Россия и Греция: союз возможен?

Эксперт Центра Людмила Кравченко

Долговой кризис в Греции начался в 2010 году. Тогда же стране был предоставлен первый транш финансовой помощи под исполнение непопулярных решений: жесткая экономия (в том числе через сокращение расходов на социальную сферу), проведение приватизации на сумму € 50 млрд к концу 2015 г. и реализация структурных реформ. Общий объем помощи, предусмотренный под выполнение данной программы, составил €110 млрд, из них две трети предоставлял Европейский союз, одну треть - МВФ.

Греческий долговой кризис

Крайне болезненными для греческого населения стали такие рекомендации плана, как сокращение пенсий и зарплат, отмена социальных выплат, сокращение социальных льгот для всех граждан (за исключением наиболее уязвимых слоев населения), повышение налога на добавленную стоимость, на роскошь, табак и алкоголь, проведение пенсионной реформы, которая в том числе предусматривала сокращение условий для раннего выхода на пенсию. Реализация этих мер с 1 мая 2010 года спровоцировала массовые акции протеста, которые затем 5 мая превратились в общенациональную забастовку, когда к госслужащим присоединились работники частного сектора. На фоне недовольства занявшая большинство в парламенте в 2009 году партия  Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) уже на следующих выборах в 2012 году теряет более двух миллионов голосов, заняв только третье место в парламенте. Леворадикальная коалиция СИРИЗА тогда заняла второе место, набрав 26,89% голосов.

Итоги парламентских выборов для Греции традиционно выступали определяющими всю государственную политику. Именно парламент утверждает премьер-министра, которым нередко становится лидер победившей партии, а также избирает Президента, функции которого сильно ограничены. Всю политику определяет Премьер-министр и Правительство. Выборы в январе 2015 года состоялись досрочно, поскольку парламент не смог избрать президента, после чего по Конституции предусмотрена процедура досрочных парламентских выборов. Итогом стала победа коалиции радикальных левых СИРИЗА (36%, 149 мест в парламенте). Коалиция еще в конце 2014 года поддерживала широкие забастовки против мер жесткой экономии, которые привели к росту безработицы до 20%, увеличению госдолга (в 1,7 раз превышает ВВП). Естественно, что все неудачи экономической политики были возложены на инициаторов жесткой экономии – европейскую тройку кредиторов.

Будущая Греция: программа «Открытая Европа»

Новая программа СИРИЗА «Открытая Европа», с которой коалиция выходила на выборы, включает в себя преодоление гуманитарного кризиса, восстановление занятости, экономики и налоговой справедливости, трансформацию политической системы в сторону большей демократии. Первая часть программы направлена на поддержку наименее состоятельных слоев населения. Фактически, это те же популистские уловки, которыми пользовались левые лидеры в странах Латинской Америки в 2000-ых годах. Программа включает положения о предоставлении наиболее бедным слоям бесплатного электричества, субсидий на продукты питания, субсидирование арендной платы за жилье, возвращение отмененных льгот (13-ая пенсия), предоставление бесплатной медицинской помощи незастрахованным безработным, введение карт для пользования общественным транспортом длительно безработными. Из мер, направленных на популяризацию партии среди слоев со средним уровнем дохода, стоит выделить отмену единого налога на имущество и введение налога на крупную собственность, введение прогрессивного налогообложения, реструктуризацию кредитов физических лиц и предприятий, восстановление рынка  труда через предоставление программы занятости на 300 тысяч рабочих мест во всех секторах экономики, восстановление ранее отмененных институтов по защите занятых, возвращение коллективных соглашений. Уставшее от программы жесткой экономии население Греции поддержало на выборах тот блок, который обещал пересмотреть курс в сторону роста госрасходов и восстановления занятых.

Фактически программа ставит вопрос о перспективах экономического роста, о возможности сохранения Греции в еврозоне, о ее готовности следовать единым правилам игры в ЕС при потенциальных разногласиях во внешнеполитических решениях. Для России  первостепенным вопросом остается реальная готовность Греции солидаризироваться с государствами, которые осуждают антироссийские санкции. Насколько политика греческого правительства будет последовательна в этом вопросе и не является ли стремлением выгадать большие преференции при столкновении крупнейших игроков мировой политики?

Стратегия коалиции «СИРИЗА»

Накануне выборов СИРИЗА заявляла о необходимости проведения конференции о госдолге Греции по примеру Лондонской конференции  1953 года, когда Западной Германии была списана большая часть долгов, благодаря чему началось восстановление германской экономики. Греческие власти планировали выйти на конференцию с предложениями о введении моратория на выплату процентов по греческим долгам на 5 лет и списании части долга. Общий долг Греции уже превысил € 320 млрд и достиг 175% от ВВП. Греческие левые рассчитывали на то, что идея будет поддержана теми странами  ЕС, для которых вопрос внешнего долга также актуален (рис.1). К примеру, долг Испании - 1,3 триллиона, а Италии - 2 триллиона евро.

Рис.1. Страны ЕС с максимальным внешним долгом к ВВП, в %

Основной призыв коалиции – положить конец экономической диктатуры Германии в ЕС, освободить греческую экономику от внешнего давления. В рамках этой политики СИРИЗА выступает также с популистскими требованиями выплаты Греции военных репараций и компенсаций Германией. По заявлению представителей коалиции Греция - единственная страна в ЕС, которой не было предоставлено компенсации.

После выборов позиция греческого руководства была смягчена. Они уже не требуют списания долгов, а предлагают альтернативное решение – конвертацию греческого долга в облигации двух типов: доходность первых должна быть привязана к уровню экономического роста страны, на них будут обменены долги перед странами-кредиторами, второй тип – это «вечные» облигации, в них будут переведены долги Греции перед ЕЦБ. С этими предложениями выступил министр финансов Греции Янис Варуфакис во время своего турне по странам ЕС. В частности, он посетил Германию, Великобританию, Францию. Канцлер ФРГ Ангела Меркель не поддержала идею списания долга, предлагая дальнейшую финансовую помощь на продолжение реформ, но министр финансов Греции заявил, что новые кредиты страна брать не собирается. Министр финансов Франции Мишель Сапин уверил, что Франция готова поддержать Грецию и призвал к заключению нового контракта. Но достигнуть определенности в вопросе государственного долга пока так и не удалось.  И уже 5 февраля ЕЦБ, который согласно временному правилу по соглашению об оказании Греции финансовой помощи принимал  в залог греческие бумаги, рейтинг которых ниже инвестиционных, отказался принимать в залог государственные облигации Греции. Фактически тем самым ЕЦБ ограничил возможности кредитования греческой экономики, объясняя это  тем, что срок соглашения истекает в феврале, а договоренностей по дальнейшим перспективам достигнуто так и не было.

Российский вопрос

Единственным инструментом давления греческих левых на ЕС является позиция страны по вопросу антироссийских санкций. Для Греции санкционная кампания стала очень болезненным вопросом. В апреле на совещании с представителями производственного сектора греческие предприниматели констатировали, что ущерб от санкций для экономики будет существенным: снижение доходов из-за ограничения экспорта, обесценения рубля, удар по туристическому бизнесу (общие доходы от туризма для Греции - €1,342 млрд) и транспортному сектору (время в пути увеличилось в 1,5 раза из-за необходимости въезда в Россию с территории Белоруссии), в котором 11% перевозчиков работают с Россией на постоянной основе, и еще 20% - периодически. В августе, когда Россия ввела продовольственное эмбарго,  СИРИЗА выступала за отмену антироссийских санкций, которые причиняют вред греческой экономике. По заявлению партии санкции не содействуют решению конфликта на Украине, а лишь ведут «к открытой торговой и экономической войне». Из-за срывов экспортных поставок страна потеряла около €430 млн. От российского эмбарго пострадали 25 тысяч фермеров (в первую очередь производители персиков, нектаринов, киви и винограда), а запрет на год фактически может привести к тому, что греческие производители смогут восстановить свою долю на российском рынке только через пять лет.

Еще до выборов победившая СИРИЗА провозглашала курс на развитие сотрудничества с Россией и БРИКС. Так, Костас Исихос говорил о перспективах сотрудничества с Россией в сфере энергетики, позитивно оценивал идею строительства газового хаба у берегов Греции и также упоминал о возможности пересмотра решений по тендерам на разработку греческих месторождений нефти и газа.  Россия активизировала дипломатические усилия после прихода к власти в Греции левых сил. Президент России поздравил с победой премьер-министра Алексиса Ципраса на выборах, а также обсудил ситуацию с газовыми потоками (Южный и Турецкий). Состоялась встреча российского посла с министром обороны Греции, ожидается в ближайшее время встреча глав оборонных ведомств Греции и России.

Греция в свою очередь демонстрирует новую внешнеполитическую позицию в вопросе о санкциях. Так, греческий министр иностранных дел Никос Котзиас настоял на том, чтобы в коммюнике по ситуации на Украине Совета глав МИД стран ЕС не звучало требование о вводе новых санкций, не значилось положение о прямой ответственности России за ситуацию на Украине, но он поддержал сохранение и продление ранее принятых санкций. В российских властных кругах подобный шаг восприняли с энтузиазмом. Так, министр финансов А.Силуанов не исключил возможности предоставления кредитов Греции, но греческие власти, не утонченные в политических играх, открыто объявили, что Греция не собирается запрашивать финансовой помощи у России.

Геополитические последствия нового греческого курса

Для ЕС в вопросе о санкциях принципиально важна позиция всех 28 членов, поскольку решение о новых санкциях принимается с согласия всех государств-членов Союза. Ранее Приход к власти левых сил в Греции фактически пополнил список государств, которые тяготеют к пророссийскому вектору. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан указал, что равняться будет на двух стратегических партнеров – Россию и Германию, в то время как США имеют важное, но не первостепенное значение. Премьер уверил, что его страна будет выстраивать «дружеские, сбалансированные, корректные, честные и взаимовыгодные отношения» с Россией и Германией, что уже прослеживается в его заявлениях о нежелании принимать участие в Холодной войне с Россией, которую инициирует США и отказе поддерживать санкции в отношении России. Чехия, Словакия и Финляндия в силу тесных экономических связей также относятся к странам, выступающим за отмену антироссийских санкций. Но государства, которые фактически заправляют делами в ЕС  - Германия, Франция, Великобритания придерживаются жесткой линии, и насколько эффективным станет противостояние для России в ЕС, покажет время.

Пример Греции бросил открытый вызов проводимой в ЕС политике жесткой экономии, стал одним из проявлений нарастающей критики, которая может также привести к победе крайних партий во Франции, Испании (партия Подемос), Ирландии (партия Шинн Фейн). Европа не в силах остановить процесс постепенного разочарования навязанной странами-гигантами ЕС политики малым государствам. США для большинства из них не являются стратегическим партнером, на которого стоит равняться, хотя президент США Барак Обама и сделал шаг в направлении повышения своего имиджа в Греции, когда поддержал косвенно стратегию коалиции СИРИЗА, заявив, что тройка кредиторов не может «выжимать страны в разгар депрессии» и требуется компромисс всех сторон. А значит, в этих условиях у России есть шанс на преодоление разногласий с ЕС благодаря внутренним противоречиям в европейском сообществе.

Итак, новая стратегии Греции несомненно может внести коррективы в политику ЕС. Но России не стоит слишком обольщаться и наивно полагать, что отмена санкций, которую готовы поддержать греки, исходит из исключительной приверженности Греции России. Главная причина – это всевозможные попытки новых греческих властей спасти собственную экономику, как через списание долгов, так и через устранение условий (в виде санкций), которые негативно влияют на экономический рост страны. Россия в этой ситуации может только воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств.

http://rusrand.ru/analytics/rossiya-i-greciya-soyuz-vozmojen