Афганистан: американцы не до конца учли опыт советских войск

Фото: REUTERS/Mohammad Ismail

Американские солдаты на месте теракта в Кабуле, 10 февраля 2014.

Виктор Мураховский Полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», эксперт РСМД.

С приближением срока вывода из Афганистана контингента США, действующего в рамках миссии Международных сил содействия безопасности, в зарубежных и отечественных экспертных кругах начали активно обсуждать допущенные Вашингтоном ошибки, проводя параллели с действиями Москвы в 1979–1989 гг.

В декабре 2014 г. завершают выполнение своего мандата Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Исламской Республике Афганистан, созданные в соответствии с резолюцией 1386 СБ ООН от 20 декабря 2001 г. Как известно, первую скрипку в МССБ играют Соединенные Штаты Америки. По данным Исследовательской группы по Афганистану (Afghanistan Study Group), операция в ИРА обошлась американскому бюджету в более чем 600 млрд долл. Исследователи из Гарварда приводят куда более впечатляющие цифры: ущерб, понесенный экономикой США от войны, оценивается в 1 трлн долл. По состоянию на 4 апреля 2014 г. безвозвратные потери американцев составили 2178 человек, из которых 83% погибли при выполнении боевых задач. Еще 19523 человек получили ранения различной степени тяжести.

Переформатирование МССБ и вывод войск из Афганистана

С 2013 г. командование МССБ начало масштабный вывод сил и средств из Афганистана по трем основным маршрутам.

По планам Пентагона и НАТО после 2014 г. МССБ должны быть переформатированы в учебно-тренировочную миссию. Согласно предложениям командующего МССБ Дж. Данфорда, после 2014 г. в Афганистане должно остаться 12 тыс. иностранных военнослужащих, из них 8 тыс. американцев. На проведение контртеррористических операций планируется выделить около 2 тыс. солдат и офицеров (кодовое название – «Решительная поддержка»). Предполагается, что миссия будет и дальше оказывать содействие афганским властям и силовым структурам в подготовке и обучении армейских и специальных подразделений, а также консультировать при проведении операций по обезвреживанию действующих на территории ИРА террористических и экстремистских группировок. Статус новой миссии пока не определен, поскольку нынешний президент Афганистана Х. Карзай отказался подписать с США и их союзниками по Североатлантическому блоку договор о безопасности, который определил бы условия предоставления иммунитета от судебного преследования остающимся в стране иностранным военнослужащим. В связи с этим в Белом доме приступили к рассмотрению так называемого нулевого варианта, подразумевающего полный вывод американских войск из ИРА.

REUTERS/Chad J. McNeeley/U.S. Army/Handout

Президент Афганистана Хамид Карзай выступает перед американскими солдатами и их семьями. База Форт Кэмпбелл, 14 мая, 2010.

С 2013 г. командование МССБ начало масштабный вывод сил и средств из Афганистана по трем основным маршрутам: южному – автомобильным транспортом через Пакистан к порту Карачи и далее морскими судами до пунктов назначения; северному – автомобильным или железнодорожным транспортом с использованием материально-технической инфраструктуры Узбекистана и Казахстана через Грузию или Россию до Латвии; комбинированному – по воздуху (самолетами С-17, С-130, Боинг-747) напрямую либо до портов в Персидском заливе или Средиземном море, а затем морем до места назначения. Как считают эксперты НАТО, данная логистическая операция будет самой крупной и дорогостоящей в истории НАТО: один только вывод американского контингента из ИРА (20 тыс. контейнеров с оборудованием, 24 тыс. единиц техники, 38 тыс. военнослужащих) потребует 7 млрд долл. При этом отмечается, что часть вооружений и военной техники (ВВТ) может быть передана или продана государствам региона. По сообщению газеты «Коммерсант», закрытые переговоры по этому вопросу Пентагон якобы ведет с властями Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Интерес к некоторым видам ВВТ, предназначенным для проведения контртеррористических операций, проявляют Кабул и Исламабад.

Военно-политические итоги операции МССБ в Афганистане многими американскими и европейскими экспертами оцениваются весьма негативно. При этом указывается, в частности, на то (1, 2), что советский опыт военного присутствия в этой стране не был учтен в полной мере.

Невыученные уроки советского военного присутствия в Афганистане

Американские военные внимательно изучали проведенные командованием 40-й армии боевые и психологические операции, анализировали действия спецназа ГРУ и КГБ. Во многом благодаря этому НАТО удалось избежать больших потерь за более чем десятилетний срок пребывания своих воинских контингентов в ИРА.

Нельзя утверждать, что США проигнорировали уроки пребывания советских войск в Афганистане. Наоборот, американские военные, как после вывода советских войск, так и перед началом операции в Афганистане в 2001 г., внимательно изучали проведенные командованием 40-й армии боевые и психологические операции, анализировали действия спецназа ГРУ и КГБ. Во многом благодаря этому НАТО удалось избежать больших потерь за более чем десятилетний срок пребывания своих воинских контингентов в ИРА. Вместе с тем стоит отметить, что политики в Белом доме и Пентагоне пренебрегли советами российских коллег и фактически не занимались восстановлением афганской экономики, строительством инфраструктурных объектов, реформированием сельского хозяйства, которое сейчас «специализируется» на производстве наркотиков. СССР оставил афганцам около 150 построенных объектов, столько же проектов находилось в стадии реализации. Был сооружен 2,7-километровый тоннель Саланг через стратегический перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную части страны (на тот момент это был самый высокорасположенный тоннель в мире).

Об ошибках, допущенных в Афганистане как советским руководством, так и американской администрацией, написано немало. Вместе с тем можно выделить три общих характерных просчета.

Не смогли наладить сотрудничество гражданской и военной сторон

США, как и СССР, не удалось наладить контакт с афганскими племенными вождями, в частности с пуштунами. В консервативном и религиозном обществе, складывавшемся в Афганистане на протяжении многих веков, всегда уважались права торговцев, частников, религиозных деятелей, что категорически отвергалось Москвой в 1980-е годы. Проблемы были связаны с коммунистической программой «просвещения» афганцев, предполагавшей замену духовного образования светским и подрыв авторитета местных мусульманских священников. По воспоминаниям генерала Р. Аушева, одного из заслуженных советских офицеров-афганцев, московское руководство ошибочно пыталось навязать афганцам советский образ жизни, утверждая, что религия должна быть отделена от государства, муллы должны быть изгнаны, религия – опиум для народа.

Стоит отметить, что американское командование старалось учитывать культурные особенности страны. В частности, в одном из докладов генерала С. Маккристала (командовал МССБ с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) подчеркивалось, что американские солдаты должны активнее устанавливать контакты с местными жителями, понимать их менталитет, знать историю и культуру (1, 2). Вместе с тем попытки перекроить традиционную систему племенных союзов на западный лад посредством насаждения демократических ценностей, таких как равенство мужчин и женщин, доступное современное образование, в том числе дистанционное, выборность исполнительных и законодательных органов власти, успехом не увенчались. Так, школы для девушек нередко подвергались нападениям радикалов. Что касается президентских выборов, то, по-видимому, после первого тура, по результатам которого лидирует Абдулла Абдулла, среди основных кандидатов начнется «недемократический торг за власть». Сторонники президента Х. Карзая постараются выторговать себе привилегии и иммунитеты, о чем свидетельствует, в частности, заявление З. Расула, считающегося доверенным лицом действующего главы государства. К тому же после заявления талибов о начале весенней террористической кампании второй тур выборов может вообще не состояться. Не секрет, что афганские талибы продолжают контролировать в той или иной степени, по разным оценкам, до трети территории страны (1, 2).

США, как и СССР, не удалось наладить контакт с афганскими племенными вождями, в частности с пуштунами.

Следует учесть и еще одно немаловажное обстоятельство: любая затянувшаяся война (десять лет советского и почти тринадцать лет американского присутствия) подталкивает военных к насилию в отношении местного населения, провоцирует у них злость и равнодушие, превращает применение физической силы в образ жизни (1, 2). Как следствие, в конце своего пребывания в Афганистане американцы нажили себе врагов в лице не только движения «Талибан» (ДТ), «Аль-Каиды» и аффилированных с ней террористических и экстремистских организаций, но и Афганских национальных сил безопасности (АНСБ). По данным за 2013 г., от атак «green-on-blue» (атаки «зеленых против синих» – нападения афганских солдат и полицейских на военнослужащих НАТО и международной коалиции) погибли 12 и получили ранения 10 солдат МССБ.

Постепенное вовлечение во внутриафганский конфликт

Анализ конфликтов в Афганистане выявил еще одну общую ошибку – как советские (1, 2), так и американские войска постепенно втягивались во внутренние межплеменные противоречия. Первоначально Ограниченный контингент советских войск в Афганистане предполагалось использовать лишь для охраны стратегических объектов, обеспечения безопасности государственной границы СССР, а также неприкосновенности территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). Однако антиправительственные выступления в Кабуле в феврале 1980 г., организованные при поддержке Г. Хекматияра, в то время лидера организации «Мусульманская молодежь», и Б. Раббани, руководителя партии «Исламское общество Афганистана», вынудили Москву согласиться на совместные боевые действия с афганскими вооруженными силами по разгрому отрядов оппозиции, которые к тому времени постоянно вступали в боевое соприкосновение с советскими частями.

wikipedia.org

Барак Обама и Хамид Карзай обмениваются документами после подписания соглашения в Президентском дворце в Кабуле, Май 2012.

В свою очередь, в Пентагоне планировали осуществить контртеррористическую операцию по уничтожению боевиков «Аль-Каиды» и ДТ в течение года (в крайнем случае на кампанию отводилось от трех до пяти лет). Однако присутствие в стране войск международной коалиции затянулось. На фоне стремительного падения популярности Х. Карзая (1, 2), действующего президента ИРА, пуштуна по национальности из клана поползай, которого Белый дом поддержал на выборах в 2004 г., американские войска стали увязать в начавшейся гражданской войне. Многие провинции Афганистана находились и продолжают пребывать в состоянии войны друг с другом. Внутри правительства действуют противоборствующие группировки – таджикские министры открыто воюют с узбеками, а против тех и других выступают пуштуны. Бывшие моджахеды погрязли во взяточничестве, коррупции и казнокрадстве (в причастности к хищению из «Кабул Банка» 861 млн долл. подозреваются брат президента Махмуд Карзай и близкий родственник первого вице-президента Абдул Хасин Фахим (1, 2).
В этих условиях Вашингтон стал активным участником борьбы за власть между различными группировками, действующими на афганском внутриполитическом поле. Речь идет, прежде всего, о попытках американцев договориться с талибами с целью вовлечь их в политическую жизнь ИРА, предоставив государственные портфели, сохранить дружественный США режим, а также обеспечить безопасный вывод своих войск из Афганистана (1, 2, 3). При содействии Пакистана и ряда скандинавских стран, в частности Норвегии, Белый дом предпринял попытку открыть так называемое политическое бюро талибов в катарской столице Доха для начала переговоров об окончании войны в Афганистане. Правда, эта попытка не увенчалась успехом из-за позиции Х. Карзая, который был «возмущен» появлением над офисом флага Исламского Эмирата Афганистан (частично признанное государство на территории Афганистана; название дано талибами во время их правления в 1996–2001 гг.).

В случае полного сворачивания иностранного военного присутствия в Афганистане коррумпированный и не пользующийся популярностью у афганцев режим Х. Карзая продержится под ударами талибов в лучшем случае несколько месяцев.

Поспешный вывод войск

Еще одной серьезной ошибкой можно считать поспешный вывод войск. По мнению отечественных историков и участников афганской кампании, Советский Союз в 1989 г., торопясь выполнить свои обязательства перед Западом, не просчитал возможные последствия таких действий для дружественного ему режима в Кабуле (1, 2, 3). По сути, Москва оставила своих афганских союзников один на один с вооруженными отрядами оппозиции. В результате были уничтожены или ущемлены в правах все граждане ДРА, сотрудничавшие с шурави (советскими), в том числе без суда и следствия был убит последний президент ДРА М. Наджибулла (1, 2).

По мнению спецпредставителя президента РФ по Афганистану, директора Второго департамента Азии МИД России З. Кабулова, руководство НАТО неоправданно форсирует процесс передачи полномочий и территорий под контроль АНСБ без учета реальной обстановки. В районах, уже переданных под контроль АНСБ, отмечается рост влияния экстремистов. Так, в конце 2012 г. резко ухудшилось положение в провинции Фарьяб, в январе 2013 г. обострилась ситуация в провинциях Каписа, Урузган, Герат, Кундуз и Бадахшан.

Еще одной серьезной ошибкой можно считать поспешный вывод войск.

Стоит также отметить, что по мере приближения срока окончания миссии МССБ представители непуштунской элиты начинают опасаться возвращения талибов во власть. Это оживляет центробежные тенденции в ИРА, о чем свидетельствуют, в частности, наметившийся в последнее время резкий рост межэтнических противоречий и склонность племенных политических элит к сепаратизму. Так, после повторного избрания президентом в 2009 г. Х. Карзай и его пуштунское окружение при попустительстве со стороны Запада активизировали действия, направленные на ослабление позиций влиятельных таджиков в государственных структурах и национальной полиции Афганистана. 10 марта 2011 г. в результате атаки боевика-смертника был убит начальник полиции провинции Кундуз Абдул Саидхейли, считавшийся в афганских силовых структурах одним из самых непримиримых противников талибов. Через полгода был убит таджикский генерал, командующий 303-1 региональной зоной «Памир» Дауд Дауд. По мнению афганских аналитиков, их гибель свидетельствует о таджикско-пуштунском противостоянии в силовом блоке. В ответ таджикская политическая группировка приступила к разработке плана радикального ослабления позиций пуштунского окружения Х. Карзая. Их усилия были направлены на срыв планов талибов, составивших список потенциальных жертв из числа высокопоставленных таджиков. В нем, в частности, фигурируют глава МВД М. Бисмилла Хан, бывший глава ГУНБ А. Салех и губернатор провинции Балх А.М. Нур. В список включены только те представители таджиков, которые активно противостоят талибам и укреплению позиций пуштунов в руководящем звене Афганистана.

Что ждет Афганистан после 2014 г.?

По мнению отечественных и зарубежных экспертов (1, 2), в случае полного сворачивания иностранного военного присутствия в Афганистане коррумпированный и не пользующийся популярностью у афганцев режим Х. Карзая продержится под ударами талибов в лучшем случае несколько месяцев, а то и недель. Сейчас в Белом доме и Пентагоне открыто говорят о том, что АНСБ не способны вести самостоятельные боевые действия из-за отсутствия необходимых вооружений и техники, в частности авиации, а также серьезной иностранной логистической и разведывательной поддержки. В связи с этим не следует ожидать, что США полностью свернут свое военное присутствие в ИРА.

Анализ последствий вывода советских войск и предстоящего серьезного сокращения иностранного военного присутствия в Афганистане показывает, что без инклюзивной стратегии, опирающейся не только на военные методы, добиться долгосрочной стабилизации ситуации в ИРА не удастся.

Анализ последствий вывода советских войск и предстоящего серьезного сокращения иностранного военного присутствия в Афганистане показывает, что без инклюзивной стратегии, опирающейся не только на военные методы, добиться долгосрочной стабилизации ситуации в ИРА не удастся. Мир в этой стране можно обеспечить только путем переговоров и поиска необходимых компромиссов с лидерами всех без исключения групп населения, включая талибов, которые представляют собой конгломерат разнообразных группировок, в том числе и иностранных наемников.

Афганистан входит в сферу интересов России, поэтому она готова к сотрудничеству по афганской проблематике со всеми заинтересованными государствами, в том числе и с США, а также с международными организациями, включая НАТО. У Москвы и Брюсселя уже есть хороший опыт сотрудничества в рамках Трастового фонда Совета Россия–НАТО по содействию в поставке запчастей и подготовке техников по обслуживанию вертолетов Ми-17 афганской армии. Ведется обучение кадров для антинаркотических структур ИРА, обеспечивается бесперебойный транзит через российскую территорию грузов и военной техники для нужд МССБ.

С учетом «фактора 2014 года» необходимо продолжать координировать действия в рамках будущей операции «Решительная поддержка», соблюдая главные условия – постоянный обмен данными и максимальная открытость.

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3781#top