Что пароход и стационарный телефон могут рассказать нам о закате эпохи автомобилей
("The Atlantic ", США)
Эмили Бэджер (Emily Badger)
 
Подобный прогноз может показаться довольно дерзким в основном из-за того, что большинство из нас не задумывается о технологиях – или истории технологий – в вековом масштабе времени. «Вероятнее всего, сейчас мы находимся гораздо ближе к концу эпохи личных автомобилей, чем к ее началу, - утверждает Мори Коэн (Maurie Cohen), помощник профессора факультета химии и энвироники Технологического университета в Нью-Джерси. – Поскольку за плечами у нас осталось уже 100 лет автомобильной эпохи, трудно себе представить, что автомобили, какими мы их знаем, сохранятся в течение еще сотни лет».

Коэн считает, что в течение следующих 100 лет наша стареющая сеть федеральных скоростных автомагистралей скорее всего исчезнет, кроме того, мы вряд ли сохраним для будущих поколений те законы и субсидии, которые поддерживали нас в использовании автомобилей до настоящего времени. Сейчас автомобили настолько широко используются в обществе, что нам довольно трудно спрогнозировать будущее без них. Однако ни одна технология – какой бы важной она ни казалась в свою эпоху – не живет вечно. Примерами этому могут послужить технологии из истории развития транспорта, такие, как парусные корабли, пароходы, системы каналов, экипажи и трамваи.

Все эти технологии сначала развивались, потом повсеместно внедрялись, но в конечном итоге на их место приходило нечто новое. И эти процессы всегда развивались по одному и тому же сценарию, который может помочь нам прогнозировать будущее автомобилей. Таким образом, мы должны рассматривать автомобили не с точки зрения сегодняшней «войны с автомобилями», а в масштабе длительных промежутков времени.

«Никакого резкого катаклизма не будет, - комментирует Коэн будущее автомобилей. – Подобно другим технологиям, которые со временем изживали себя, они просто отойдут на второй план, и мы постепенно о них забудем». Сейчас именно это происходит со стационарными телефонами. Наши бабушки, вероятно, еще ими пользуются. Однако вспомните, позвонили ли вы в телефонную компанию, чтобы сообщить, что вы переехали в новое жилье? «Дело не в том, что однажды утром мы все проснулись и единодушно решили избавиться от стационарных телефонов, - объясняет Коэн, - они просто постепенно уходят в прошлое».

«Думаю, со временем точно так же постепенно исчезнут и автомобили».


Автомобиль Acura NSX на автосалоне в Детройте, США


Возможно, автомобили долгое время будут сохраняться на периферии (там до сих пор можно найти суда для перемещения по каналам). Однако, скорее всего, мы будем двигаться дальше. В истории есть множество примеров подобных «социально-технических переходов», как их называют такие ученые, как Коэн. В частности, к этому выводу их подтолкнула история пароходов. Людям понадобилось примерно 100 лет, чтобы перейти от парусных судов к пароходам. «Пароходы вовсе не сразу продемонстрировали свое превосходство», - добавляет Коэн. С этой технологией неоднократно возникали проблемы. Необходимо было устранять дефекты конструкций. Иногда пароходы даже взрывались.

Зачастую нам кажется, что автомобиль появился благодаря Генри Форду на рубеже 19 и 20 столетий. Однако история автомобилей уходит своими корнями еще на 100 лет в прошлое, и ее началом стоит считать изобретение транспортных средств на паровой тяге и первого двигателя внутреннего сгорания. Первые прототипы автомобилей тоже нередко взрывались. Люди их боялись. Им приходилось долго учиться, чтобы ими управлять. Кроме того, необходимо было создавать инфраструктуру – дороги, заправочные станции, ремонтные мастерские – чтобы автомобилями было удобно пользоваться.

«Зачастую мы склонны считать автомобиль центральным элементом повседневности, - объясняет Коэн, - и мы неспособны признаться в том, что дело не только в самом автомобиле». Подобно любой другой, повсеместно внедренной технологии, автомобиль прочно закрепился в социальной системе. В данном случае эта система включает в себя топливопроводы, системы обучения водителей и выдачи водительских прав, страховые компании, законы, регулирующие порядок использования автомобилей на общественных дорогах, полицейские службы, обеспечивающие контроль за исполнением законов. Выражаясь научным языком теории социально-технических переходов, все это представляет собой режим вокруг автомобиля.

«Люди, являющиеся частью этого режима, просыпаются утром, обувают ботинки и отправляются обеспечивать работу этой системы на ежедневной основе, - говорит Коэн. – Поэтому система имеет достаточно внушительный потенциал, чтобы отразить любую атаку против нее».

Однако уже сейчас можно разглядеть трещины в этом режиме. Число регистраций новых автомобилей в США перестало расти, хотя население страны продолжает увеличиваться. Рост цен на топливо сделал содержание автомобиля в некоторых семьях невыгодным. Молодые люди, которым немногим больше 20-ти лет, сейчас гораздо реже имеют собственные автомобили и утверждают, что не слишком в них нуждаются. По словам Коэна, классический фильм «Американские граффити» сегодня просто не был бы снят.

Внутри любой социальной системы существуют «мятежные ниши», как их называет Коэн, которые постоянно оспаривают власть режима. Эти ниши - хрупкие, недостаточно финансируемые и, как правило, заклейменные позором. Когда-то автомобили представляли собой такую нишу – так было в эпоху экипажей. Теперь же, в эпоху автомобилей, подобными нишами являются компании, пропагандирующие групповое пользование автомобилем, или группы, выступающие в поддержку поездок на велосипедах.

Некоторые ниши со временем набирают вес и замещают господствующий режим, как однажды сделали автомобили. Однако этот процесс зависит от гораздо большего числа факторов, помимо самого технологического изобретения. В данном случае стоит рассмотреть пример сотовых телефонов, которые пришли на смену стационарным аппаратам. Наша потребность в сотовых телефонах не появилась из ниоткуда.

Изменились условия труда. Людям потребовалось больше времени на поездки на работу и с работы, поэтому появилась потребность в средствах связи, которыми можно было бы пользоваться в автомобиле. Батарейки уменьшились в размерах. Повсюду начали строиться вышки-ретрансляторы.


Автомобиль BMW i3


Никто не замечал этих событий, которые постепенно разворачивались в период технологического перехода. По словам Коэна, люди были неспособны разглядеть в автомобилях фундаментально новое средство передвижения вплоть до начала Первой Мировой войны. До того многие видели в автомобилях всего лишь экипажи без лошадей.

«Возможно, технология, которая придет на смену автомобилям, уже существует, - добавляет Коэн. – Мы просто ее не замечаем».

По мнению Коэна, альтернатива автомобилям, возможно, придет из Китая, что может стать довольно ироничным возмездием со стороны истории. Автомобили в основном разрабатывались в Америке в соответствии с американским ландшафтом - с его бескрайними просторами и совершенно новыми городами. Затем автомобили постепенно начали появляться и в других местах, таких, как тесные, старые европейские города и развивающиеся страны. Если альтернатива автомобилю будет разработана в Китае, то она будет соответствовать специфическим нуждам и условиям Китая. В результате эта альтернатива вряд ли приживется в США, как отмечает Коэн, точно так же, как когда-то автомобиль не прижился во Флоренции в той же мере, как он прижился в Детройте.

Сейчас мы вряд ли способны точно спрогнозировать, каким окажется это будущее. Это отчасти объясняется тем, что в соответствии с нашей культурой мы в гораздо большей степени привыкли праздновать появление новых гаджетов, чем задумываться о том, как исчезают прошлые технологии.

«Люди не способны заглянуть в будущее дальше своей собственной жизни, - объясняет Коэн. – Они родились в том обществе и той культуре, для которых характерно повсеместное распространение автомобилей, поэтому люди не могут представить себе жизнь без них».

Коэна беспокоит то, что в США мы утратили нашу «культурную способность предвидеть альтернативные пути развития в будущем», мы уже не способны прогнозировать свою жизнь в следующем столетии. Если мы и пытаемся нарисовать картину нашего будущего, то зачастую оно выглядит либо как воспроизведенная версия настоящего, либо как апокалиптический пейзаж. Однако подобные упражнения требуют от нас гораздо более развитого воображения: каким станет следующий экипаж без лошади? Автомобилем без двигателя?

Эмили Бэджер (Emily Badger) – штатный корреспондент издания The Atlantic Cities. Ее статьи прежде публиковались в Pacific Standard, GOOD, The Christian Science Monitor, а также в The New York Times. В настоящее время она живет в Вашингтоне, округ Колумбия.

Оригинал публикации: What the Steamship and the Landline Can Tell Us About the Decline of the Private Car


http://inosmi.ru/world/20130315/206992198.html