Поколение «ЯЯЯ»: ленивы, нарциссичны, зарвались


Как нам с ними жить, работать и создавать будущее?

Недавно мне попался совершенно потрясший сознание текст, в котором описываются все те вещи, с которыми я сталкиваюсь при общении с поколением двадцатилетних юношей и девушек. Мы часто рассказываем тут, как сделать то или се, какой инструмент подобрать для той или иной задачи. Но мы забываем, что современные специалисты оказывают решающее влияние на наши проекты, а им, этим специалистам, ±20 лет и они не похожи на нас. Есть у этого поколения и слабые стороны, есть и суперсилы, о которых эта статья, расставляющая все по своим местам. Для меня, по крайней мере.

Нарциссическое расстройство личности встречается у нынешних двадцатилетних втрое чаще, чем у поколения тех, кому сегодня 65+: студенты 2009 года на 58% более нарциссичны, чем студенты 1982-го.

По мере взросления миллениалы получают такое количество поощрительных призов за участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях, что 40% из них рассчитывают на повышение каждые два года, вне зависимости от успехов.
Они одержимы славой: опрос 2007 года показывает, что школьниц, которые хотят стать личным ассистентом известного человека, втрое больше, чем тех, кто хочет стать сенатором; тех, кто предпочтет работу ассистента работе генерального директора крупнейшей корпорации, вчетверо больше.

Миллениалы уверены в собственной крутизне: 60% из них считают, что способны интуитивно определить, что правильно, а что нет. При этом большинство тех, кому сегодня от 18 до 29 лет, все еще живут с родителями.

Они действительно ленивы: в 1992 году около 80% людей в возрасте до 23 лет хотели получить работу с высокой степенью ответственности; 10 лет спустя этот показатель упал до 60%.

Поколение миллениалов состоит из тех, кто родился между 1980 и 2000 гг. То есть сегодня это в основном подростки и те, кому 20+. В США это порядка 80 миллионов человек – самая большая возрастная группа в американской истории.

Миллениалы разных стран отличаются друг от друга, но благодаря социальным сетям, глобализации и скорости перемен у миллениала из одной страны куда больше общего с миллениалом из другой страны, чем со старшими поколениями внутри его собственного народа.

Даже в Китае, где семья исторически важнее индивида, интернет, урбанизация и политика «одна семья – один ребенок» формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей.

Все это уже не проблема сугубо богатых: бедные миллениалы даже более нарциссичны, материалистичны и зависимы от технологий.

Они – самое грозное и волнующее поколение со времен беби-бумеров. И не потому, что хотят прорваться в истеблишмент, но потому, что растут без него.

Индустриальная революция сделала индивида сильнее: у него появилась возможность переехать в город, заняться бизнесом и создать собственную организацию. Информационная революция только усугубила процессы эмансипации, предоставив человеку технологии, с помощью которых он может бросить вызов большим организациям: блогеры против газет, YouTube-режиссеры против голливудских студий, инди-разработчики и хакеры против индустрий и корпораций, террористы-одиночки против целых государств…

Поколение «Я» породило поколение «ЯЯЯ» (от англ. МеМеМе), чьи технологии эгоизма стали только мощнее. Если в 1950-х типичная американская семья среднего класса вешала на стены своего дома свадебное, школьное и, возможно, армейское фото, то сегодня она окружена 85 фотографиями себя и своих питомцев.

Миллениалы выросли в эру приумноженного «Я». Они фиксируют каждый свой шаг (FitBit), местоположение (Foursquare) и генетические данные (23 and Me). При этом, по сравнению с предыдущими поколениями, они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни.

Помимо нарциссизма, одним из ключевых их качеств является «оборзевшесть». Если ты хочешь продать семинар для менеджеров среднего звена, посвяти его тому, как справиться с молодыми сотрудниками, которые пишут имэйлы напрямую гендиректору и сливаются с проекта, кажущегося им скучным.

Несмотря на уверенность в своем будущем, миллениалы растягивают жизненный этап между подростковым возрастом и совершеннолетием.

Идея подростка возникла в 1920-х; в 1910 году лишь незначительный процент детей шел в среднюю школу. Большинство их социальных интеракций происходило с взрослыми членами своей семьи или на рабочем месте.

Сегодня мобильные телефоны позволяют детям социализироваться ежечасно. По данным Pew, они отправляют порядка 88 сообщений в день и живут под постоянным влиянием своих друзей.

«Давление сверстников антиинтеллектуально, – говорит Марк Баурляйн, профессор английского языка в Emory. – Истории неизвестны люди, которые могли бы повзрослеть под влиянием одногодок. Чтобы развиваться, тебе нужны те, кто старше. 17-летние не взрослеют, если общаются только с 17-летними».

Миллениалы взаимодействуют с миром круглые сутки, но в основном через экран. Встречаясь друг с другом, они продолжают писать сообщения в телефоне. 70% из них проверяют свой телефон каждый час, многие испытывают синдром фантомной вибрации в кармане.

Постоянный поиск дозы дофамина («Кто-то полайкал мой пост на Facebook!») снижает креативность. По данным тестов Торранса, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998 году. Начиная с 2000 года аналогичное падение показателей наблюдается относительно эмпатии, которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми и точками зрения. Это, вероятно, связано с ростом нарциссизма и нехваткой коммуникаций «лицом к лицу».

В чем миллениалы мастаки, так это в умении превращать себя в бренды с огромными хвостами из «фрэндов» и «фолловеров». Как и в случае с любыми другими продажами, позитив и уверенность в себе работают здесь на ура.

«Люди раздувают себя, как шары, на Facebook», – говорит Кейт Кембл, профессор психологии Университета Джорджии. Когда все рассказывают тебе о своих вечеринках и успехах, ты начинаешь приукрашать и собственную жизнь. Активничая в Instagram, YouTube и Twitter, ты можешь стать микрозвездой.

Миллениалы росли на реалити-шоу, которые являются, по сути, документалками о нарциссах. Они подготовлены жить в этом жанре.

«Большинство людей не самоидентифицируются до 30. Сегодня, однако, люди самоидентифицированы уже в 14, что можно считать серьезным эволюционным скачком», – говорит Дорон Офир, директор по кастингу в таких популярных телешоу, как Jersey Shore, Millionaire Matchmaker, A Shot at Love и др.

В 1979 году Кристофер Лэч писал в своей «Культуре нарциссизма»: «Медиа питают нарциссические мечты о славе, воодушевляя простых людей идентифицировать себя со звездами и ненавидеть «стадо», тем самым делая банальность повседневного существования все более невыносимой».

Самоактуализация миллениалов – это, скорее, продолжение определенной культурно-исторической тенденции, нежели революция на фоне былых поколений. Они не являются новым видом, но лишь мутантами.

Их надменная дерзость – это не столько защитная реакция, сколько технология адаптации к среде обитания – миру изобилия.

На протяжении всейистории большинству людей была уготована скромная роль фермеров. Эта роль едва ли способна реализовать индивида в полной мере», – говорит Джефри Арнетт, профессор психологии из Университета Кларка.

Те, кто не хочет взрослеть, откладывают принятие серьезных жизненных решений, поскольку выбирают из огромного ассортимента карьерных опций, многих из которых еще не существовало десятилетие назад. Что за идиот будет карабкаться по карьерной лестнице в компании, если еще до 26 лет ему предстоит сменить около семи работ?

Благодаря онлайн-свиданиям, социальным сетям и возможности поддерживать интернациональные связи людям больше не нужно вступать в брак с одноклассниками или даже гражданами одной с ними страны. Увеличение средней продолжительности жизни и развитие технологий позволяют женщинам забеременеть и в 40: большие решения можно отложить. Средний возраст вступления в брак для американки вырос с 20,6 в 1967 году до 26,9 в 2011-м.

В принципе, то, что считается типичным поведением миллениалов, – это то, как богатенькие детки вели себя всегда. Изменилось вот что: подобно Прометею, интернет демократизировал общество, открыв молодежи информацию и возможности, некогда доступные только обеспеченным.

Поскольку миллениалы не уважают власть, они ею и не возмущены. Именно поэтому они являются первыми небунтующими подростками.

«MTV всегда было территорией, свободной от родителей, – говорит президент MTV Стивен Фридман, который сегодня включает родителей едва ли не в каждое свое шоу. – Одно из наших исследований показало, что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

В 2012 году реклама браузера Google Chrome показывала студентку, обсуждающую все мелочи своей жизни с отцом. «Родители не поймут» – это устаревшее клише. Родители большинства моих друзей активны в социальных сетях, они «шэрят» и «лайкают» с ними всякие штуки», – говорит Джессика Бриллхарт, режиссер Google’s Creative Lab, автор упомянутого рекламного ролика.

«Представьте, если бы у беби-бумеров был YouTube, какими нарциссами они бы казались? – говорит Скотт Хесс, вице-президент SparkSMG, чьи маркетинговые исследования воодушевляют корпорации работать с молодежью. – Представьте, сколько чертовых инстаграмов людей, валяющихся в грязи на Вудстоке, мы бы увидели! Мне кажется, в большинстве случаев старшие обвиняют миллениалов за технологии, которым случилось появиться именно сейчас».

Компании тем временем начинают подстраиваться не только к привычкам миллениалов, но и к их ожиданиям в отношении рабочей атмосферы.

Четверть из 2200 сотрудников DreamWorks младше 30. Дэн Сатервайт, вот уже 23 года ответственный за департамент межличностных отношений в DreamWorks, говорит, что пирамида Маслоу велит компании не только платить деньги своим сотрудникам, но и обеспечивать им самоактуализацию.

В течение рабочих часов у сотрудника DreamWorks есть возможность посетить мастер-класс по фотографии, скульптуре, живописи, кинематографии и карате. После того как один из сотрудников настойчиво объяснил, что карате – это не то же самое, что джиу-джитсу, компания добавила и класс по джиу-джитсу.

Миллениалы используют свои коммуникационные преимущества, чтобы выбить для себя лучшие условия и в работе с традиционными институциями. Гарри Стителер, 15 лет рекрутирующий новобранцев в армию США, искренне восторгается миллениалами: «Когда я только начинал заниматься рекрутами, это было поколение, которому нужно было постоянно говорить, что делать. Но новое поколение понимает все еще до того, как ты открыл рот. Они на три-четыре шага впереди. Они приходят и говорят: я хочу сделать это, а потом я сделаю это, но хочу затем сделать и это».

Психологи сходятся в одном: миллениалы милы. «Меня удивляет весь этот позитив. Интернет всегда был на 50% позитивный, на 50% негативный. Но сегодня соотношение 90 к 10% в пользу позитива», – говорит Шейн Смит, гендиректор VICE, который переформатировал свою компанию для «поколения Х» (термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1982 годы) в компанию для миллениалов, когда начал публиковать онлайн-видео для аудитории помоложе.

Миллениалы склонны принимать различия, причем не только касательно геев, женщин или меньшинств, но в отношении всех. «Больше нет всех этих мы «против них». Может быть, поэтому миллениалы и не бунтуют», – говорит 17-летняя Тави Джевинсон, управляющая фэшн-журналом Rookie в свободное от школы время.

Том Брокоу, автор понятия «Величайшее из поколений», считает, что жизненная осторожность миллениалов – это разумный ответ на их мир: «Они бросают вызов привычному и ищут новые пути решения вопросов. Это и рождает вот этого пошатывающегося индивида, который пишет эппы и создает новую экономику».

Миллениалы настойчивы и оптимистичны. Прагматичные идеалисты, они пользуются системой; скорее мыслители, нежели мечтатели, лайфхакеры. У них нет лидеров, и именно поэтому у площади Тахрир и Occupy Wall Street было еще меньше шансов на успех, чем у любых предшествовавших им революций.

Миллениалы нуждаются в постоянном одобрении и публикуют свои фото из примерочных в магазине. Они жутко боятся что-нибудь упустить и создают для всего акроним. Они одержимы знаменитостями, но не идеализируют их.

Они не ходят в церковь, потому что не хотят идентифицироваться с большими институциями. Треть миллениалов в возрасте до 30 – самый высокий процент в истории! – не являются религиозными.

Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи. Они спокойны, сдержаны и не очень-то пассионарны. Они информированы, но не активны. Они за бизнес. Они любят свои телефоны, но ненавидят по ним разговаривать.

Они – не только самое большое поколение, которое когда-либо было известно человечеству, но и, вероятно, последняя большая социальная группа, по поводу которой можно делать обобщения. Уже сегодня внутри миллениалов зарождаются автономные микропоколения.

Они настолько уверенно держатся перед камерами, что у современного младенца в США больше портретов, чем у французского короля XVII века.

Да, у меня есть данные о том, что миллениалы ленивы, нарциссичны и зарвались. Однако величие поколения определяется не данными, но тем, как это поколение справляется с вызовами, обрушивающимися на него.

http://www.km.ru/economics/2013/11/05/ekonomika-i-finansy/724555-pokolenie-yayaya-lenivy-nartsissichny-zarvalis