В прошлом году пользователи загрузили более двухсот пятидесяти миллионов бесплатных приложений. Это почти в полтора раза больше, чем в позапрошлом году. В 2018 году аналитики также предсказывают рост данной цифры.

Директор по развитию MobileUpВиктор Черногоров говорит о трендах в мобильной разработке, которые мы увидим в этом году.

1.    Блокчейн породит множество новых приложений

Блокчейн сумел привлечь больше внимания, чем другие технологии в прошлом году. И по динамике GoogleTrends за последние5 лет можно увидеть, как рос к нему интерес.

Как показывают исследования IBM, девять из десяти правительственных организаций в 2018 году собираются инвестировать в блокчейн.
Учитывая то, как распространены мобильные приложения в разных сферах, нас этот трендне обошел. В AppStore и GooglePlay каждый день возникают новые приложения, связанные с блокчейной.

В основном это:
•     Кошельки
•     Новостные приложения
•     Калькуляторы валют
Однако порой попадаются более интересные проекты, которые в прямом смысле используют технологию.
•     Приложение Civic дает возможность подтверждать и регистрировать личные данные пользователей, и скрывать их идентичность для того, чтобы избегать кражи информациии мошенничества с кредитной историей.
•     При помощи приложения Slock.it можно находить устройства интернета вещей,арендовать их, определять местонахождение и контролировать при помощи смарт-контрактов.
•     Приложение Verisart позволяет творческим людям и художникам при помощи блокчейна подтверждать и сохранять право авторства своих творений.
Однако это лишь начало. В прошлом году мы стали работать с двумя проектами в сфере блокчейна и набрали специально в штат дополнительных специалистов. Сфера будет продолжать развиваться, и в 2018 году мы планируем еще больше подобных проектов.

2. «Умные» устройства будут еще «умнее»

В прошлом году мы увидели множество успешных IoT-проектов и живую конкуренцию на примере «умных» колонок AppleHomePod,GoogleHome,AmazonAlexa. Появились новыеAppleWatch 3 с eSIM и Fitbits.
Как феникс возродились из пепла«умные» очкив тот момент, когда компания Snapchat выпустила в продажу свою версию. Сейчас настало время новых GoogleGlass, их выпуск обещают уже в этом году. И вероятно, новый продукт станет еще более успешным.   
Развитие связи активно способствует прогрессу в интернете вещей.

Новые стандарты внедряются активно по всему миру:

•    В декабре прошлого годана встрече в Лиссабоне мировой регулятор стандартов сотовой связи 3GPP утвердил официально первые спецификации технологии 5G.
•    TelecomItaliaMobile планирует в текущем году запустить в Сан-Мариномобильную сеть пятого поколения.
•    Компания Verizonв США сообщила о своих планах запуститьдо конца этого годасвязь 5G в нескольких американских городах.
Аналитики McKinsey большие надежды возлагают на развитие стандарта 5G, благодаря которому рынок интернета вещей к 2025 году сумеет достичь $11 триллионов дохода. А если необходимы «умные устройства», то необходимы и приложения для того, чтобы управлятьими.

3. Все больше приложений станут распознавать голосовые команды

Искусственный интеллект начинает «жить своей жизнью». Как говорит новый отчет Международной корпорации данных (IDC), к 2020 годуна рынке искусственного интеллекта доходы достигнут $ 47 млрд.

Компанией «Яндекс» была выпущенасвоя альтернативаSiri – голосовой ассистент по имени «Алиса». Apple предоставила возможность разработчикам использовать Siri для вызова сторонних приложений благодаря API SiriKit.

Несмотря на перспективность направления, пока не заметен большой спрос на подобный функционал. Вероятно, еще не все бизнесмены осознали преимущества использования искусственного интеллекта в мобильных приложениях.

Мы думаем, что в этом году все больше приложений станут распознавать голосовые команды. Искусственный интеллект меняет способ принятия решений. Он становится более персонализированным и легкодоступным.
Согласитесь, это замечательно, когда можно за рулем сказать: «Доброе утро, Siri. Закажи две пиццы “три сыра” домой к восьми вечера», – и у дверей вашего дома встретить курьера, который привез пиццу.

4. AR станут использовать для практических целей

После сумасшедшего успеха игры Pokemon Go в обществе увеличился интерес к использованию дополненной реальности. AR стали чаще внедрять в приложения, но в основном в качестве вау-эффекта для промо.

В июне прошлого года Apple анонсировала платформу ARKit, которая упрощает  разработку iOS-приложений с дополненной реальностью. Через пару месяцев Google выпустила подобное решение для Android – ARCore.
По статистике GoogleTrendsможно увидеть, что второй пик популярности приходится как раз на момент презентации Apple (сентябрь 2017 года).

Сейчас, когда Apple и Google снизили порог входа для работы с технологией, дополненная реальность перейдет на новый уровень. Поутихнет шумиха и появится новая волна приложений, использующих AR для более практических целей: измерение объектов, навигация, инструкции по применению.
Хотя мы все равно с нетерпением ждем выхода новой игры во вселенной Гарри Поттера от создателей Pokemon GO.

5. Машинное обучение позволит все персонализировать

Технологии машинного обучения становятся более востребованными. Поэтому в 2017 году Apple представила новый фреймворк для работы с машинным обучением Core ML. На основе него в iOS реализованы собственные продукты Apple: Siri, Camera и QuickType.

Core ML упрощает интеграцию машинного обучения в приложения и позволяет создавать функции распознавания речи, объектов или лиц с помощью пары строчек кода. Возможно, в 2018 году нечто подобное представит и Google для Android.

С помощью машинного обучения приложения становятся более персонализированными: «умный» поисковик, «умные» ленты в соцсетях, рекомендуемые товары в интернет-магазинах. Gartner предсказывает, что к 2018 году компании, которые инвестировали в повсеместную персонализацию, на 20% обгонят тех, кто этого не делал.
Представьте, что приложение будет подстраиваться под ваше настроение. Например, мы сейчас разрабатываем музыкальный плеер, который обучается, изучает вас и дает ту музыку, которая подходит именно вам.

6. Все Android-приложения будут написаны на Kotlin

Язык разрабатывается с 2010 года, был представлен общественности в июле 2011, но только в мае 2017 года компания Google сделала Kotlin официальным языком разработки Android.

Упрощенный синтаксис и нацеленность сугубо на мобильную разработку позволяют быстрее и эффективнее разрабатывать Android-приложения, чем на Java.
Мы уже полтора года разрабатываем на Kotlin – полет отличный.

7. iOS-разработка будет проще и быстрее

В прежней версии среды для разработки iOS-приложений Xcode 8 была поддержка рефакторинга (улучшения кода) только для языков С и Objective-C. В 2017 году вышла девятая версия с поддержкой рефакторинга Swift.
Рефакторинг стал более наглядным и «умным». Например, при переименовании класса заодно можно переименовать файлы и текст в описании класса. Это приведет к ускорению процесса рефакторинга и разработки.

Также в XCode 9 добавилась возможность беспроводного дебага. Когда все разработчики обзаведутся беспроводными зарядками и iPhone 8 и новее, можно будет избавиться от кипы проводов на столе во время разработки. Мелочь, а приятно.

8. iPhone X изменит взаимодействие с приложениями

В сентябре прошлого года Apple презентовала iPhone X. Отсутствие кнопки «Домой», принципиально новая форма экрана, его размеры и, конечно же, «ушко» (вырез для камеры и датчика) все еще вызывают дискуссии.
Теперь дизайнерам придется считаться с вырезом при создании интерфейсов. Apple пишет в своем руководстве: «Не пытайтесь скрыть закругленные углы устройства, корпус датчика или индикатор доступа к главному экрану, поместив черные полосы вверху и внизу экрана». Приложения не должны прятать строку состояния и закрывать углы.

Отсутствие кнопки тоже «накладывает отпечаток» на приложения. Это меняет опыт взаимодействия пользователей и формат изображения. Отсутствие кнопок наверняка станет новым трендом, и примеру Apple последуют другие компании, как это было с minijack.

Приложения выходят на первый план

Мобильные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.

Если раньше приложения были просто еще одной точкой контакта с брендом, сейчас они выходят на первый план.
Компании делают акцент на мобайле, отказываются от сайтов или ставят их по приоритетности на второе место. Например, Instagramтолько в прошлом году разрешил публиковать фото через сайт. Tinder до прошлого года не имел веб-версии сервиса.
Люди уже привыкли снимать жилье, арендовать машины, вызывать такси, заказывать пиццу и выполнять любые простые действия через приложения. С развитием технологий все больше людей управляют освещением и температурой помещения, редактируют фото с помощью нейронной сети и покупают биткоины в приложениях.
Мобильная разработка идет следом за инновациями. И чем больше новых сложных задач появляется, тем интереснее наша работа.