Мамонтов «выкосила» болезнь?

Причина исчезновения мамонтов – гигантских млекопитающих – вопрос, который будоражит умы ученых и вызывает оживленные споры. Самая распространенная гипотеза – мамонты вымерли из-за того, что наступило глобальное потепление в Северном полушарии, причиной которому были первобытные люди. У палеонтологов из Томского государственного университета возникла другая гипотеза, они считают, что причиной гибели мамонтов стала остеодистрофия. Остеодистрофия – патологический процесс, который изменяет структуру хрящевой и костной тканей. Основой патологического процесса является нарушение обмена веществ, другими словами, мамонтам не хватало минералов. Эта гипотеза подтверждается экспериментальными данными.

При исследовании остатков позднейших мамонтов, часто обнаруживаются заболевания скелетной ткани, например, ученые нашли признаки остеомаляции (искривление и размягчение костей), остефиброза, остеоартроза и других заболеваний, которые часто поражают кости и суставы.

Сергей Лещинский, заведующий Лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ, рассказывает, что конечности некоторых животных не только повреждены, а изуродованы болезнями. Остеопроз обнаружили на всех останках, ребра древних животных исследовали также ученые из Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии.

Становится очевидным, что животные страдали от постоянных болей, переломов и вывихов, к которым приводили самые незначительные нагрузки. Мамонты с поврежденными конечностями не могли добывать себе достаточно пищи и теряли способность перемещаться в стаде. Особи, которые отбивались от стада, становились легкой добычей для хищников.

Заболевания костных тканей наблюдается у многих особей. Вне зависимости от места, где были найдены останки. Почти идентичная картина наблюдается с останками из Краков Спаджиста Стрит, Якутии, Урала, Западной Сибири, Северной Евразии и Британских островов.

Мамонты

Как уже говорилось, нарушение обмена веществ, возникало из-за минерального голодания, которое могли спровоцировать экологические изменения, вызванные увлажнением климата и неотектоническими процессами. Эти процессы привели к тому, что геохимические ландшафты окислились. Мамонты пытались восполнить недостаток химических элементов, ели глину в обнажениях оползней, на берегах водоемов, в грязевых ваннах. Однако, древние животные не смогли спасти себя, содержание в крови некоторых химических элементов опустилось ниже пороговой величины. Это и стало причиной вымирания вида.

Ученые установили, что массовая гибель мамонтов началась 24–20 тысяч лет назад. Процесс вымирания длился достаточно долго, окончательное исчезновение вида произошло в Западной Сибири 9-12 тысяч лет назад. Однако, сохранилось несколько островных рефугиумов, места, где мамонты пережидали неблагоприятный период, а потом существовали еще долго.

На острове Святого Павла в Тихом океане обнаружены остатки мамонтов, которые жили 5700 лет назад. На острове Врангеля, который находится в Северном ледовитом океане, мамонты жили 3700 лет назад, самое интересное, что в Египте, в то время, уже правили фараоны.

Гипотеза о минеральном голодании не рассматривалась ранее учеными, но останки с различных мест показывают, что болезнями костной ткани страдали все мамонты. Вне зависимости от местообитания.