Наступление Азии

Мировой автопром ждет передел рынка в следующие пять лет. У Volkswagen больше всего шансов увеличить свою долю на глобальном рынке. Азиатские страны, особенно Китай, укрепят свои позиции в мире, тогда как в Европе объемы производства и продаж машин продолжат падать. Такие выводы делает компания KPMG на основе опроса топ-менеджеров автопроизводителей.

Международная консалтинговая компания KPMG спросила у топ-менеджеров автомобильной отрасли, каких кардинальных изменений они ждут в ближайшие пять лет. В опросе приняли участие 200 генеральных директоров и членов правлений фирм, работающих в области автомобилестроения, передает Deutsche Welle.

Передел рынка

«Экспорт машин из стран БРИК существенно возрастет. Это еще сильнее усугубит ситуацию в Европе»

Отвечая на вопрос, какие производители в ближайшие пять лет имеют наилучшие шансы увеличить свою долю на мировом автомобильном рынке, 81% респондентов назвали немецкий концерн Volkswagen. Второе место с 70% голосов занял другой автостроитель из Германии – BMW. Столько же набрала и пока малоизвестная на Западе китайская компания BAIC.

Компания Volkswagen AG (марки VW, Audi, Skoda, SEAT и Porsche) уже по итогам 2012 года показала рекордные продажи автомобилей. Впервые за свою историю концерн реализовал на мировом рынке более 9 млн машин за год благодаря росту продаж на 11,2%. Наибольшими темпами (26,2%) росли продажи в Северной Америке и в США (рост на 34,2%). VW празднует успех и в важном сейчас Азиатско-Тихоокеанском регионе, где продажи увеличились на 23,3% и впервые достигли отметки в 3 млн машин. В России компания также чувствует себя прекрасно: продажи выросли на 38,8% до 317,7 тыс. автомобилей по сравнению с 2011 годом. Только в Европе продажи VW падают: в Западной Европе на 6,5%, в Южной Европе – на 0,3%.

И все же, несмотря на рекорды VW, за мировое лидерство по продажам автомобилей пока по-прежнему борются Toyota и General Motors.

По итогам 2012 года крупнейшим автопроизводителем в мире, скорее всего, вновь станет Toyota, которая ожидает продажи на уровне 9,76 млн автомобилей (рост на 22% по сравнению с 2011 годом). Пока о годовых продажах японский концерн не отчитался. Если этот прогноз оправдается, то Toyota вновь оставит позади General Motors и Volkswagen AG, которые, как ожидается, продадут в этом году 9,3 млн и 9 млн автомобилей соответственно. В 2011 году Toyota уступила обоим конкурентам, заняв третье место из-за существенного сокращения объема производства.

Что касается General Motors, то концерн теряет свои позиции на мировой арене в борьбе за выживание и получение прибыли. Концерн до сих пор пытается продать убыточное немецкое подразделение Opel, которое в свое время так и не отдали в руки России. Теперь американцы пытаются взвалить проблемы компании Opel на французскую компанию PSA Peugeot Citroën. После провала первой попытки продажи французам Opel в ноябре 2011 года GM заявил о готовности заплатить французскому концерну несколько миллиардов евро, если тот согласится приобрести терпящее убытки подразделение Opel. Об этом сообщила сегодня газета «Трибюн».

Как отмечает издание, в этой сделке могут принять участие французские власти, которые получат долю в новой компании. Ранее GM хотел сохранить долю в капитале продаваемого подразделения, но теперь готов пойти на уступки и отдать весь капитал французам. Между тем на прошлой неделе руководство PSA Peugeot Citroën заявило, что сейчас речь о покупке Opel не идет. Французские власти не выражают энтузиазма по поводу приобретения убыточной автостроительной компании, учитывая, что финансовое положение самого французского автопроизводителя и без того сейчас крайне нестабильное.

Китайская экспансия

Опрошенные KPMG топ-менеджеры считают, что в ходе начавшейся в отрасли глобальной перегруппировки сил свои позиции существенно укрепят азиатские государства и в целом страны с растущими рынками: именно там будут наиболее быстрыми темпами расти и объемы производства, и продажи автомобилей.

Так, из 10 компаний, которые имеют наилучшие шансы в ближайшие пять лет увеличить свою долю на мировом рынке, по мнению опрошенных топ-менеджеров, восемь являются азиатскими. Среди них большинство – китайские автоконцерны, подчеркивает Матьё Майер (Mathieu Meyer), глава отдела автомобилестроения KPMG.

Так, после VW, BMW и китайской BAIC на четвертом месте с отрывом всего в два процентных пункта оказалась японская корпорация Toyota. За ней, но уже с большим отрывом, идут корейский производитель Hyundai/Kia, три китайские компании – SAIC, FAW и Geely, японский Nissan и индийский концерн Tata, которому принадлежат британские бренды Jaguar и Land Rover.

Участники опроса полагают, что к 2018 году те автомобили, которые сейчас выпускаются в странах БРИК (Бразилии, России, Индии, Китае) преимущественно для внутреннего рынка, станут полностью соответствовать стандартам качества в развитых государствах. В результате экспорт машин из стран БРИК существенно возрастет. Это еще сильнее усугубит ситуацию в Европе, где многие участники опроса ожидают в ближайшие пять лет самого существенного сокращения и производства, и продаж. Хуже всего дела пойдут в Италии и Испании.

Большинство участников опроса KPMG исходят из того, что широкомасштабное наступление на европейском рынке новые азиатские игроки начнут с Восточной Европы. «В свою очередь плацдармом для экспансии китайских или индийских компаний на американском континенте станет Мексика», – отмечает Матьё Майер.

Предпочтения

В ближайшие пять лет глобальным автопроизводителям предстоит найти ответы на два серьезных технологических вопроса. Сейчас концерны стремятся снизить свои расходы путем унификации выпускаемых ими на разных континентах моделей. Однако эксперты ожидают существенных региональных различий во вкусах, приоритетах и предпочтениях автолюбителей, что потребует корректировки бизнес-моделей автопроизводителей.

Так, в индустриально развитых странах растет спрос на небольшие и экологичные машины. Поэтому здесь наиболее быстрыми темпами будет расти спрос в сегментах мало- и микролитражек, полагают участники опроса. Такие же модели будут по-прежнему востребованы и в развивающихся странах. «В то же время мы видим, что на растущих рынках увеличивается спрос на престижные автомобили, например из сегмента SUV. Вот и получается, что тенденции в развитых и развивающихся странах в конечном счете все-таки разные», – считает Майер.

Еще больше отрасль волнует проблема двигателя. В последнее время отмечался ажиотаж вокруг электромоторов и электромобилей. Однако опрошенные специалисты полагают, что в ближайшие пять лет основные инвестиции пойдут на совершенствование моторов внутреннего сгорания. Одновременно растет интерес к plug-in гибридам – моделям, в которых двигатель внутреннего сгорания соседствует с электромотором, подключаемым к электросети (розеточные гибриды).

Прогноз PwC

В консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers ранее представили свой прогноз развития мирового авторынка до 2018 года. Эксперты ожидают, что к 2018 году производство легковых автомобилей в мире вырастет с 79 млн в 2012 году до 106 млн машин. Локомотивом роста производства останутся быстроразвивающиеся рынки, в то время как возможности роста развитых рынков в обозримом будущем будут ограничены. Так, в 2011–2018 годах вклад Китая и Индии в мировой рост производства составит 41% и 13% соответственно. Бразилия в указанный период обеспечит 7,6% роста мирового автопрома, Россия – 5,1%.

Автопроизводители будут стараться увеличить объемы производства и расширять модельный ряд, при этом чаще пользоваться экономией от масштаба. Согласно прогнозу PwC, по сравнению с 1993 годом объем производства автомобилей в 2018 году увеличится на 137%, при этом количество задействованных платформ уменьшится на 11% (с 334 в 1993 году до 296 в 2018-м), количество моделей увеличится на 49% (с 815 в 1993 году до 1216 в 2018-м).

В результате за 25 лет объем среднего производства на одну платформу возрастет почти в четыре раза. Этому будет способствовать консолидация автомобильной отрасли и стремление автопроизводителей сэкономить на масштабах. Уже в 2012 году 12 ведущих стратегических альянсов обеспечат 84% роста мирового производства.

http://vz.ru/economy/2013/1/14/615764.html