемыми для полностью автономного вождения.

В обещании Илона Маска выпустить полноценный автопилот (4-го уровня) уже через год, как всегда, много популизма. Я почти уверен, что надежности 10–8 даже гениальным ученым Tesla удастся достичь не ранее чем через 3–4 года. А потом полевые испытания, решение долгих вопросов регулирования, стандартов, общественный консенсус. Tesla, безусловно, приближает момент массового выхода на дороги автопилотов 4-го и 5-го уровня, но ряд других автопроизводителей, например Volvo, делают для этого не меньше, а возможно, и больше.

Есть еще одна проблема: общественное мнение пока воспринимает убийство роботом человека как нечто из ряда вон выходящее. Десятки тысяч погибающих на дорогах из-за человеческих ошибок волнуют людей меньше, чем несколько погибших в результате ошибок автопилота. Но люди не привыкли к новым возможностям вождения, несмотря на гораздо большую безопасность автопилотов на пробеге в триллионы километров.

Нельзя обходить стороной и правовой вопрос. В этом году впервые в истории ВВС США подготовили больше операторов беспилотников, чем классических летчиков. Современные военные дроны почти все делают самостоятельно: с высокой точностью обнаруживают цель, наводятся и наносят удар. Пилот во многих случаях – требование юристов: именно человек должен быть ответствен за нажатие красной кнопки.

Обществу и регуляторам только предстоит разработать правовое поле, в котором будут действовать автопилоты, в том числе придумать решения для морального выбора в сложных ситуациях. Впрочем, мне кажется, что моральный выбор будет довольно точно соотноситься с правилами дорожного движения. Автопилот не будет принимать решение выезжать на встречную полосу или сворачивать в бетонную стену, если на дорогу вдруг выбежал ребенок. Такой выбор может сделать только человек, возможно, даже инстинктивно. Робот же не будет подвергать опасности пассажиров, не нарушающих никаких правил, чтобы спасти человека, их нарушающего. Таким образом, автопилоты волей-неволей будут больше настроены на безопасность находящихся внутри машины.
Но это должно стать результатом четко прописанных стандартов и общественного консенсуса. Количество смертельных случаев на дорогах, снизившееся на порядок в результате массового внедрения автопилотов, будет способствовать достижению этого консенсуса.

Массового внедрения умных автопилотов придется подождать. В 2025 году на дорогах вряд ли будет более 1% автономных автомобилей 4-го уровня и выше. Чтобы довести систему до требуемых уровней надежности, нужно 10 лет и триллионы километров испытаний плюс небыстрая государственная сертификация. Но когда этот процесс будет завершен, конверсия обычных автомобилей в полностью автопилотируемые будет стремительной.

Слишком много преимуществ у автопилота. Радикальное снижение смертности на дорогах, уменьшение стоимости пассажирских перевозок и количества пробок, выбросов вредных веществ. Уже к 2045 году можно ожидать первых ограничений для водителей биологического происхождения: к этому времени именно они будут представлять основную опасность на дорогах общего пользования.