Как технологии и интернет развивают наш разум

("Slate.fr", Франция)
 
Ну-ка, ответьте, чему равен квадратный корень из 2130? Сколько кабриолетов Roadmaster выпустил Buick в 1949 году? У какой авиакомпании ни разу не упал самолет?

Если вы сказали 46,1519, 8 000 и Quantas, то здесь есть два варианта. Первый - вы гений, как «человек дождя». Второй - вы воспользовались мощнейшей технологией повышения умственных способностей XXI века. Или, проще говоря, интернетом.

Разумеется, сеть не является непосредственным продолжением вашего мозга. А в фильме герой Дастина Хоффмана все равно ответил бы на несколько секунд быстрее вас на пару с Google. Тем не менее, на практике различий между энциклопедическими знаниями и высокоскоростным соединением с интернетом оказывается куда меньше, чем вы могли бы подумать. Причем, это касается не только математических задач и разного рода загадок. Память, общение, анализ данных - во всех этих областях мы можем получить сверхчеловеческие способности благодаря мобильным устройствам с выходом в сеть. По мнению критиков, число которых постоянно растет, интернет превращает нас в ленивых, глупых, одиноких и даже сумасшедших людей. Однако на самом деле такие инструменты, как Google, Facebook и Evernote, могут не только расширить наши знания и повысить эффективность работы, но и в буквальном смысле сделать нас умнее, чем раньше.

Сама мысль о том, что мы в состоянии изобрести средства для изменения наших умственных способностей, может показаться удивительной, однако на самом деле речь идет об одном из основополагающих определений в эволюции человека.  

Какие перемены принесли интернет и цифровые технологии

Появление языка привело к радикальным изменениям не только в общении, но и в мышлении наших с вами предков. Математика, печатное дело и наука еще больше расширили горизонты человеческого разума, тогда как в ХХ веке такие инструменты, как телефон, калькулятор и энциклопедия «Британника», открыли доступ к огромным объемам знаний, которые один человек попросту не мог накопить за свою жизнь.
 
Как бы то ни было, утверждение о том, что в те времена эти сведения представляли собой часть человеческого разума, было бы притянуто за уши. В тот момент еще существовала четкая граница между тем, что мы знали, и тем, что мы могли бы узнать, если бы приложили необходимые усилия.

Интернет и мобильные технологии начали менять расклад. Сегодня смартфоны заняли видное место в нашей повседневной жизни, а сети с огромной скоростью охватывают весь развитый мир.

Если я спрошу у вас название столицы Анголы, уже практически не имеет значения, помните ли вы его или нет. Вы можете достать телефон и повторить вопрос голосовому поиску Google. Механический голос скажет вам: «Луанда».
 

Что касается разнообразных «угадаек», разница между ответами выдающегося эрудита и технофила средней руки может уложиться всего в пять секунд. А победа робота Watson над Кеном Дженнингсом (Ken Jennings) в интеллектуальной игре Jeopardy! говорит о том, что эта задержка может и вовсе сойти на нет, особенно если вы используете такие аксессуары, как Google Glass. Наш разум еще никогда не был так тесно связан с информационным «облаком».  

Внешний жесткий диск для мозга


Microsoft представила новый планшетный компьютер Surface

Получается, интернет стал чем-то вроде внешнего жесткого диска для мозга человека? В частности, речь идет о концепции «расширенного сознания», которую впервые предложили в 1998 году философы Энди Кларк (Andy Clark) и Дэвид Чалмерс (David Chalmers). Эта теория неразрывно связана с философией сознания и дихотомией разум-тело, которая поднимает вопрос о том, возможно ли свести человеческое сознание к одной лишь биологии мозга.

По мнению Кларка и Чалмерса, разум современного человека - это система, которая выходит за границы мозга и включает в себя элементы нашего внешнего окружения. Как считают эти философы, некоторые технические средства (компьютерное моделирование, логарифмическая линейка и даже обычные карандаш и бумага) могут быть такой же неотъемлемой частью наших умственных операций, как и внутренние процессы работы нашего мозга.

«Если, когда мы подходим к выполнению определенной задачи, часть внешнего мира выполняет функцию процесса, который, происходи он в голове, был бы без колебаний приравнен к составляющей когнитивного процесса, значит эта самая часть мира (как мы утверждаем) действительно является частью когнитивного процесса».

Полтора десятилетия спустя, когда весь мир охватила культура Google, теория расширенного сознания выглядит как никогда убедительной. «Нед Блок (Ned Block) любит говорить: «Ваше утверждение было ошибочным, когда вы писали вашу статью, но с тех пор оно стало истинным», - рассказывает Чалмерс.

Поисковик Google, который сегодня стал приоритетным способом получения информации по всему миру, служит лишь наиболее очевидным примером. Различные виртуальные помощники, такие, как Siri от Apple, могут в мгновение ока найти номера телефонов или маршруты, которые нам раньше пришлось бы запоминать или отмечать на бумаге. Кроме того, нельзя забывать и о потенциале расширения памяти, которым обладают такие приложения, как Evernote, чей слоган звучит: «Помните обо всем» (Remember everything).

Поэтому давайте проведем вторую проверку. Что вы делали вечером 8 февраля 2010 года? Назовите имена и адреса электронной почты ваших друзей, которые сегодня живут в Нью-Йорке? Как выглядит точный рецепт вашей любимой домашней выпечки?

Мозг не любит абстрактных деталей

«Наш мозг - вне конкуренции в том, что касается хранения и вывода важнейшей для нас информации, такой, как улыбка друга или запах, который вызывает у нас тошноту, - объясняет специалист по нейробиологии памяти Морин Ричи (Maureen Ritchey) из Калифорнийского университета в Дэвисе. - Тем не менее, он не любит загружать себя абстрактными деталями, например, названием книги, которую мы хотели бы прочитать, или тем, что непременно нужно купить по пути домой с работы».

Раньше мы активно заполняли такие пробелы карточками, блокнотами и записными книжками. Но эти технологии работали не лучшим образом. «Изобретатель записной книжки, по всей видимости, ничего не знал о том, как работает мозг, когда мы вспоминаем о ком-то, - уверен глава Evernote Фил Либин (Phil Libin). - Мозг вспоминает о людях вовсе не в алфавитном порядке их имен».

Поэтому он предлагает приложение Evernote Hello, которое хранит фотографии ваших контактов, а также обстоятельства вашего знакомства среди прочей полезной информации. Если вы не помните имени человека, вы можете попросить Evernote показать вам фото всех людей, с которыми вы общались на той самой конференции в Индианаполисе месяц назад.
 

Работа мозга
С помощью других приложений Evernote вы можете делать заметки в текстах, аудио- и видео- материалах или даже веб-страницах, а затем найти их по названию, дате, месту или какому-то выражению (так вам не придется запоминать их название). Кроме того, вы можете распределить их по различным категориям. Виджет Evernote Web Clipper для браузера дополняет традиционный поиск в сети тем, что просматривает ваши личные заметки, когда вы делаете запросы в Google. Evernote Food предназначен для фотографий и рецептов блюд. 

Ваша память гораздо лучше, чем вам кажется

Разумеется, Evernote - это всего лишь одно из целого моря мобильных приложений для доступа к информации, которую не удастся найти с помощью обычного запроса в Google. Soundhound и Shazam в течение нескольких секунд «слушают» композицию, а затем выдают вам название группы, альбома и песни и даже ее текст. Checkmark определяет, когда вы проходите поблизости от почтового ящика, и напоминает вам о необходимости отправить письмо.    

Итак, где вы были февральским вечером три года назад? Если вы пользуетесь таким почтовым сервисом, как Gmail, то без сомнения сможете вспомнить об этом, просмотрев вашу переписку за тот день. А когда вы будете этим летом в Нью-Йорке, у кого можно будет остановиться на ночь и пропустить стаканчик? Именно на это ориентирован социальный поиск в Facebook. Видите? Ваша память куда лучше, чем вы думаете.

Тем не менее, все это - целая куча самых разных приложений, хотя они и находятся на расстоянии вытянутого пальца в вашем смартфоне. Кроме того, найти те или иные сведения с их помощью, может быть, и действительно просто, но вам все равно нужно держать в голове какие-то исходные данные. Именно эту проблему нужно будет решать в новых поколениях мобильного ПО.

Идеал Вэнивера Буша

Проект MyLifeBits компании Microsoft стал одной первых попыток для плавного и полного хранения информации, в основу которого легла концепция memex Вэнивера Буша (Vannevar Bush) 1945 года. Как следует из ставшей во многом пророческой статьи Буша в The Atlantic Monthly, memex - это «средство, которое позволяет человеку хранить все его книги, записи и переписку, и основано на механической структуре так, что доступ к данным осуществляется с огромной скоростью и гибкостью. Оно представляет собой расширенное личное дополнение к его памяти».  

Билл Гейтс (Bill Gates) представил обновленную версию этого пророчества в книге «Дорога в будущее» (The Road Ahead) 1996 года. Ознакомившись с работами Буша и Гейтса, научный сотрудник Microsoft Гордон Белл (Gordon Bell) попытался начать сканировать, записывать и индексировать все, что он читал, писал, смотрел и слушал. Со временем эту задачу облегчила цифровая камера SenseCam, которая висела у него на шее и автоматически делала снимки в течение дня.

Сегодня Google разрабатывает технологии, которые могут сделать нас еще ближе к идеалу Буша. Давайте снова обратимся к его статье в The Atlantic Monthly: «Охотник за снимками будущего будет носить на лбу небольшое устройство размером чуть больше ореха. (…) Система управления затворным механизмом может находиться в его рукаве, где до нее легко будет дотянуться пальцем. Легкое нажатие, и фотография сделана. На одной из линз обычных очков может быть расчерчен квадрат из тонких линий так, что они не заметны для обычного взгляда. Когда предмет попадает в эту рамку, он в кадре. Когда ученый будущего будет ходить по лаборатории или в полевых условиях, он сможет легким нажатием и совершенно беззвучно спустить затвор, если в поле зрения окажется нечто достойное внимания».

Вы слышали о Project Glass?

Что касается вывода информации, в декабре Google нанял настоящего гуру искусственного интеллекта (и неисправимого техно-оптимиста) Рэя Курцвейла (Ray Kurzweil). По слухам, сейчас Курцвейл и его группа инженеров работают над технологией личного помощника, который сможет находить и предлагать вам нужные сведения еще до того, как вы сами об этом попросите. Так, например, когда вы подходите к автобусной остановке, Google Glass скажет вам, что впереди образовались заторы, и что вам лучше поехать на метро, если вы хотите успеть на работу.

Все это ради кого?

Но действительно ли все это стоит таких усилий? Сложно сказать. Как считает Морин Ричи, человеческий мозг уже привык работать на основе догадок и намерений. И, значит, попытка научить компьютер угадывать наши мысли может привести ко множеству ложных тревог и ненужных предупреждений.
 

Развлечения в интернете
Кроме того, нельзя не отметить и отрицательные стороны таких устройств, которые достаточно мощны и умны, чтобы помочь нашему разуму в решении самых разных задач.

Что касается интернета, есть опасения, что, хотя он и делает нас умнее неким поверхностным образом, он в то же время может сделать нас глупее на более глубоком уровне. Так, писатель Николас Карр (Nicholas Carr) предполагает, что нынешний информационный век может привести к эре рассеянного внимания: из-за обилия твитов и гиперссылок наш мозг приучится к постоянной стимуляции, что в конечном итоге сделает нас неспособными прочитать книгу или же погрузиться в созерцание и размышления, без которых невозможно достичь подлинной мудрости.

В таких утверждениях, безусловно, есть доля истины, хотя исследования мозга, скорее, говорят о том, что поиск в Google стимулирует наши серые клетки даже больше чтения книги. К тому же, сам Николас Карр упоминал о том, что Сократ некогда критиковал распространение письменного слова, отталкиваясь от похожих причин. Точно также, техно-скептики XV века утверждали, что печатная машина ослабит людские умы.

Как отмечает Чалмерс, подобное суждение опирается на мысль о том, что человеческий разум тесно связан с мозгом. Да, развитие литературы, вероятно, не лучшим образом отразилось на нашей способности запоминать наизусть эпические поэмы. Однако еще задолго до этого, продолжает Чалмерс, устная речь тоже провела реорганизацию коры нашего мозга в ущерб некоторым примитивным чувственным возможностям или методам самоанализа. «Может быть, доисторический Николас Карр говорил: «Осторожно, язык делает нас глупее», - шутит ученый.

Техника может подвести

Если рассматривать мозг как некий управляющий механизм расширенного сознания, становится очевидно, что язык в целом сделал нас намного умнее. Разумеется, нет никакой гарантии, что интернет сделает то же самое, но он уже сейчас вырабатывает антитела от описанной Карром болезни: так, например, вы можете сохранить эту статью в Instapaper и внимательно ознакомиться с ней, когда у вас найдется на то время.

Тем не менее, вторая проблема стоит заметно острее. Чтобы считать технологию настоящим улучшением умственных возможностей человека, в первую очередь требуется быстрый и надежный доступ (например, мобильный интернет). Тем не менее, требуется для этого и доверие. Чем больше мы полагаемся на такие службы, как Facebook, Google, Instagram и Evernote, тем больше опасность, что они в конечном итоге нас подведут. Прежде всего, это касается неполадок в работе системы: представьте себе, что будет с миром, где все привыкли пользоваться Google Glass и беспилотными автомобилями, если вся эта техника внезапно отключится или начнет «глючить»…

Кроме того, речь может пойти и о нарушении правил хранения конфиденциальной информации: этот призрак уже сегодня витает над интернет-компаниями, которым известно многое о нашей личной жизни. Только на прошлой неделе хакерам удалось похитить адреса электронной почты, логины и зашифрованные пароли 50 миллионов пользователей Evernote. Facebook еще никогда не становился жертвой такого массированного вторжения, однако сайт намеренно ослабляет защиту конфиденциальности своих пользователей, причем нередко по заказу рекламных компаний.

Как бы то ни было, сегодня технологии расширения сознания позволяют нам освободить разум для выполнения самых сложных задач, а не тратить лишнее время на запоминание фактов и событий. Как однажды сказал Эйнштейн, когда не смог вспомнить точное значение скорости звука, «я не держу эту информацию в голове, потому что она уже и так есть в книгах».

Подобно калькуляторам, которые позволили изучающим математику студентам сосредоточиться на теоремах и доказательствах, легкий доступ к Wikipedia и интернету в целом может позволить нам освободить больше умственных сил для критического мышления и формирования связей между мыслями и идеями. Другими словами, интернет не превратит нас в подобие «человека дождя», а скорее сделает чуть ближе к Эйнштейну.
Оригинал публикации: Comment la technologie et Internet développent nos esprits

К какому будущему готовят нас интернет и информационные технологии?
("Zaman", Турция)

В свои права вступил век, делающий далекое близким, стирающий границы и стены, ускоряющий взаимодействие
Неждет Унювар (NECDET ÜNÜVAR)
 

Поколение интернета
В то время как мир продвигается по пути трансформации в «информационное общество», в столкновении с «информационной атакой» из-за резко возросшей скорости в производстве, распределении информации и доступе к ней, возникает определенное замешательство. Замечаем ли мы эти изменения, происходящие со столь головокружительной скоростью? Какие шаги следует предпринять, чтобы превратить изменения в преимущества для общества? Насколько мы замечаем риски технологического роста, когда испытываем удовольствие от пользования его благами?

Эта тема настолько широка, что вопрос и варианты ответов могут поместиться на многих страницах. В этой связи необходимо обратить внимание на социальные измерения вопроса, которые были выявлены Исследовательской комиссией Великого национального собрания Турции, стремящейся объединить накопленный в нашей стране опыт по вопросу информации и интернета. Информация - для человека, и основной элемент информации - человек. Следовательно, инновации в информационно-коммуникационных технологиях с различных сторон воздействуют практически на каждую сферу жизни человека и на все группы общества. С одной стороны, благодаря информационным технологиям, дело, которое ранее отнимало месяцы, теперь может быть выполнено за несколько секунд, с другой – в этом процессе мы столкнулись с небывалыми ранее проблемами в социальной сфере.

Необходимо обратить внимание на следующий момент: когда вы начинаете говорить о негативном воздействии информационных технологий (и особенно - интернета) на жизнь детей, молодежи и семьи, кто-то обязательно стремится заставить вас замолчать, обвиняя в намерении ограничить свободы. Необходимо, чтобы наш народ грамотно различал такого рода подходы, которые нацелены на подрыв общественных ценностей и культуры сосуществования. Конечно, если вы проводите исследование на какую-либо тему, необходимо принимать во внимание ее положительные и отрицательные стороны, а также ее возможности и угрозы. Так и процесс, в рамках которого мы движемся к «информационному обществу», наряду с предоставляемыми им удивительными возможностями, скрывает непоправимые риски, способные привести к крупным разрушениям. Наша цель состоит в том, чтобы всеобъемлющим образом проанализировать трансформационный процесс и активными мерами обратить скрытые риски и угрозы данного процесса в возможности и преимущества и наиболее благоприятным образом воспользоваться ими.

Когда в обществе удается создать среду, в которой члены семьи, индивиды способны естественным образом устанавливать близкие и искренние отношения друг с другом, свободно делиться своими особыми проблемами и вместе искать пути их решения, тогда в полной мере возможно выполнение таких функций, как обеспечение солидарности, психологического спокойствия и социализации. Сознательное применение средств информационных технологий влечет за собой позитивные последствия, в частности - получение информации и удовлетворение нужд коммуникации. Бессознательное применение способно превратиться в фактор, негативно сказывающийся на межличностных и семейных отношениях. Чрезмерное применение некоторых мобильных средств коммуникации ведет к существенной потере времени, которое члены семьи могли бы посвятить друг другу, что часто становится причиной увеличения проблем внутри семьи и неспособности с ними справиться.

Особые тревоги вызывает физическое воздействие мобильных телефонов и беспроводных средств коммуникации, которому подвергаются как дети, так и взрослые. Жизненно важное значение приобретает анализ всевозможного влияния устройств, доведение до сведения общественности его результатов и сознательное применение подобных технических средств, которые становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вследствие особенностей процесса технологического развития наибольшее воздействие информации и интернета испытывают на себе наши дети и молодежь. Важнейшие риски интернета включают доверие в интернет-пространстве наших детей незнакомым, предоставление им сведений о себе и семье, их легкая вера в обещания противоположной стороны. Чтобы защитить наших детей от подобного воздействия, им необходимо уделять достаточное количество времени, укреплять связи и общение внутри семьи и служить примером сознательного применения новых технологий. Вместе с тем необходимо задуматься о глубокой мудрости высказывания Пророка: «Воспитывайте ваших детей, исходя не из той эпохи, в которой живете вы, а той, в которой будут жить они». В этой связи необходимо открыть глаза на возможности и трудности мира, в котором мы живем. Мы не должны забывать, что для человека важно не средство само по себе, а форма его применения и вклад в достижение жизненных целей.

Как интернет влияет на детей?


Отображение логотипа Facebook в окне

Проведенные исследования показывают, что интернет может стать причиной таких физических проблем, как нарушение питания и режима сна, заболевание костно-мышечной системы, ограничение физической активности, а также ряда психологических и невралгических трудностей: недостаток внимательности, депрессия, социальная фобия, аутентизм. Образцы поведения, приносящие вред в технической или коммуникационной форме и направленные против индивида, группы, физического или юридического лица при использовании информационно-коммуникационных технологий, в целом определяются как «кибер-насилие» и обладают высоким потенциалом негативного воздействия, прежде всего, на наших детей. Одной из широко распространенных наблюдаемых в интернет-пространстве проблем является доверие несовершеннолетних детей незнакомым, установление с ними дружеских связей через интернет и легкая вера в предоставленные обещания.

В сущности, многими полезными свойствами обладают компьютерные игры, которые развивают такие качества ребенка, как системность, креативность, воображение, понимание прекрасного, умение соревноваться, высокая внутренняя мотивация. Однако невозможность сохранить баланс времени, посвящаемого компьютерным играм, может привести личность к зависимости. Как показывает практика, это в первую очередь касается игр, содержащих насилие, которые, оказывая чрезвычайное воздействие на детей и молодежь, приводят к психическим разрушениям личности и могут превратиться в одержимость. А это в свою очередь негативно отражается на коммуникации и восприятии. Проводя большую часть своего времени за компьютером и играми, содержащими насилие, учащийся начальной школы, у которого на данном этапе происходит развитие абстрактного мышления, испытывает затруднения в определении понятий «счастье», «свобода», «справедливость». С такой группой детей с проблемами восприятия сложно построить коммуникацию преподавателям, семьям и даже психологам. Согласно результатам крупномасштабного исследования, проведенного в 2010 году в 25-ти странах Европы среди пользующихся интернетом детей в возрасте от 9 до 16 лет, были установлены следующие риски виртуальной среды: порнография, насилие, построение коммуникации с незнакомыми людьми, реальные встречи с людьми, с которыми произошло виртуальное знакомство, потенциально вредное содержание ряда материалов, использование личных данных…

По предотвращению негативных последствий применения информационно-коммуникационных технологий необходимо проводить  совместную работу в сотрудничестве со всеми государственными институтами, предпринимательской средой и некоммерческими организациями. Требуется выработка соответствующих проектов и создания центров, обеспечивающих необходимую для общества информацию и его осведомленность. Содержание интернета должно быть «рациональным» путем классифицировано и образовательным путем закреплено в общественном сознании. В этой связи для возникновения в обществе понятия «безопасное пользование интернетом» немаловажное значение будет иметь проведение кампаний по эффективному воспитанию сознательности общества, которые охватят как традиционные, так и новые СМИ. Аналогичные кампании уже продемонстрировали свою состоятельность во многих странах Европы и достигли своих целей. Вместе с тем необходимо содействие развитию услуг, нацеленных на обеспечение позитивного виртуального содержания для детей. В связи с этим возникла необходимость создания в интернете закрытой среды для детей, специальных сайтов, в частности поисковых, которые содержали бы соответствующий детскому возрасту контент. Прежде всего, всем государственным институтам и организациям необходимо в согласованной форме предоставить необходимые для детей услуги, и особое значение в этом отношении приобретает лидирующая роль общества.

Одним из средств борьбы против воспринимаемого как помеха и вред содержания в интернет-среде является создание линии оповещения и консультаций. Несмотря на то, что в нашей стране уже существует линия оповещения (www.ihbarweb.org.tr), по-прежнему не создана линия консультаций. В этой области важной услугой для семей является «Безопасный интернет». Данная услуга позволяет создать профиль ребенка и семьи, связанный с пользовательскими предпочтениями, внести в профиль изменения или удалить его. Кроме того, это услуга, предоставляется бесплатно всеми интернет-провайдерами. Как отмечалось, эти вопросы в более масштабной форме были проанализированы депутатами и экспертами и сформулированы в виде предложений и рекомендаций в свете мировых практик. Результаты этой работы нашли отражение в отчете Комиссии исследования информационных технологий и интернета Великого национального собрания Турции. Мы выражаем надежду, что наши оценки и рекомендации, предложенные в отчете, позволят в наибольшей мере воспользоваться возможностями информационных технологий и избежать подстерегающих на каждом шагу рисков.

Автор - глава Комиссии исследования информационных технологий и интернета Великого национального собрания Турции.
Оригинал публикации: Bilişim ve internet araçları, bizi nasıl bir geleceğe hazırlıyor?


http://inosmi.ru/world/20130329/207428899.html
http://inosmi.ru/world/20121127/202681905.html